На редкость счастливый брак — так говорили придворные о семейном союзе военного министра Российской Империи, генерала-фельдмаршала, прославленного полководца Михаила Богдановича Барклая-де-Толли и его супруги Хелены фон Смиттен. Елены Ивановны, как звали её на русский манер. В то время — а был конец 18-го века — браки среди представителей знати часто заключались по расчёту: исходя из имущественных или наследственных соображений. Однако подобные союзы вовсе не исключали настоящих чувств и глубокой душевной привязанности. Супруги Барклай-де-Толли — яркий тому пример.
Их свадьбу спланировали родители. Семейства де Толли и фон Смиттен были давно и хорошо знакомы друг с другом. Поэтому предложение руки и сердца от Михаила не стало для Елены неожиданностью. Выйти рано или поздно за него замуж казалось девушке само собой разумеющимся. Собственно говоря, ни с кем другим она и не представляла себя рядом. К Михаилу Елена испытывала самые нежные чувства. И он отвечал ей тем же. Один из адъютантов де Толли, Владимир Иванович Левенштерн, вспоминал в мемуарах, что генерал беззаветно любил свою супругу. Обладая непростым характером, он «был кроток, как ягнёнок, во всём, что казалось жены».
Михаил Богданович и Елена Ивановна обвенчались 22 августа 1791 года в домовом храме латвийского имения невесты — фермы Бекгоф. Друзья в шутку называли их брак «правильным». Впрочем, и безо всяких шуток семейный союз Барклай-де-Толли был, можно сказать, безупречен. Супругов связывала любовь, уважение и верность друг другу; общие идеалы — вера в Бога и преданность Отечеству. Хотя у обоих в родословной имелись иностранные корни — шотландские и немецкие — Михаил и Елена всегда считали себя русскими людьми. Вскоре после свадьбы дом Барклаев наполнился детскими голосами. У супругов родился сын Максим. Ещё трёх девочек, осиротевших дальних родственниц, де Толли взяли на воспитание.
Елена Ивановна понимала, что, выходя за военного, должна быть готова к долгим расставания с супругом. В 1806 году она проводила мужа на войну Четвёртой коалиции — Наполеоновской Франции против союза России, Пруссии и Великобритании. В одном из самых тяжёлых и кровопролитных её сражений Барклай-де-Толли был ранен. Осколком ему раздробило правую руку. Как только весть об этом долетела до Елены Ивановны, она немедленно отправилась к мужу. В госпитале день и ночь не отходила от его постели. Меняла компрессы. Наконец, прибыл хирург, которого прислал сам император Александр I. Врач прооперировал Михаила Богдановича. Елена Ивановна помогала во время операции. Она подносила кувшины с теплой водой, чистые полотенца. Де Толли позже говорил, что выздоровел благодаря тому, что Елена была рядом с ним.
В 1812 году наполеоновские войска вторглись в Россию. Снова Елена Ивановна провожала мужа на фронт. Сохранились письма, которые Барклай-де-Толли писал ей с полей сражений. Они полны нежности, любви и заботы. «Молюсь, чтобы Всевышний дал Тебе выдержку и храбрость нашу разлуку перетерпеть, уповаю на Его мудрость. Прошу Тебя, храни спокойствие и своё здоровье. Молю Бога и в мыслях тысячу раз обнимаю Тебя, моя любимая жена», — писал полководец. Свои послания супруге он неизменно подписывал: «Твой верный Барклай».
В мае 1818 года Михаил Богданович получил небольшой отпуск. Де Толли всей семьёй отправились на минеральные источники в Карлсбад, где генерал планировал поправить подорванное походами здоровье. Но до курорта доехать не удалось. По пути Баркалаю стало плохо, и он скончался. Елена Ивановна похоронила мужа в своём родовом имении Бекгоф. На его могиле она построила часовню, где до конца своих дней горячо молилась о любимом супруге.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 226 зач., IV, 17-25.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Имея опыт совершения грехов, всякий знает, что каждый последующий грех мучает меньше предыдущего, так что можно дойти до практически полного безразличия к тому или иному греху. Что в подобные моменты происходит с душой и как быть в такой ситуации христианину? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 4 главы послания апостола Павла к Ефесянам, который читается сегодня в храме во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
17 Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего,
18 будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их.
19 Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.
20 Но вы не так познали Христа;
21 потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, так как истина во Иисусе,
22 отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях,
23 а обновиться духом ума вашего
24 и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины.
25 Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу.
Когда-то в университете на курсах риторики нам рассказывали том, как человек привыкает к неправде. Когда в ответ на прямой вопрос лжёт ребёнок, он закрывает ладонью рот, будто бы испугавшись того, что сказал и сделал. Когда же обманывает взрослый, его могут выдать жесты, т.к. он машинально может касаться губ или подбородка. Это не всегда так, но иногда тело выдает состояние души. Что же происходит, когда ребёнок вырастает? Грех становится привычкой и человек перестаёт его замечать. В таких ситуациях люди прекрасно понимают, что делают, но перестают чувствовать внутреннее беспокойство совести при совершении нравственного преступления.
Обращаясь к ученикам, апостол Павел заклинает их не поступать так, как поступают иные народы. Что же именно его беспокоило? Самое страшное, что вообще может беспокоить верующего: возможная отчуждённость учеников от Бога. Человек, который стал Богу чужим, может позволить себе всё что угодно, ведь Бог и Его замысел становятся для него неинтересными. Путь, которым люди могут прийти к этому бесчувствию двойственный. Он заключается в невежестве и ожесточении сердца. Человек отказывается знать правду Божию, отказывается воспринимать Его откровение о мире и позволяет своему сердцу огрубеть, стать невосприимчивым ко греху, ко всякой злобе и нечистоте. При этом навык ожесточения оказывается особенно страшным, потому что приводит человека к тому, что человек совершенно перестает ощущать те или иные грехи. Слова, которые употребляет апостол, говоря о бесчувствии язычников, дословно можно понять так: «они обезболили сами себя». И речь, конечно, о нравственной боли, которую они больше не чувствуют. Впрочем, говорится это обо всех грехах и, кстати, совсем не обязательно о грехах, связанных с распутством. Фарисеи, окружавшие Христа, старались соблюдать закон и внешне были вполне благочестивы, но их сердца стали совершенно безжалостными, и они перестали чувствовать чужую боль. И сегодня, приходя на исповедь, человек может переживать о том, что не успевает читать утренние и вечерние молитвы, но даже не вспоминает того, что разорвал всякое общение с родственниками, которые, по его мнению, неправильно с ним поступили. В итоге подобная грубость души приводит его к тому, что, даже преодолевая невежество и открывая для себя Христа, подлинно познать Его человек не может. Всё читает, формально всё знает, но общей жизни со Христом не имеет, потому что от греховной жизни не отказывается.
Что же отличает учеников Христовых? Они узнали Его не так, как узнали остальные. Это было не просто знанием со стороны, потому что во Христе они научились отложить прежний образ жизни. Не привыкнуть к нему, не оправдать его, не закрыть на него глаза, но осознать его неправильность и снять как ветхую, истлевшую одежду, для того чтобы стать новым человеком и воссоздать свою жизнь по Богу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Духовные смыслы в произведениях Лермонтова». Георгий Москвин
У нас в студии был доцент филологического факультета МГУ Георгий Москвин.
Разговор шел о духовных темах в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова и, в частности, в романе «Герой нашего времени».
Все выпуски программы Светлый вечер
Интонация: иногда важно не что, а как!
Вы уверены, что разговариваете словами? Странный вопрос, не правда ли? Ведь известно, что с помощью слов мы передаем информацию, и храним ее в письменных источниках. Но есть нечто, что даже важнее слов, особенно в ситуации общения. Вы, наверное, догадались, что я говорю об интонации. Именно она передает самый важный смысл сообщения.
Лингвисты насчитали более 100 видов интонации. А ученый и языковед Всеволодский-Гернгросс выделил 16 основных видов, среди которых: пригласительная, просительная, перечислительная, звательная, повелительная, убедительная и другие.
Какую интонацию выбираем мы — зависит от нашего характера и цели высказывания. Одну и ту же фразу можно сказать по-разному. От этого во многом зависит, как люди воспримут ваши слова.
Например, я могу сказать с восхищением: «У меня нет слов, чтобы выразить свои чувства». Или с насмешкой. Или с недовольством. И от этого мой собеседник будет испытывать либо радость, либо дискомфорт.
Если вы хотите гармоничного общения и взаимопонимания, то стоит проследить за интонацией. Прибавить голосу мелодичности и размеренности, убрать напряженные нотки, поправить дыхание. И главное — настроить себя на позитивную волну. Ведь наш собеседник воспринимает именно наше состояние, а не только словарный смысл слов. Как писал блаженный Августин: «Часто мы говорим неточно, но нас понимают». Интонация выдаст истинное отношение к ситуации и поможет пониманию друг друга. Поэтому очень важно следить не только за тем, что мы говорим, но и за тем — как. Попробуйте записать свой диалог с кем-нибудь на диктофон и послушайте. Возможно, после этого вы захотите поработать над интонацией.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова