2 Кор., 173 зач., III, 4-11
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Задумывались ли вы, дорогие друзья, надо проблемой отношения между формой и содержанием – применительно к религиозной жизни? Вот, например, что важнее – соблюдать установленный церковным уставом постный день – или с лёгкостью переступить через эту форму ради, например, семейного праздника – сохранив воздержание как принцип поста в виде ограничения в количестве еды? В сегодняшнем чтении из 3-й главы 2-го послания апостола Павла к коринфянам нам предлагается интересное и необычное понимание, как решить вопрос между формой и содержанием.
Глава 3.
4 Такую уверенность мы имеем в Боге через Христа,
5 не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что́ от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога.
6 Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит.
7 Если же служение смертоносным буквам, начертанное на камнях, было так славно, что сыны Израилевы не могли смотреть на лице Моисеево по причине славы лица его преходящей,-
8 то не гораздо ли более должно быть славно служение духа?
9 Ибо если служение осуждения славно, то тем паче изобилует славою служение оправдания.
10 То прославленное даже не оказывается славным с сей стороны, по причине преимущественной славы последующего.
11 Ибо, если преходящее славно, тем более славно пребывающее.
С первого взгляда может показаться, что апостол Павел однозначно ратует за приоритет содержания над формой. Да, действительно — служение формам — в нашем случае чётким, однозначным установлениям закона Моисея — само по себе оказывается убийственным: потому что никто, ни один человек не в состоянии исполнить все эти требования безупречно. Но — это только на первый взгляд. Если вчитаться дальше, вопрос раскрывается куда более сложно и интересно.
Дело вовсе не в том, что в этой оппозиции «форма» — «содержание» необходимо занять только одну из сторон. Конечно, я легко могу себе представить лозунг крайне либерального прочтения христианства в виде «Долой форму — да здравствует содержание!». Но вот противоположный призыв — «Долой содержание, да здравствует форма!» — вообще невообразим. Даже если взять в качестве примера старообрядцев с их трепетным отношением именно к формам религиозной жизни — они потому-то и были для них бесконечно дороги, что в их сознании внешние действия находились в постоянном взаимодействии с содержанием, и поэтому изменение форм не могло не повлиять и на содержание. Поэтому любая попытка «улучшить», «скорректировать», «исправить» устоявшиеся формы религиозности воспринимались как подрыв основ и разрушение. Как говорится, «работает — не трогай!» Правда, для начала следует убедиться, что на самом деле форма — работает, а не лишь создаёт иллюзию. Ну об этом пока не будем.
Итак, оппозиция «или форма — или содержание» — во многом является искусственной. Потому что содержание без формы оказывается безформенным, а форма без содержания — пустой. Но здесь есть интересный парадокс — который я бы пояснил на простом примере. Возьмём обыкновенную бутыль для воды. На производстве изготавливают бутыль — и в чём её содержание? В... появлении пустоты! Бутыль, в которой пустоты нет — уже не бутыль, а бесполезный кусок стекла или пластмассы.
Другими словами, мы создаём бутылку — форму — а пользуемся появляющейся благодаря этой форме пустотой. Вернёмся теперь к словам апостола. «Буква убивает — Дух животворит». Посмотрим теперь через ракурс «форма содержательна, а содержание всегда оформленно». Или, если в динамике, тогда так: дух творит себе форму, а форма поддерживает, сохраняет дух. Вернувшись к нашему образу с бутылкой, попробуем сформулировать так: буква закона — то есть форма — важна ровно постольку, поскольку создаёт... духовную пустоту, разряжённость, недостаточность формы самой по себе — только наполнение которой Духом и оправдывает её содержание.
Что это значит применительно к вопросу, который мы поставили в самом начале — как правильно понять роль и значение формы и содержания в духовной жизни? Ответ я бы предложил такой: если формы нашей религиозности приводят нас к острой потребности в Боге, ощущении собственной опустошённости, высокой степени «содержательной разряженности» — и через это к сильнейшей жажде Бога — ура, форма сработала на отлично! Духу будет, куда прийти! А если, напротив, исполнение формы наполняет успокоением, самодовольством и превозношением над теми, кто грешит и ничего не соблюдает — значит, моя «духовная бутыль» оказалась запаяна и какой бы изящной формы ни была — а стала совершенно бесполезной! Именно об этом говорит преподобный Симеон Новый Богослов: «Тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека его немощи».
Помоги же нам, Господи, почаще задавать себе вопрос — на самом ли деле наша религиозная обрядовость опустошает нас от самодостаточности?
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем храму Казанской иконы Божией Матери в селе Курба
Фонд «Белый ирис» много лет занимается восстановлением старинных храмов в российской глубинке. Среди его подопечных — церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Курба Ярославской области. Это уникальный памятник русского зодчества, пострадавший во время печальных событий в XX-м столетии и чудом устоявший. В храме сохранилась часть убранства — древние росписи. Уцелела и местная святыня — чудотворная Казанская икона Божией Матери, написанная в XVII веке.
В 30-е годы прошлого века, во время гонений на церковь, жители села Курба спрятали икону на местном кладбище, там она пролежала 2 года. А потом образ Божией Матери стал переходить из дома в дом. Благодаря людской заботе он сохранился. Сейчас икона находится в храме в соседнем селе Васильевское. К ней в надежде на помощь стекаются десятки верующих людей.
«В этом году, по весне, исцелилась от рака женщина, врач, — поведал местный священник, отец Иоанн. — Её ждала операция, и гарантий на выздоровление было очень мало. Как любой человек, который получает такую информацию, она цеплялась за любую возможность спастись. Придя в наш храм, женщина долго молилась и плакала перед иконой, а вернувшись в Москву, на последнем обследовании перед операцией услышала, что опухоль у неё исчезла».
В 2019 году Курбскую святыню — Казанскую икону Божией Матери — отреставрировали на деньги многих неравнодушных людей. Благодаря этому икона, который почти 400 лет, ещё долгие годы будет дарить утешение и радость верующим. Теперь важно помочь и местному Казанскому храму. Когда его восстановят, чудотворная икона, вернётся сюда, в свой родной дом. Поддержать возрождение храма в селе Курба Ярославской области можно на сайте фонда «Белый ирис»: https://nasledie-iris.org/projects/kazanskij-hram-ukreplenie-fundamentov/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«22-е воскресенье по Пятидесятнице. Начало Рождественского поста». Протоиерей Максим Первозванский
У нас в гостях был клирик московского храма Сорока Севастийских мучеников протоиерей Максим Первозванский.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Гал., VI, 11-18) и Евангельского (Лк., X, 25-37) чтений в 22-е воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти апостола Филиппа, святителя Григория Неокасарийского, апостола и евангелиста Матфея, а также о начале Рождественского поста.
Все выпуски программы Седмица
«Церковная община и семья». Прот. Константин Харитонов
У нас в гостях был настоятель подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в городе Пересвет Московской области протоиерей Константин Харитонов.
Мы говорили о том, как формируются церковные общины, и как участие в приходской жизни помогает семьям не только на пути к Богу, но и на пути к семейному единству.
Все выпуски программы Семейный час