
Николай Губенко и Жанна Болотова
Изображение: https://clck.ru/35EuYR
У подъезда Всероссийского государственного института кинематографии толпились студенты. До начала занятий оставалось ещё несколько минут, и молодые люди непринуждённо общались. Делились идеями, обсуждали фильмы. Чуть в сторонке от остальных стоял высокий, широкоплечий парень и миниатюрная, хрупкая девушка с огромными голубыми глазами. Они увлечённо о чём-то говорили. Весь институт знал: Коля Губенко и Жанна Болотова — друзья «не разлей вода».
Они учились на одном курсе, и как-то сразу сблизились. Несмотря на то, что были очень разными. Николай — детдомовец из Одессы, осиротевший в Великую Отечественную войну. Жанна — москвичка, интеллигентка, дочь дипломата. Молодым людям было интересно друг с другом, они много времени проводили вместе. Приятели порой подтрунивали над ними, в шутку звали женихом и невестой. Но Жанна и Николай их одёргивали. «Ничего подобного. Мы — просто хорошие друзья», — говорили они.
Но однажды хорошие друзья неожиданно... разругались. Да так, что даже здороваться перестали. И надо же было такому случиться, что именно тогда оба поняли: они ведь, действительно, любят друг друга. Подруга Жанны Болотовой, актриса Лариса Лужина, вспоминала, что оба сильно страдали. Николай по вечерам бродил возле дома Жанны. А она смотрела на парня из окна, и еле сдерживалась, чтобы не выбежать к нему. Так продолжалось целый год. В это время на голубоглазую красавицу Жанну обратил внимание поэт и бард Булат Окуджава. Но девушка отвергла его ухаживания. В её душе и сердце был только Николай. Тем временем подошла защита диплома, а потом и выпускной. На вечере Жанна подсела за столик к Николаю и сказала, что так больше нельзя. Что им нужно помириться — ведь они друзья! А Губенко в ответ... признался девушке в любви!
С тех пор они больше не расставались. Николай Николаевич называл их семейный союз настоящим везением. «Удивительно совпала наша потребность друг в друге», — говорил он. В самом начале семейной жизни оба супруга много работали. Николай успел сняться в картине «Когда улетают аисты», которая в 1964-м году стала одним из лидеров советского кинопроката. Жанна начала сниматься ещё раньше — уже в 15 лет она появилась на экране в ленте Льва Кулиджанова «Дом, в котором я живу». Девушке прочили блестящую карьеру. А она неожиданно решила уйти из профессии, и целиком посвятить себя мужу. «На первом месте у меня всегда был Коля», — вспоминала Жанна Андреевна.
Николай Николаевич не только снимался в кино, но и играл в Театре на Таганке, а потом стал и его главным режиссёром. Пока он работал, супруга создавала домашний уют. И не только в бытовом плане. Как говорил сам Николай Губенко, его жена творила атмосферу в доме. По вечерам читала вслух их любимые книги. Всегда искренне интересовалась делами мужа. Он мог поделиться с нею любыми проблемами, и часто просил совета. Николай Николаевич очень ценил мнение жены. В 1978 году супруги приобрели дачу в Подмосковье и фактически туда переехали. «Это семейное гнездо, где нам хорошо вдвоём», — делился в одном из интервью Губенко. Он рассказывал, что в свои редкие выходные вместе с женой работает на участке, сажает цветы. Режиссёр считал такие минуты самыми дорогими в своей жизни.
Жанна Андреевна тоже ценила каждый день, прожитый рядом с мужем. Их брак продлился 57 лет. После кончины любимого супруга в августе 2020-го, Болотова признавалась: такого человека, как Николай, не было и больше не будет. Чуткий, тонкий, бесконечно порядочный — так говорила о нём супруга. И называла счастьем всей своей жизни.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Рэй Брэдбери «Лёд и пламя» — «Из времени мы выпали в вечность»

Фото: Piqsels
В Постной Триоди (так называется сборник богослужебных текстов Великого поста) есть слова: «Кто настолько премудр, чтобы приобрести за немногие дни вечность?» То есть тот, кто мудро распоряжается земной жизнью, приобретает за её краткое время Царствие Небесное. Ценности времени посвящён и рассказ «Лёд и пламя» американского писателя-фантаста Рэя Брэдбери.
Космический корабль совершает аварийную посадку на незнакомой планете. Космонавты попадают в чудовищные условия: на планету ежесекундно обрушивается колоссальный поток радиации, вызывающий изменения в организме. Продолжительность жизни сокращается до восьми дней. Дети, рождённые в понедельник, к воскресенью превращаются в стариков.
Вы заметили, что произошло? Рассказ незаметно выбрался из жанра научной фантастики и приблизился к притче. Вот как описывает Брэдбери жизнь на чужой планете: «Рождение мгновенно, как взмах ножа. Детство пролетает стремительно. Юношество — будто зарница. Возмужание — сон, зрелость — миф, старость — суровая быстротечная реальность, смерть — скорая неотвратимость».
Но разве эти слова только о фантастическом мире со страшной радиацией? Разве они не о нашем падшем мире, в который однажды, в самом начале человеческой истории, в результате грехопадения вошла смерть? Из вечности мы выпали во время, и оно беспощадно, скоротечно.
Герои рассказа «Лёд и пламя» находят спасение, вернувшись в корабль, который защищает их своей обшивкой. И вновь в тексте проступает христианская символика: «корабль спасения» — так называют Церковь, внутри Церкви мы находим спасение от радиации греха и смерти.
— Я нашёл способ продлить жизнь на целых три дня, три долгих, славных дня, — говорит Сим, главный герой повести.
В ответ раздаются восторженные крики, ликование.
Для друзей Сима три дня — это неслыханное богатство. Вспомним слова из Постной Триоди, с которых мы начали эту беседу, они говорят о том же. Ведь за немногие дни, напоминают они нам, можно приобрести вечность.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Мариуполь (Донецкая Народная Республика). Кафедральный собор Святителя Николая Чудотворца
Во время Великой Отечественной войны в Советском союзе возросла роль Православной церкви. В общей беде люди обращались к Богу, и власти, ещё недавно враждебно относившиеся к религии, не препятствовали соборной молитве. Не стал исключением и Мариуполь. В годы войны верующие горожане сплотились, а вскоре после Победы зарегистрировали православную общину. Её участники приобрели дом на улице Кальмиусской, оборудовали под храм и освятили его во имя Николая Чудотворца. Многие годы маленькая церковь оставалась прибежищем для верующих. А в 1989-ом православные получили разрешение построить новый храм. Возведение продолжалось несколько лет, в нём приняли участие тысячи мариупольцев. Пожертвованиями и личным участием горожане приближали тот день, когда над городом засияли купола собора во имя святителя Николая Чудотворца. Он открылся в 1991 году, с тех пор богослужения под святыми сводами не прекращались. Сегодня Николаевский собор носит статус кафедрального храма Донецкой и МариУупольской епархии.
Радио ВЕРА в Мариуполе можно слушать на частоте 97,2 FM
Благовещенская церковь (Село Нелькан Хабаровский край)
В центральной части Хабаровского края, на стрелке рек Чуя и Мая, есть небольшой поселок Нелькан. Его история началась в девятнадцатом веке с печальных событий. В 1816 году в этих краях разразилась эпидемия сибирской язвы. От нее пострадали местные кочевые народы — тунгусы и якуты. Чтобы поддержать их в трудную годину, российское правительство организовало доставку хлеба в тайгу. Один из магазинов поставили в труднодоступной местности в урочище Нелькан. С тех пор здесь появились постоянные жители.
В 1851 году через Нелькан прошел почтовый тракт. Чтобы его обслуживать, в таежный посёлок переселились государственные крестьяне из Забайкалья. Православные построили для соборной молитвы часовню во имя святителя Николая. В 1864 году её посетил епископ Камчатский и Алеутский Иннокентий (Вениаминов), ныне прославленный в лике святых.
Часовня в Нелькане служила духовным центром для русских переселенцев и тунгусов, принявших христианство. Сюда несколько раз в год приезжали священнослужители для совершения церковных таинств. В конце девятнадцатого века Никольская часовня сгорела и вместо неё построили деревянную церковь в честь праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. В поселке поселился священник. Он не только проводил богослужения, но и обучал местных ребятишек в церковно-приходской школе.
В начале двадцатого века Благовещенскую церковь уничтожил пожар и в 1914 году в Нелькане возвели каменный храм. Его стали называть братом московского собора Христа Спасителя, поскольку проекты этих зданий подготовил один и тот же архитектор — Константин Тон. Изящная таёжная церквушка, построенная по эскизам знаменитого зодчего, едва уцелела в годы советской власти. После революции 1917-го в ней разместили сначала революционный комитет, а затем сельский клуб.
В конце двадцатого века власти отреставрировали здание, привели в первоначальный вид и... сделали его филиалом «Хабаровского краеведческого музея». С таким решением не согласились местные жители. Они собрали сельский сход и ходатайствовали о возобновлении богослужений. В октябре 1991 года под сводами Благовещенской церкви вновь зазвучала молитва. С тех пор храм остаётся духовным центром поселка Нелькан.
Все выпуски программы ПроСтранствия







