
Николай Губенко и Жанна Болотова
Изображение: https://clck.ru/35EuYR
У подъезда Всероссийского государственного института кинематографии толпились студенты. До начала занятий оставалось ещё несколько минут, и молодые люди непринуждённо общались. Делились идеями, обсуждали фильмы. Чуть в сторонке от остальных стоял высокий, широкоплечий парень и миниатюрная, хрупкая девушка с огромными голубыми глазами. Они увлечённо о чём-то говорили. Весь институт знал: Коля Губенко и Жанна Болотова — друзья «не разлей вода».
Они учились на одном курсе, и как-то сразу сблизились. Несмотря на то, что были очень разными. Николай — детдомовец из Одессы, осиротевший в Великую Отечественную войну. Жанна — москвичка, интеллигентка, дочь дипломата. Молодым людям было интересно друг с другом, они много времени проводили вместе. Приятели порой подтрунивали над ними, в шутку звали женихом и невестой. Но Жанна и Николай их одёргивали. «Ничего подобного. Мы — просто хорошие друзья», — говорили они.
Но однажды хорошие друзья неожиданно... разругались. Да так, что даже здороваться перестали. И надо же было такому случиться, что именно тогда оба поняли: они ведь, действительно, любят друг друга. Подруга Жанны Болотовой, актриса Лариса Лужина, вспоминала, что оба сильно страдали. Николай по вечерам бродил возле дома Жанны. А она смотрела на парня из окна, и еле сдерживалась, чтобы не выбежать к нему. Так продолжалось целый год. В это время на голубоглазую красавицу Жанну обратил внимание поэт и бард Булат Окуджава. Но девушка отвергла его ухаживания. В её душе и сердце был только Николай. Тем временем подошла защита диплома, а потом и выпускной. На вечере Жанна подсела за столик к Николаю и сказала, что так больше нельзя. Что им нужно помириться — ведь они друзья! А Губенко в ответ... признался девушке в любви!
С тех пор они больше не расставались. Николай Николаевич называл их семейный союз настоящим везением. «Удивительно совпала наша потребность друг в друге», — говорил он. В самом начале семейной жизни оба супруга много работали. Николай успел сняться в картине «Когда улетают аисты», которая в 1964-м году стала одним из лидеров советского кинопроката. Жанна начала сниматься ещё раньше — уже в 15 лет она появилась на экране в ленте Льва Кулиджанова «Дом, в котором я живу». Девушке прочили блестящую карьеру. А она неожиданно решила уйти из профессии, и целиком посвятить себя мужу. «На первом месте у меня всегда был Коля», — вспоминала Жанна Андреевна.
Николай Николаевич не только снимался в кино, но и играл в Театре на Таганке, а потом стал и его главным режиссёром. Пока он работал, супруга создавала домашний уют. И не только в бытовом плане. Как говорил сам Николай Губенко, его жена творила атмосферу в доме. По вечерам читала вслух их любимые книги. Всегда искренне интересовалась делами мужа. Он мог поделиться с нею любыми проблемами, и часто просил совета. Николай Николаевич очень ценил мнение жены. В 1978 году супруги приобрели дачу в Подмосковье и фактически туда переехали. «Это семейное гнездо, где нам хорошо вдвоём», — делился в одном из интервью Губенко. Он рассказывал, что в свои редкие выходные вместе с женой работает на участке, сажает цветы. Режиссёр считал такие минуты самыми дорогими в своей жизни.
Жанна Андреевна тоже ценила каждый день, прожитый рядом с мужем. Их брак продлился 57 лет. После кончины любимого супруга в августе 2020-го, Болотова признавалась: такого человека, как Николай, не было и больше не будет. Чуткий, тонкий, бесконечно порядочный — так говорила о нём супруга. И называла счастьем всей своей жизни.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Колокольчик

Фото: Piqsels
Было угрюмое, дождливое осеннее утро. Быстрым шагом я направлялся в сторону автобусной остановки. Почти что бежал, старательно прячась под большим зонтом от моросящего дождя. Казалось, в тот момент абсолютно всё вокруг было серым — небо, дома, лица прохожих. Окружающие звуки сливались в единый однообразный гул.
И вдруг — звон. Лёгкий, высокий, вдохновенный. Я пригляделся.
Впереди, в нескольких метрах от меня, на крыльце магазина стоял мальчик в ярком дождевике. В руках у него был маленький колокольчик. Он размахивал им, будто дирижировал этим утром. Люди шли мимо, но почти всё обращали внимание на необычный звук. Кто-то улыбался, кто-то просто смотрел.
Я остановился на секунду. И сердце вдруг наполнилось трогательными воспоминаниями. Летние каникулы у бабули в деревне. Ароматная сладкая клубника прямо с грядки, купание в прохладной реке, бабушкины сказки на ночь. И воскресный колокольный звон, созывающий нас на службу. Вот так звук маленького колокольчика неожиданно вернул меня в детство, добавил тепла и света в это хмурое утро. И оно перестало быть хмурым.
Текст Максим Шатовкин читает Илья Дрознин
Все выпуски программы Утро в прозе
Количество или качество

Фото: Piqsels
Как-то перед началом рабочего дня я решила попить кофе в любимом скверике возле офиса. Через час должно было начаться совещание, на котором надо обсудить — какую стратегию развития выбрать: направить ресурсы фирмы на улучшение качества продукции или сделать ставку на количество?
Присела на скамейку возле детской площадки, где играли дети и стала размышлять. В этот момент мой взгляд остановился на здании храма недалеко от сквера. Купол будто раздавал всем вокруг лучи тёплого утреннего солнца. Я вдруг прошептала: «Господи, укажи мне путь...».
Посидела ещё минут десять, и уже собралась уходить. Но тут моё внимание привлекли две девочки в песочнице. Обе лепили куличики. Первая делала их медленно и старательно, а вторая — быстро лепила один за другим. Конечно, у первой куличики получались более аккуратными и красивыми, но, приблизившись, я заметила нечто удивительное.
Куличики, которые делала вторая девочка становились всё лучше и лучше. В итоге, её последние творения выглядели аккуратнее, чем те, которые делала другая девочка. Она поняла, что нужно использовать более влажный песок, её движения становились более ловкими, и в ход пошла лопатка для утрамбовки. В общем, ребёнок учитывал свои ошибки и исправлял их на ходу.
В офис я вернулась с предложением. И в итоге, выбранная стратегия, которая строилась на улучшении качества, стала выигрышной.
Текст Клим Палеха читает Алёна Сергеева
Все выпуски программы Утро в прозе
Зонтик

Фото: Piqsels
Еду на работу в переполненном людьми автобусе. Кто-то громко возмущается из-за тесноты, другие поддерживают эту тему. Стараюсь не поддаться ворчливому настроению попутчиков. Смотрю на улицу через стекло салона. Дождь в декабре... Что ж, и такое бывает. В сумке у меня — зонтик, я всегда смотрю перед выходом из дома прогноз погоды.
Громкоговоритель объявляет остановку — моя станция метро, и я с большинством пассажиров выхожу на встречу дождю. Тут и там раздаются щелчки — это зонтики раскрываются над головами людей. Вот совсем рядом у женщины в пальто распустилась в руках бордовая хризантема. Чуть дальше щёлкнул рыжий детский зони — подосиновик, под которым спряталась девочка со школьным ранцем. Открываю свой, и жёлтое солнышко загорается над моей головой. Цвет выбран не случайно, я давно заметила, что вещи жёлтого цвета поднимают настроение. Моё состояние — моя ответственность. Каким бы хмурым ни было небо, всегда можно воспользоваться зонтом, что заботливо укроет тебя от непогоды.
Дороги от автобусной остановки до станции метро как раз хватает, чтобы снова прочесть по памяти молитву Оптинских старцев из утреннего правила. Смысл её слов наполняет спокойствием. Где-то в сердце загорается невидимый согревающий огонёк. Вот и раскрылся мой зонтик от душевных невзгод. Ведь что бы ни случилось, Бог рядом.
Текст Екатерина Миловидова читает Алёна Сергеева
Все выпуски программы Утро в прозе











