
Петербургский Князь-Владимирский собор — один из немногих храмов, который оставался действующим во время блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Под бомбёжками, изнурённые голодом, люди шли туда, чтобы помолиться перед его святынями — иконами Божьей Матери «Казанская» и «Скоропослушница». Увы, не всем было суждено пережить то страшное время. А те из прихожан собора, кто пронёс память о блокаде до наших дней, решили записать свои воспоминания и выпустить книгу — о том, что испытали, как верили и надеялись несмотря ни на что. Сборник воспоминаний настоятеля и прихожан Князь-Владимирского собора в Санкт-Петербурге о Великой Отечественной войне и блокаде Ленинграда вышел в 2010 году. Называется он «Испытание».
В книгу, помимо самих воспоминаний, вошли документы из семейных архивов — письма, фотографии. Перед взором читателей проходят живые люди: парень, пытавшийся бежать из эвакуации на фронт, радистка полка пикирующих бомбардировщиков, блокадники и труженики тыла. Эти и многие другие люди поделились на страницах сборника своими историями, и деталями, которые может знать только тот, кто побывал в городе, окружённом врагом.
«Всё было окрашено в охристые тона: форма военных и множество песка на улицах, которым заполняли ящики, чтобы закрыть витрины магазинов. Другие ящики, поменьше, поднимали на чердаки домов для тушения зажигательных бомб. Звучала музыка военных оркестров, провожающих солдат на фронт», — таким увидела Ленинград в первые дни блокады Инна Тимофеевна Балашова. Ей было тогда десять лет. Прихожанка Князь-Владимирского собора вспоминала, как во дворе дома падали фашистские бомбы. Как вместе с братом в темноте бомбоубежища они всматривались в лица людей. Для публикации в сборнике «Испытание» Инна Тимофеевна предоставила уникальные документы — несколько карандашных портретов, которые сделал её брат во время бомбёжки в ленинградском подвале.
Под бомбами истерзанные голодом люди не теряли человечности, доброты и взаимовыручки. Любопытный случай произошёл однажды с Варварой Ивановной Кучеровой, знатоком иностранных языков. Однажды на улице к ней подошёл моряк и спросил, не преподаёт ли она случайно немецкий. Кто-то ему подсказал, или это было чудесное совпадение — Варвара Ивановна так и не узнала. Оказалось, что офицерскому составу команды военного корабля, где служил моряк, требовалась помощь в изучении немецкого языка. Судно стояло в ленинградском порту. Каждый день, невзирая на опасность фашистских налётов, на то, что от голода её качало, Варвара Ивановна Кучерова приходила на корабль и проводила урок. А моряки делились с учительницей своим пайком.
Не останавливалась ни на минуту в блокадном Ленинграде и духовная жизнь. Иван Дмитриевич Ильин рассказывает, как однажды зимой пришёл в Князь-Владимирский собор. И как священник дал ему, голодному пареньку, просфору — богослужебный хлеб, который раздают молящимся после Литургии. Блокадная просфора была совсем крошечная...
Нынешний настоятель Князь-Владимирского собора в Петербурге, протоиерей Владимир Сорокин, в предисловии к сборнику вспоминает 65-й Псалом: «Ты испытал нас Боже, переплавил нас, как переплавляют серебро». И говорит о том, что любые испытания даются человеку Богом не случайно. Их нужно попытаться понять, проникнув в духовный смысл. Как сделали это люди, пережившие блокаду, на страницах книги воспоминаний «Испытание».
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер