
Священник Дионисий Тацис — один из ближайших учеников преподобного Паисия Святогорца и современный духовный писатель. Одна из самых известных его книг — сборник поучений, мудрых мыслей и наставлений греческих старцев ХХ века, которая называется «С Христом всегда легко».
Этот сборник, небольшой по объёму, но глубокий по содержанию, удобно всегда держать под рукой. И размышлять над словами подвижников нашего времени. Ведь их опыт жизни в молитве и покаянии открывал им, может быть, простые, но удивительные истины, помогающие жить. Старцы, чьи поучения священник Дионисий Тацис собрал в своей книге «С Христом всегда легко», несли подвиг служения Богу. И полностью подчинили всё своё существование Его святой воле. Результатом такой жизни стал бесценный духовный опыт, которым старцы делились с другими. «Они помогали душам, стремящимся к добру и были путеводителями на пути к истинному благочестию», — так автор говорит о тех, чьи слова он собрал под обложкой книги. Это — святые афонские монахи Порфирий Кавсокаливит, Паисий Святогорец, Иосиф Исихаст, Даниил Катунакский, а также другие известные подвижники из разных уголков Греции.
Любовь, вера, покаяние, молитва, скорби и болезни, брак и воспитание детей и десятки других важных тем затрагивают старцы в своих наставлениях. И помогают понять, что жизнь, которая многим из нас кажется сложной, полной волнений и проблем, может стать совсем другой, если доверить её Богу. Так, например, тем, кто переживает за завтрашний день, старец Иероним Эгинский советует: «Своё будущее возложите на Промысл Божий. Не отягощайте ум свой думой о нем. Чего желает Бог, то и будет. Бог поможет».
Тем, кто хочет жить в гармонии с самим собой и окружающим миром, даёт подробные практические рекомендации старец Георгий Драмский. Он советует никогда не завидовать тем, кто богаче. Жить скромно и смиренно. Услышав, как осуждают другого, говорить о нём только хорошее. Заботиться о нищих, старых, сиротах и больных. Честным трудом зарабатывать свой хлеб и всегда думать о том, чего бы сделать доброго. «Это и есть христианская жизнь», — говорит старец Георгий.
А преподобный Паисий Святогорец размышляет о том, как бывает счастлив человек, имеющий в своём сердце истинную веру. «Любовь к Богу, — рассуждает старец, — приносит человеку настоящую радость, и он радуется тому, что живет, потому что сердце его славит Господа. И даже тому радуется, что умрет, ибо пойдёт к Богу и там будет продолжать своё славословие».
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер