В тысяча восемьсот тринадцатом году Москва, словно феникс, возрождалась из пепла. В город, пострадавший от пожара в Отечественную войну, стекался рабочий и торговый люд из окрестных городов и сёл. Жизнь снова принимала привычный мирный уклад.
Вместе с другими пришёл в Москву и Логин Кузьмич Лепёшкин. Бывший крепостной крестьянин из Каширы записался в московские купцы и открыл в городе текстильный и красильный заводы. Новоявленный предприниматель вскоре стал широко известен не только своими деловыми успехами, но и щедростью. Лепёшкин раздавал милостыню, жертвовал на восстановление храмов после пожара и на строительство новых церквей. Сыновьям своим - Василию и Семёну - Логин Кузьмич с детства втолковывал главное: важно уметь копить деньги; еще важнее – уметь ими делиться с тем, кто в нужде.
Дети, в особенности – младший, Семён, твердо усвоили наставление отца. Семён Логинович Лепёшкин, основал в селе Муромцево Дмитровского уезда собственную мануфактуру, доходы с которой всегда распределял так, чтобы и семью обеспечить, и поддержать нуждающихся. В течение десяти лет Семён Логинович был старостой церкви на Даниловском кладбище. На его средства ветхий деревянный храм был перестроен; вместо него появилась каменная церковь Святого Духа, которую Семён Лепёшкин поддерживал пожертвованиями всю свою жизнь. Большое попечение оказывал он Андреевской богадельне – приюту для пожилых людей, открытому по особому распоряжению императора Александра Первого в стенах монастыря Святого Андрея Стратилата на Воробьёвке. Когда московское купечество обратилось к императору с просьбой об открытии богадельни, Семён Лепёшкин одним из первых поставил свою подпись на листке по сбору средств. Тридцать тысяч рублей выделил Семён Логинович на пособия неимущим и стипендии нуждающимся студентам Мещанских училищ Москвы.
Семейную традицию продолжили сыновья Семёна Логиновича. Дмитрий Семёнович, будучи попечителем Николаевского дома призрения вдов и сирот, потратил на благотворительность двести пятьдесят тысяч рублей. Василий Семёнович поддерживал Андреевскую богадельню и построенную отцом Церковь Святого Духа. Супруга Василия, Варвара Яковлевна, тоже не осталась в стороне: она основала в Москве, на Пятницкой улице, женское профессиональное училище. На его развитие и содержание она оставила полмиллиона.
Особое внимание Лепёшкины уделяли заботам о храмах. «Богатство - от Бога, и Богу следует воздавать за него» - любил повторять глава династии, Логин Кузьмич. Из поколения в поколение не оставляли Лепёшкины своим попечительством храм Живоначальной Троицы в ВишнякАх, церковь преподобного Марона Пустынника на Якиманке.
А Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь стала для одной из представительниц этого семейства по-настоящему родным домом. Александра Васильевна Лепёшкина поступила в монастырь, когда ей было всего семнадцать, и всю себя посвятила обители. Получив в пОстриге имя Афанасия, она скоро стала игУменьей монастыря. В годы гонений на церковь, матушка Афанасия не отступила от веры даже под страхом смерти, и была причислена к лику святых новомучеников и исповедников Российских.
5 сентября. О признаках лжеапостолов

В 11-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид апостолов Христовых».
О признаках лжеапостолов — протоиерей Владимир Кашлюк.
Апостол Павел предупреждает о серьёзной духовной опасности — появлении лжеапостолов, которые искусно маскируются под истинных служителей Христовых.
Лжеапостолы распознаются по следующим признакам. Первое: они являются лукавыми делателями, которые только кажутся созидающими, но на самом деле разрушают насаждённые истинные учения. Второе: притворяются апостолами Христовыми, принимая их внешний вид и образ, то есть действуют как волки в овечьей шкуре. И третье: действуют лицемерно и обманчиво, скрывая свои истинные намерения под личиной истины.
Важно напомнить, что сам Сатана умеет принимать вид Ангела Света, поэтому неудивительно, что его служители маскируются под служителей правды.
Последствия общения с лжеапостолами могут быть губительными для души, поэтому важно сохранять бдительность и распознавать их по плодам их учения и жизни.
Истинные служители Христовы, в отличие от лжеапостолов, действуют открыто, не искажают Слово Божие и проповедуют Христа, а не себя.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 сентября. О трудах и подвиге Священномученика Иринея, епископа Лионского

Сегодня 5 сентября. День памяти Священномученика Иринея, епископа Лионского, пострадавшего за Христа в 202 году.
О его трудах и подвиге — священник Августин Соколовски.
Святой Ириней был епископом, философом, богословом и мучеником. Он был усечён мечом за веру во Христа в правление императора Септимия Севера в самом начале III века.
Среди всех древних святых празднование в честь Иринея, несомненно, одно из самых важных. Ведь он был первым по времени отцом Церкви и богословом-догматистом в истории. Его труды и учения стали олицетворением того славного времени, когда все христиане ожидали скорого возвращения Господа во Втором пришествии.
Сведения о жизни Иринея дошли до нас благодаря церковной истории Евсевия Кесарийского, святому Иерониму и Григорию Турскому, а также благодаря его собственным произведениям, главным из которых была книга «Против ересей».
Святой Ириней боролся с гностиками. Опасность гностицизма заключалась в том, что, в отличие от римского язычества, гностицизм не пытался бороться с Церковью, а наоборот, старался использовать её для своих целей. К подлинным Евангелиям гностики примешивали свои собственные писания.
При этом они не обладали каким-либо видимым единством организации. По сути, они стали прототипом всей последующей эзотерики, оккультных и магических, по сути, представлений, которые будут распространяться от имени христианства и пользоваться всеобщим невежеством до скончания века.
Когда глас Церкви умолкает, когда православные христиане не изучают богословие, мир буквально глохнет от рёва лжепророков. Да избавит нас Господь от невежества молитвами святого Иринея.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 сентября. О милосердии

Сегодня 5 сентября. Международный день благотворительности.
О милосердии — священник Александр Ермолин.
Священное Писание говорит нам о том, что Бог щедр и милостив. Именно так гласит книга Псалтирь: «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив».
И давайте вспомним ещё один прекрасный пример из Священного Писания. Это пример милосердного самарянина: человек отправился в путешествие и увидел, что на обочине дороги лежит другой человек, которого избили разбойники и оставили умирать. Он не рассуждает, кто он, какая его национальность, зачем он сюда пошёл и так далее. Он просто отправляет его в гостиницу. Именно так говорит нам Священное Писание. Писание оплачивает все издержки и даже обещает, что, когда он вернётся, оплатит ещё больше, если будут какие-то дополнительные расходы. Вот пример настоящего, подлинного, живого милосердия.
И надо помнить ещё одни прекрасные слова о том, что потому люди узнают, что вы Мои ученики, если вы будете иметь любовь между собой. Именно любовь по отношению к людям, по отношению к другим людям, как раз является показателем нашей с вами христианской веры.
Поэтому нужно творить дела милосердия. И вот так вот люди увидят нашу веру и задумаются о том, что Бог щедр, долготерпелив и многомилостив.
Все выпуски программы Актуальная тема