
Апостол Павел
2 Тим., 292 зач., II, 1-10

Комментирует священник Антоний Борисов.
Здравствуйте! У микрофона священник Антоний Борисов. В январе 1815 года в Царскосельском лицее проходил открытый экзамен, на котором ответ перед комиссией вместе с другими учениками держал юный Александр Пушкин. Среди экзаменаторов находился знаменитый поэт — совсем уже пожилой Гавриил Державин. Выслушав яркое выступление Пушкина, он впоследствии воскликнул — «Я не умер. Вот кто заменит Державина». О смене поколений речь идёт и во второй главе второго послания апостола Павла к Тимофею. Отрывок из этого библейского текста читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 2.
1 Итак укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом,
2 и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить.
3 Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа.
4 Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику.
5 Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться.
6 Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов.
7 Разумей, что я говорю. Да даст тебе Господь разумение во всем.
8 Помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых, по благовествованию моему,
9 за которое я страдаю даже до уз, как злодей; но для слова Божия нет уз.
10 Посему я все терплю ради избранных, дабы и они получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою.
Прозвучавший текст апостол Павел адресовал любимому своему ученику — Тимофею. Тот, будучи евреем-полукровкой, однажды пришёл послушать проповедь Павла в синагогу родного для себя города Листры. Слова апостола зажгли в сердце Тимофея веру в Господа Иисуса, и вскоре юноша присоединился к числу учеников Павла. Тимофей проявил не только преданность Церкви, он, несмотря на юный возраст, умел ярко и аргументированно рассказывать людям о Евангелии, имел отличные организаторские способности. Вот в чём состояла причина, почему Павел поручил Тимофею стать епископом — главой церковной общины города Эфеса.
Нельзя сказать, что возложенные обязанности приносили Тимофею много радости. Эфесские иудеи укоряли его в предательстве веры предков, некоторые христиане намекали на другой недостаток — молодой возраст апостола-епископа. Павел знал о том, что приходится переживать ученику. Потому и направил ему два утешающих послания. В прозвучавшем отрывке апостол призывает Тимофея искать радость в служении, которое он осуществляет. Да, оно сопряжено со многими трудностями. Но нет на свете ничего более высокого, чем быть помощником Бога и людей в их встрече друг с другом.
Павел призывает Тимофея ощутить себя воином небесным. Не в смысле уничтожения инакомыслия. А в смысле полной концентрации мыслей и сил ради исполнения своего долга. Здесь не выйдет быть совместителем, работником на полставки. Либо ты полностью отдаёшься служению, либо терпишь крах. В качестве награды Павел обещает Тимофею не только радость. Он воодушевляет его удивительным по силе высказыванием — «для слова Божия нет уз». Что означает не только указание на судьбу Павла, находившегося на момент написания послания в темнице.
Речь об абсолютной свободе правды Божией. Истинный проповедник и пастырь Христов обретает способность оказаться выше лукавства этого мира, указать на неправду, сделать кривое прямым. И даже смерть не может стать в данном деле преградой. Потому что Дух Божий, говорящий через чистые сердца Своих служителей, не подчинен человеческой власти. И в каждом поколении будут появляться новые и новые глашатаи правды Господней.
В данном отношении апостол Павел был спокоен — его дело и в каком-то смысле он сам продолжал жить в Тимофее и других учениках. Это апостольское служение Церкви не прерывается вплоть до современности. И те, кто исполняет его сегодня, не должны бояться, ведь перефразируя Державина могут сказать: «Я не умру. Вот кто заменит меня по милости Божией».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
5 декабря. О добродетели благодарения Богу

В 4-й главе 1-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением».
О добродетели благодарения Богу — игумен Назарий (Рыпин).
Благодарность — это вообще духовное состояние христианина, необходимое, потому что в этом есть уже предвкушение жизни будущего века, где всякая тварь будет воздавать поклонение Богу и благодарение Ему. Поэтому очень важно в нашей христианской жизни не только каяться, не только смиряться, но, конечно же, иметь благодарность Богу.
И на это обращает внимание апостол Павел, чтобы мы в том, что избираем, благодарили Бога. Это отсылка ещё к иудейским воззрениям на чистые и нечистые продукты. И то, что было ещё апостолу Петру открыто, то, что Бога светил ты не скверни, то есть не оскверняй. Поэтому всё, что принимается с благодарением, будет нам на пользу, потому что не то, что входит в уста, оскверняет нас, — сам Христос сказал об этом в Евангелии, — но то, что исходит из наших уст. Это всякие гнилые слова, гневные слова, оскорбительные и так далее, слова, которые убивают.
Поэтому важно смотреть на то, что в нас, и с благодарением принимать то, что нам подаётся от Бога.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 декабря. О мотивации добровольного служения ближним
Сегодня 5 декабря. День волонтёра в России.
О мотивации добровольного служения ближним — протоиерей Михаил Самохин.
Добровольчество — категория, безусловно, христианская. «Друг друга бремена носите, и так исполните закон Христов», — призывает нас святой апостол Павел. И это не только о взаимном терпении недостатков, к которому призван каждый из нас. Это и прямой призыв к тому, чтобы помогать ближним.
Пример добровольного служения ближним показали нам многие святые. Один из близких к нам по времени примеров — служение сёстрами милосердия святых царственных страстотерпцев, императрицы Александры и великих княжон Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии. И это, конечно же, далеко не единственный пример.
Мотивация христианина, добровольно помогающего своему ближнему, предельно проста: он делает то, что делает ради Христа, видя в ближнем образ Спасителя и зная, что сам Господь поступал так же, исцеляя, воскрешая из милосердия, жалости и любви к людям.
К сожалению, сейчас доброе имя волонтёра стало использоваться разного рода посредниками. Между нашими воинами и тем, кто хочет им помочь здесь, в мирной жизни, волонтёрству нужно вернуть доброе имя. И сделать это можем в том числе и мы, православные христиане, своим примером, совершая подвиг служения ближним ради Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 декабря. О личности Афанасия Фета

Сегодня 5 декабря. В этот день в 1820 году родился русский поэт и переводчик Афанасий Фет.
О его личности — протоиерей Василий Гелеван.
Воспоминания о детстве Афанасия Афанасьевича крайне редко встречаются. Это продиктовано особенностями характера его отца: он был человек суровый, скупой на ласку, а вот мать была терпеливой, покорной женщиной. В доме царила атмосфера тоски, мрака и тягости. Афанасию было просто неуютно в родительском доме, поэтому, как только получилась такая возможность, он тут же оставил родителей.
В 14 лет его огорошили известием о том, что он не имеет права носить фамилию своего отца, и дворянство тоже он лишается. А всё потому, что его родители венчались после того, как родился малыш. Суров закон, но закон. Конечно, это ударило по честолюбию юноши, и он поставил себе цель во что бы то ни стало однажды вернуть себе дворянство.
Когда-то в его жизни появилась девушка по имени Мария Лазич, сербских корней. Девушка, которая искренне любила его и которую он любил, но в то время он ещё был одержим своим идеями по восстановлению своего дворянского чина. И когда он сказал девушке о том, что сейчас не готов, что «мы ещё слишком бедны, у нас ещё своего угла нет», и всё прочее, что на самом деле актуально и сегодня, что можно услышать из уст молодых людей, что является своего рода препятствием к вступлению в брак, они всё оттягивают это на потом и даже вступать в брак не хотят. Всё встать на ноги хотят.
Вот история Афанасия Фета очень поучительна в этом смысле. Он сказал эти слова девушке, а девушка ему ответила, что она готова с ним идти на край света и даже просто впроголодь жить, но лишь бы только вместе с ним.
А он развернулся и поехал по служебным делам. И вскоре, когда командировка кончилась, он вернулся и узнал, что на самом деле случилась трагедия, что девушка сгорела буквально заживо. Его единственная любовь ушла из этого мира, и он понял, что он больше никогда не будет любить никого так и что ушла та, которая любила его больше, чем все вокруг. А он потом ещё женится, причём удачно, он станет богатым человеком и даже дворянство восстановит. Но счастья он больше никогда не встретит. И все его лирические посвящения будут адресованы Марии Лазич, единственной любви его жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема











