
«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
1 Кор., 155 зач., XIV, 6-19

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В Древней Церкви были совершенно особенные исключительные дарования. Из дошедших до нас свидетельств о той эпохе мы знаем, к примеру, о том, что апостолы были способны исцелять безнадёжно больных людей одним своим словом, знаем мы и о так называемом даре языков, то есть о способности первых христиан понимать иностранные языки и говорить на них. К сожалению, после крещения и схождения Духа Святого мы не утратили способность исказить любой божественный дар, так происходило и с теми дарами, которые были в Древней Церкви. Апостол Павел вынужден был реагировать на такие искажения. Сегодня в православных храмах за богослужением читается отрывок из 14-й главы Первого послания к Коринфянам, в нём идёт речь о неправильном употребления дара говорить на иностранных языках.
Глава 14.
6 Теперь, если я приду к вам, братия, и стану говорить на незнакомых языках, то какую принесу вам пользу, когда не изъяснюсь вам или откровением, или познанием, или пророчеством, или учением?
7 И бездушные вещи, издающие звук, свирель или гусли, если не производят раздельных тонов, как распознать то́, что́ играют на свирели или на гуслях?
8 И если труба будет издавать неопределенный звук, кто станет готовиться к сражению?
9 Так если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узна́ют, что́ вы говорите? Вы будете говорить на ветер.
10 Сколько, например, различных слов в мире, и ни одного из них нет без значения.
11 Но если я не разумею значения слов, то я для говорящего чужестранец, и говорящий для меня чужестранец.
12 Так и вы, ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви.
13 А потому, говорящий на незнакомом языке, молись о даре истолкования.
14 Ибо когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода.
15 Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом.
16 Ибо если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте простолюдина ка́к скажет: «аминь» при твоем благодарении? Ибо он не понимает, что́ ты говоришь.
17 Ты хорошо благодаришь, но другой не назидается.
18 Благодарю Бога моего: я более всех вас говорю языками;
19 но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке.
На первый взгляд этот отрывок апостольского послания кажется не вполне актуальным: в современной Церкви нет тех даров Святого Духа, которые были в древности. Это, конечно же, вовсе не означает того, что сегодня в Церкви нет никаких даров, они есть, просто они не те, которые были в первом и втором веках по Рождестве Христовом. Сегодня у нас есть прекрасные интеллектуальные системы для коммуникации с носителями иностранных языков, есть и замечательные способы их изучения, а потому нет необходимости в соответствующем даре Святого Духа, он вряд ли был бы нам полезен, тогда как помешать духовной жизни он вполне мог бы.
Собственно, во время жизни апостола Павла тоже находились люди, которым такой дар скорее мешал, чем помогал. Этих людей апостол упомянул в своём Послании в Коринф. Он написал, что среди его адресатов есть люди, которые произносят непонятные окружающим слова ради самого произнесения этих слов. Просто потому, что могут. Павел сравнил это с игрой никому неизвестных мелодий на музыкальных инструментах: «Если труба будет издавать неопределённый звук, кто станет готовиться к сражению?» (1Кор. 14:8). Апостол не отвечает на свой вопрос, потому как ответ и так всем ясен: у звуков, неважно, звуков музыки или речи, есть своё назначение, звуки должны к чему-то подвигнуть тех, кто их слышит, а потому они должны быть адаптированы к восприятию аудитории. Эта мысль тривиальна, но по какой-то причине она ускользала от христиан Коринфа.
Любопытно, что она продолжает ускользать и от современных христиан.
Мы очень любим церковнославянский язык. Мы им дорожим. Это наше наследие и наше достояние. Но много ли среди нас тех, кто его понимает в должной степени? Тех, кто при звуках церковнославянского языка мог бы назидаться не только духом, но и, как написал апостол Павел, получать некий интеллектуальный плод? Практика показывает, что таких людей совсем немного, в том числе и среди священнослужителей.
И это, конечно же, представляет собой проблему, у которой пока что нет решения. При этом любые разговоры о языке богослужения непременно вызывают в нашем церковном обществе острую дискуссию, которая в конечном итоге сводится к взаимным обвинениям, оскорблениям и обидам. Это ещё одна проблема, пожалуй, большая, чем проблема языка. Вряд ли мы сможем сделать наше богослужение назидательным как для души, так и для ума каждого молящегося до той поры, пока не научимся терпимо относиться друг к другу вне зависимости от того, кто какую позицию отстаивает. Пожалуй, именно об этом нам всем стоит молиться святому апостолу Павлу, молиться, чтобы он данной ему от Бога силой наставил нас так, как наставлял во время своего земного служения христиан Коринфа, молиться, чтобы мы сумели воспринять его наставление и последовать апостольскому научению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Деяния святых апостолов

Деян., 3 зач., II, 1-11.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Первый век существования христианства нередко называют веком экстраординарных, то есть чрезвычайных духовный дарований. Дух Божий действовал через верующих во Христа с такой силой, что это было видно окружающим. Пожалуй, один из самых ярких даров Святого Духа, который появился у апостолов в день Пятидесятницы, — это способность говорить на иностранных языках. Существует ли такая практика в современной Церкви? Или же это явление, которое давно кануло в лету? Чтобы ответить на этот вопрос, можно приглядеться к тому отрывку из второй главы книги Деяний святых апостолов, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 2.
1 При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе.
2 И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.
3 И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.
4 И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.
5 В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом.
6 Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием.
7 И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне?
8 Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились.
9 Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии,
10 Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты,
11 критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?
Согласно иудейскому закону, через семь недель после Пасхи наступал праздник Пятидесятницы. Ветхозаветная Пятидесятница была установлена в честь первых плодов, поскольку в этот день оканчивалась жатва, которая начиналась сразу после Пасхи. Кроме того, с этим событием было связано воспоминание о даровании Израильскому народу закона на горе Синай. Праздник Пятидесятницы был одним из самых важных в иудейском календаре наряду с праздником Пасхи и Кущей. В этот день было принято совершать паломничество в Иерусалим для участия в торжествах.
Именно поэтому проповедь апостолов услышало так много иностранцев. Это были иудеи языческого происхождения из разных уголков древнего мира, которые пришли в столицу Израиля помолиться в Иерусалимском храме. Поразительно то, что ученики Христовы общались с ними без переводчиков. Однако все люди прекрасно понимали, о чём идёт речь. Более того, Писание говорит, что каждый слышал проповедь на своём собственном языке, на своём родном наречии.
И это, безусловно, удивительный момент. Он до сих пор порождает множество недоумений среди читателей. Многие пытаются понять и объяснить, как это произошло технически. Тот, кто учил китайский или же английский языки, знает, как долго приходится работать, чтобы добиться чистоты произношения. Чистая артикуляция требует постепенных физиологических изменений в гортани, которая приспосабливается под фонетику иностранного языка. Как такой артикуляции добиться в один миг? Кроме того, другой язык — это другая картина мира. Это другой опыт, который также формируется не в мгновение ока. Это происходит медленно, с самого рождения. Может ли сознание человека сразу обработать и органично усвоить такой массив данных?
Именно по причине сложности этих вопросов христианские богословы уходят от прямого ответа на них. Как это произошло технически не так важно. Важно то, что благодаря действию Святого Духа евангельская весть стала передаваться от сердца к сердцу. Дух Святой воспламенил сердца учеников Христа. И они передали этот огонь слушателям. И теперь их сердца загорелись с той же силой, что и у апостолов. Вот она суть произошедшего. Ведь все мы прекрасно знаем, что можно говорить с людьми на одном языке, но быть при этом разделёнными пропастью непонимания. И, напротив, можно молчать, однако прекрасно общаться лишь одними взглядами. Или просто достаточно быть рядом. Наше сердце устроено так, что улавливает энергию любви. Оно настроено на эту частоту. Это и есть тот универсальный язык, на который оно живо откликается и прекрасно его понимает.
А потому мы можем не знать, как конкретно технически происходила проповедь апостолов. Но мы можем быть твёрдо уверены в том, какая духовная закономерность проявила себя здесь в полную силу. Это и есть ответ на вопрос: можно ли в современной Церкви получить дар Святого Духа, говорения на иностранном языке. Безусловно можно. Все мы в той или иной степени его получаем, когда исполняем Христовы заповеди. Они помогают нам преодолеть барьер отчуждения, чтобы наша любовь к окружающим беспрепятственно изливалась от сердца к сердцу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Истина в религии, философии и жизни»

Гость программы — Илья Докучаев, профессор, доктор философских наук, заведующий Кафедрой онтологии и теории познания СПбГУ.
Ведущий: Алексей Козырев
Все выпуски программы Философские ночи
Реабилитация после инсульта для Алексея Смирнова

Ещё год назад Алексей с Инной друг друга не знали. Но случайная встреча в дружеской компании навсегда изменила их жизнь. Оба ощутили себя родными друг для друга людьми и с тех пор больше не расставались. И даже сейчас, когда Алексей лежит в больнице без возможности двигаться и говорить, они по-прежнему вместе. В перерывах между работой Инна ухаживает за любимым человеком.
Этой зимой, перед самым Новым годом, у молодого мужчины случился инсульт. С тех пор он находится в стационаре. Инна каждый день приходит к супругу, делает массаж, помогает ему менять положение тела, разговаривает с ним. И результат есть! Алексей уже начал понемногу шевелить руками и ногами, пытается удерживать шею. Чтобы как-то подбодрить супруга, Инна радует его не только ласковым словом и заботой, но и цветами. В ответ на это он улыбается, как может, и изо всех сил сжимает в руке летний букетик цветов от любимой.
Врачи говорят, что Алексею непременно нужна полноценная реабилитация. Она позволит мужчине сделать рывок в восстановлении и хотя бы немного обрести самостоятельность.
Инна уверена, что вместе они смогут многое преодолеть, только сейчас им важна поддержка. Полностью оплатить дорогостоящую реабилитацию семья не в силах.
Сбор для помощи Алексею Смирнову открыт на сайте фонда «Люди-маяки». Вы можете принять в нём любое посильное участие и оставить добрые пожелания для Алексея.
Для быстрой помощи, перейдите по ссылке и отсканируйте код
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов