
1 Кор., 150 зач., XI, 31 - XII, 6

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из важнейших мыслей Нового Завета — мысль о всеобщем суде, который произойдёт после Второго Христова Пришествия. Уникальность этой идеи состоит в том, что Ветхий Завет относит свершение суда и его результат не к отдалённому будущему, а к земной жизни человека: здесь человек судится и здесь же, если есть такая необходимость, наказывается. Новый Завет изменяет отношение к суду Божию и не видит прямой зависимости земного благополучия человека от его праведности, неудач — от грехов, Новый Завет относит и сам суд, и вердикт суда к вечности. Об этом писали многие новозаветные авторы, апостол Павел не был исключением, его размышления на тему суда Божия мы можем найти в 11-й и 12-й главах Первого послания к Коринфянам. Отрывок из этих глав сегодня звучит за богослужением в православных храмах, давайте послушаем его.
Глава 11.
31 Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы.
32 Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром.
33 Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите.
34 А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение. Прочее устрою, когда приду.
Глава 12.
1 Не хочу оставить вас, братия, в неведении и о дарах духовных.
2 Знаете, что когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам, так, как бы вели вас.
3 Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым.
4 Дары различны, но Дух один и тот же;
5 и служения различны, а Господь один и тот же;
6 и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех.
Апостол Павел ничего не написал о технической или же процессуальной сторонах грядущего суда Божия: во-первых, ему это не было открыто Богом, а во-вторых, то, что относится ко времени после Второго Христова Пришествия не может быть выражено человеческим языком, ведь наш язык способен описывать только существующую реальность, тогда как после Второго Пришествия будут, как о том написал в своём Откровении апостол Иоанн Богослов, «новое небо и новая земля», то есть нечто такое, чему нет описания в нашем языке. Впрочем, апостола Павла вообще мало интересовали технические детали какого-либо процесса, его интересовала суть и то, как поступать человеку, чтобы не оказаться в печальной ситуации. Относительно же суда апостол написал так: «Если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы» (1Кор. 11:31). Буквальное понимание этого выражения может подтолкнуть к тому, чтобы начать заниматься своего рода самобичеванием, к примеру, по поводу и без говорить о своём недостоинстве, о своих грехах, всячески ругать себя и, возможно, наказывать. Но это ли имел в виду апостол Павел, который, как мы знаем из его посланий, воздерживался от подобных слов в отношении себя самого?
Суд — это не только и столько определённые слова. Суд — это вынесение решения относительно некоторых действий. Так и с тем судом, к которому призывает апостол Павел: значение имеют не те эпитеты, которые человек способен применить к самому себе, а трезвенное и честное осознание собственных грехов и неправоты, честная оценка своих поступков, но самое важное, конечно же, не только осознание, а последующее за ним исправление. Мысль апостола Павла можно переформулировать таким образом: «Если бы мы исправили свою жизнь в соответствии со словами Христа, то не были бы судимы».
Но на этом апостол не останавливается, он продолжает: «Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осуждёнными с миром» (1 Кор. 11:32). Здесь мы видим, что Павел, размышляя о суде, понимает его в том числе и в ветхозаветном ключе, как то, что происходит с человеком в рамках его земной жизни, а потому-то Бог побуждает нас к исправлению через некоторое воздействие здесь и сейчас, через то, что апостол назвал «наказанием от Господа», такое наказание необходимо для исправления, которое, в свою очередь, поможет избежать осуждения на конечном суде после Второго Христова Пришествия.
В итоге же выстраивается вполне понятная цепочка: Бог побуждает человека к исправлению ради того, чтобы в будущем человек не был осуждён, но побуждения Бога бывают весьма болезненны, и их можно избежать, если самому беспристрастно оценивать свои поступки и предпринимать действия по исправлению своей жизни.
Так мыслил апостол Павел. Так мыслит и Церковь. Так на эти вопросы Церковь призывает смотреть и своих чад.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
22 апреля. О горении сердца

В 24-й главе Евангелия от Луки есть слова апостолов Луки и Клеопы о Христе: «Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?».
О горении сердца при Богообщении — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Горение сердца у апостолов Луки и Клеопы во время их беседы с воскресшим Христом является действием Божьей благодати на учеников. Такое мы не раз встречаем в Священном Писании. Например, Евангелист Лука описывает, как Дева Мария после благовещенья пришла к своей родственнице Елисавете. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее, и Елисавета исполнилась Святого Духа. Мы видим, что только одно приближение Христа, находившегося во чреве Богородицы, к Елисавете уже возымело благодатное действие на Иоанна Предтечу, который находился во чреве своей матери. И оба они исполнились Святого Духа. Благодаря Его действию почувствовали приближение Бога. Такое же состояние пережили Лука и Клеопа, когда говорили со Христом по дороге в Эммаус. Это же горение сердца испытывали многие подвижники, которые по сердечной чистоте чувствовали Божественную благодать. Христос сказал, «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит. Так бывает со всяким, рожденным от Духа». Будем же учиться смирению и стремиться к сердечной чистоте, которая открывает нам двери Бога общения.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 апреля. О почитании икон Божьей Матери

Сегодня 22 апреля. Церковь чтит Иверскую икону Божией Матери.
О её чудотворных списках — священник Николай Дубинин.
История почитания Иверской иконы Божией Матери уникальна тем, что мы, собственно, имеем несколько чудотворных икон Иверских. Ну, мы знаем все историю главного образа еще с девятого века, который сейчас почивает на Афоне. Также была явлена в двадцатом веке Иверская Монреальская икона, известная особым мироточением, и эта икона стала неким образом символом православия за рубежом, если можно так сказать. И третья Иверская чудотворная икона вообще была куплена здесь, в Москве, в Софринском магазине церковном и отвезена на Гавайи. И сегодня она известна тем, что изобилует мироточением и чудотворением. Поэтому мы сегодня имеем Иверскую, афонскую чудотворную икону, Иверскую, Монреальскую и Иверскую на Гавайях. И это все наталкивает на такие размышления и выводы, что Господь не перестал чудотворить в этом мире. Некоторые люди говорят, что почему раньше были какие-то особые чудеса, а сегодня их нет. Нет, они есть, конечно есть. Конечно, еще заметно, что особую любовь к роду человеческому являет Божья Матерь через множество своих чудотворных икон и, конечно, тех чудес, которые от них проистекают.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 апреля. О мужестве и готовности к страданиям за Христа мучеников древней Персии

Сегодня 22 апреля. День памяти Преподобномученика Вадима Персидского, жившего в четвертом веке.
О мужестве и готовности к страданиям за Христа мучеников древней Персии — священник Стахий Колотвин.
Когда мы вспоминаем о мучениках древности, прежде всего у нас возникает ассоциация с Древней Римской Империей. Однако надо не забывать, что на втором полюсе Древнего мира, античной эпохе, в Персидской державе было не меньше христиан. Более того, на момент исламского завоевания, по оценкам ученых, порядка трети населения исповедало христианство. И гонение там продолжалось значительно дольше. Там не было такого императора Константина, который положил конец гонениям. Они шли все с новой и с новой силой. А мы мало знаем о персидских мучениках, но вот один из них, священномученик Вадим Архимандрид Персидский, напоминает нам, что Персия древняя, это тоже центр учености, где люди стремились ко Христу, тоже не от того, что их была жизнь темной и непросвещённой. Архимандрид Вадим был родом из города Вифлопад, или иначе он еще назывался Гандишапур. А это древнейший университетский центр, который пережил гибель самостоятельной древнеперсидской цивилизации и даже продолжал свою плодотворную деятельность, как школа медицинская, философская и даже богословская, уже даже после арабско-мусульманского завоевания. И вот среди тех ученых людей, которые искали Бога, погружаясь в знания об окружающем мире, были и те, кто нашел Христа, и ради Христа был готов умереть, потому что высшее знание – это знание Царствия Небесного.
Все выпуски программы Актуальная тема