
Апостол Павел
Рим., 116 зач., XV, 1-7.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В послании апостола Петра есть такие слова, адресованные всем ученикам Христа: «вы — род избранный, царственное священство, народ святой». То есть Церковь — это собрание святых. Нередко мы воспринимаем эти слова слишком буквально. Именно с такими завышенными требованиями мы зачастую подходим к тем, кого встречаем в храме. Однако порой реальность нас сильно разочаровывает. Те, кто ассоциируется у нас с христианством, не оправдывают наших ожиданий. Мы сталкиваемся с их грубостью, хамством, невнимательностью. Подчас нас не принимают, мы ощущаем себя одинокими, покинутыми, никому не нужными. Какое же это общество святых? В особо тяжкие минуты мы не чувствуем не то, что духовности, но даже элементарной человеческой душевности. Как же реагировать на эту проблему? Тот отрывок из 15-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах, даёт ответ на этот вопрос. Давайте послушаем.
Глава 15.
1 Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать.
2 Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию.
3 Ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня.
4 А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду.
5 Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса,
6 дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа.
7 Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию.
Слушая этот отрывок, понимаешь, что и первые христианские общины страдали от несовершенства своих участников. Не случайно же Павел говорит в своём письме о терпении, снисхождении к ближним и о том, что задача христианина научиться думать не о себе, а в первую очередь об окружающих его людях. Если бы не было проблемы, он бы об этом не говорил. На что же нам следует обратить внимание в его словах?
Самое главное, что они адресованы всем без исключения христианам. «Принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию». Этот призыв обращён к тем, кого Павел называет сильными, то есть обладающими каким-то статусом в общине. И к тем, кого он называет бессильными, то есть тем, кто только входит в церковную жизнь. Иными словами, и к тем, кто имеет возможность обидеть, и к тем, кто не видит перед собой иного выхода, как среагировать обидчивостью на агрессию со стороны сильного. На самом деле и обида, и обидчивость — две стороны одной и той же немощи. Эту общую болезнь отцы Церкви называют гордостью. Говоря простым языком — это эгоизм, болезненная зацикленность на себе. Именно из-за неё мы хотим, чтобы жизнь крутилась вокруг меня одного, а окружающие служили декорацией, на фоне которой разворачивается жизнь главного героя драмы, то есть меня любимого. Поэтому, если что-то идёт не по моему сценарию, кто-то не оправдывает моих ожиданий, я могу или обидеть или сам обидеться. Всё зависит от обстоятельств и от моих возможностей. Когда я начальник, я давлю на людей, когда я новенький, слабый, как ребёнок, и у меня нет силы и поддержки в виде связей, статуса, опыта, я проявляю свою агрессию через слёзы и обидчивость.
Задача христианина, по апостолу Павлу, заключается не в том, чтобы везде и всегда стремиться доказать свою правоту. А в том, чтобы в принципе выйти из этого порочного круга обид и претензий. Подняться над ситуацией. Это касается как сильных, так и слабых. Как начальников, так и подчинённых. Как старожилов, так и тех, кто только пришёл в храм. Каждый должен учиться на самых подступах гасить в себе желание обидеть человека или обидеться самому. Помнить, что это симптомы моей духовной болезни под названием «эгоизм». Если дать ей ход, моя жизнь в Церкви превратиться в череду бесконечных стычек, в непрекращающуюся судебную тяжбу, войну против всех. Это именно то состояние, в котором находится сатана. Как сам он думает, самое недооценённое, непонятое и несправедливо обиженное существо.
Поэтому во всякой ситуации, когда мне хочется изобразить в своих собственных глазах жертву обстоятельств или выместить свои недовольства и претензии на тех, кто слабее меня, необходимо приводить на ум образ Спасителя. Вместо того, чтобы жалеть Себя или предъявлять окружающим претензии, подавлять их Своим авторитетом, Он служил людям. А потому вместо того, чтобы выяснять в своей голове, кто прав, кто виноват, просто совершим поступок. Сделаем какое-то доброе дело. Желательно по отношению к тому человеку, который нас задевает. Действие принесёт мгновенный результат. Претензии исчезнут. На душе станет светло. Так Бог мгновенно откликается на наше усилие перешагнуть через собственную самость. Перешагнуть не в голове, а на деле. Так Он даёт нам силы принимать окружающих людей такими, какие они есть. Даёт нам способность глядеть на мир другими глазами. Именно так в нашем сердце просыпается живое ощущение того, что Церковь, несмотря на несовершенство её участников, это общество святых и любимых детей Бога.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 89. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В какой-то момент люди решили, что «человек звучит гордо». Да, сама эта фраза появилась чуть более ста лет назад, однако она стала выражением того процесса, который начался задолго до появления на свете её автора — Максима Горького. Звучащий гордо человек — это манифест гуманизма, предполагающего, что, как сказал древнегреческий философ Протагор, человек — это мера всех вещей. Библия не согласна ни с Протагором, ни с Горьким. У Библии свой взгляд, и он выражен, к примеру, в звучащем сегодня в православных храмах во время богослужения 89-м псалме. Давайте его послушаем.
Псалом 89.
1 Молитва Моисея, человека Божия.
2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.
3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог.
4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь:
«возвратитесь, сыны человеческие!»
5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошёл, и как стража в ночи.
6 Ты как наводнением уносишь их; они — как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветёт и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
9 Все дни наши прошли во гневе Твоём; мы теряем лета наши, как звук.
10 Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
16 Да явится на рабах Твоих дело Твоё и на сынах их слава Твоя;
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.
Только что прозвучавший псалом имеет надписание, говорящее, что его автором был не кто иной, как Моисей. Конечно, в авторстве Моисея можно было бы усомниться хотя бы по той причине, что в псалме сказано о продолжительности жизни человека в «семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет», тогда как сам Моисей прожил значительно дольше. Однако мы не знаем, в какой период своей жизни Моисей мог составить этот псалом, да и сама его жизнь была настолько исключительной, что о ней не стоит говорить как о среднестатистической, тогда как именно о таком человеке говорит псалом.
В псалме совершенно ясно и недвусмысленно выражена идея абсолютного превосходства Бога: Бог всегда, везде и над всеми, человек же обретает свою ценность лишь во взаимоотношениях с Богом, без Бога же человек — лишь прах, который на небольшое время появляется из небытия и снова в него возвращается.
Означает ли такое положение дел, что человек должен ходить с поникшим лицом, ощущая себя под гнётом всемогущей непредсказуемой силы? Или, может, оно означает, что человеку необходимо стремиться освободиться от подавляющего его Бога?
Вполне естественно, что псалом на оба эти вопроса отвечает резко отрицательно, псалом предлагает поступать иначе: войти во общение с Богом и не пытаться себя Ему противопоставлять. Собственно, именно общением является и сам псалом, ведь он обращается не к человеку, а к Богу, и начинается с утверждения, что Бог для любящих и чтущих Его людей — «прибежище в род и род». Если так относиться к Богу, если жить с молитвой и благоговением, то исчезнет само стремление каким-то образом показывать свою отделённость от Бога, и вместо этого придёт понимание, что полнота нашей жизни — в Боге, а не в мнимом удалении от Него.
Псалом 89. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 89. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 89. На струнах Псалтири
1 Молитва Моисея, человека Божия.
2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.
3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты - Бог.
4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: "возвратитесь, сыны человеческие!"
5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи.
6 Ты как наводнением уносишь их; они - как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
9 Все дни наши прошли во гневе Твоем; мы теряем лета наши, как звук.
10 Дней лет наших - семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят лет; и самая лучшая пора их - труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
16 Да явится на рабах Твоих дело Твое и на сынах их слава Твоя;
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.
2 июля. О подвиге Мученика Зосимы Аполлониадского

Сегодня 2 июля. День памяти Мученика Зосимы Аполлониадского, пострадавшего за Христа во втором веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Зосима происходил из города Аполлония во Фракии. В исторической области Анатолии, в Писидии, он служил в римской армии. Тогда на него составили донос по обвинению в исповедании христианства.
К тому времени язычники научились отличать христиан от иудеев. По римским законам последние считались древней религией, а христианство — новой, а потому недозволенной. Христиан преследовали, на них постоянно доносили, подвергали дознанию, пытали, убивали. Часто это происходило просто потому, что язычники хотели занять их место, особенно в армии.
Правитель по имени Домициан семь раз уговаривал святого принести жертву языческим божествам. Семь раз он получал отказ и каждый раз пытал и мучил святого так, что становилось очевидным: только сверхъестественная сила могла сохранять его живым.
В итоге Зосиму препроводили в город Каманы и, как римского гражданина, обезглавили. Имя святого впоследствии было внесено в древние месяцесловы на греческом, латинском и грузинском языках. Память его празднуется церковью 2 июля. Он пострадал за Христа при императоре Траяне.
Апостольский символ веры говорит о том, что святые пребывают в общении. Это общение с Богом, общение взаимное и ходатайство за верных. Так в жизнь церкви вошла практика призывать мучеников во время богослужения, зная, что их ходатайство в соединении с Евхаристией поистине всесильно.
Все выпуски программы Актуальная тема