
В свои 2 года Сева из Иркутска уже многое умел сам, во всю учился говорить. «Алло, деда!» - радостно произносил он в телефонную трубку или спрашивал: «Кто там?», когда к ним домой приходили гости. Но однажды Сева перенёс тяжёлое заболевание. После этого речь у мальчика пропала, изменилось поведение. Он замкнулся в себе и часами мог играть один. Вскоре выяснилось, что у Севы аутизм – врождённые нарушения психики. И болезнь сделала их явными, обострила. Эти нарушения сохраняются всю жизнь и отражаются в поведении. Сделать их менее заметными можно, главное – не упустить момент.
Хорошо, что мама Севы узнала про Центр педагогической адаптации «Рассвет» в Иркутске. Он помогает детям с аутизмом жить и развиваться. Мальчик занимается там уже третий год. И к нему наконец-то вернулась речь. Он общается короткими фразами и отвечает на простые вопросы. А ещё Сева научился считать до 10, выучил алфавит и в этом году готовится пойти в первый класс. Только не совсем в обычный - в ресурсный. Такие классы для детей с аутизмом организует центр «Рассвет». С ребятами там занимается целая команда специалистов и обучает их по особой методике.
Центр «Рассвет» — это благотворительный проект. Чтобы у него была возможность эффективно помогать Севе и другим ребятам, ему важна финансовая поддержка. Узнать, как помочь, можно на сайте центра: rassvet-apc.ru.
Также на платформе VK Добро открыт сбор на занятия для Севы и других ребят с аутизмом: dobro.mail.ru/projects/pomozhem-seve-i-druim-detyam-s-ras-pojti-v-perevyij-klass/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.
Свет Рождества

Фото: Piqsels
Однажды я заболела в самый канун Рождества. Так ждала праздничной службы в храме, а в итоге осталась дома с температурой. Настроение было испорчено, и молитвенный настрой покинул сердце. В расстроенных чувствах я легла спать пораньше.
Когда проснулась, уже наступило Рождественское утро. Меня разбудил звонок в дверь. На пороге стояли мама с сестрой. В руках у мамы — ароматный пирог с капустой, мой любимый. Оказывается, они успели и на службе побывать, и нашли время, чтобы меня порадовать. Мама зажгла перед иконами лампаду, и все вместе мы спели тропарь, короткое праздничное песнопение. А потом устроили чаепитие за столом возле нарядной ёлки. Близкие наполнили мой дом теплом, заботой и праздничным духом! И хотя болезнь всё ещё давала о себе знать — ко мне вернулись бодрость, хорошее настроение. Свет Христова Рождества коснулся моего сердца.
Текст Дарья Никольская читает Алёна Сергеева
Все выпуски программы Утро в прозе
Ранний завтрак

Фото: Piqsels
Утро понедельника выдалось «с грустинкой». Мелкий осенний дождик моросит по окнам едва различимыми капельками, небо затянуто серой вуалью. Выхожу из дома с дочкой, проводить её до школы. Эти десять минут — только наше с ней время. Приободрить, настроить на учебную неделю, сказать, как сильно я её люблю.
— Мам, смотри, — моя школьница показывает на синиц, что исследуют намокший ствол липы в поисках насекомых. — Голодные, наверное. Помнишь, вчера кормили таких в парке? Может, это они снова прилетели на завтрак?
Вижу в глазах дочери неподдельное расстройство. Запускаю руку в карман и нащупываю несколько семечек, что остались после воскресной прогулки.
— Покормим? — спрашиваю я и делюсь с дочкой находкой.
— Ууу, как мало, — смешно сморщив нос и губы, нараспев отвечает дочь.
— Ну, сколько есть, — говорю я, — даже одно зёрнышко поддержит птицу, а у нас — несколько.
Мы подходим к дереву, протягиваем своё скромное угощение пернатым и замираем. Через некоторое время одна синица пикирует на руку дочери. Она сдерживается, чтоб не рассмеяться. Через мгновение и я чувствую, как цепкие коготки птицы щекочут мне пальцы. И вот наши ладони пусты. Мы продолжаем путь до школьного крыльца.
— Пока, синичка моя, — я нежно целую дочь на прощание и осеняю крестным знамением.
— Пока, мамочка, — улыбается дочка и крепко целует меня в щеку. — Ты — моя семечка! — добавляет она и, махнув ладошкой, скрывается за стеклянными дверями.
Текст Екатерина Миловидова читает Алёна Сергеева
Все выпуски программы Утро в прозе
Радость в мелочах

Фото: Piqsels
Однажды меня, как волонтёра, попросили помочь подопечной фонда. Нужно было утром отвезти женщину на инвалидной коляске на причал в центре города и сопроводить её во время водной прогулки. Мы приехали к назначенному времени. Помимо нас от фонда собралось ещё несколько человек. Нашу большую компанию проводили на борт теплохода и разместили за одним столом. Кто-то из подопечных предложил перекусить бутербродами, которые взял с собой. У других тоже оказались с собой подобные запасы. Но оказалось, что здесь, на теплоходе, по каким-то причинам со своей едой нельзя. Поэтому трапезу пришлось отложить. Время в поездке пролетело незаметно. И когда мы сошли на берег, решили ещё немного побыть на набережной, полюбоваться на центр города. Разместились прямо на лужайке, неподалёку от причала. И тут моя подопечная вспомнила про свои бутерброды. А другая женщина достала из сумки термос с чаем. Мне стало как-то неловко. Центр города, вокруг всё парадно, а тут мы со своей домашней едой на лужайке. Но отказаться было неудобно. И мы начали наш спонтанный пикник. Во время него подопечные фонда, почти все на инвалидных колясках, увлечённо рассказывали мне и другим волонтёрам разные истории, много шутили, смеялись. Их глаза и лица сияли от радости. В них было столько жизнелюбия, что я залюбовался! И в эту самую минуту ощутил себя абсолютно счастливым. Вся моя неловкость испарилась. Я смотрел то на своих знакомых, то на искорки солнца, танцующие в воде, и думал: спасибо, Тебе Господи, что учишь меня находить радость в простых вещах.
Текст Дарья Никольская читает Илья Дрознин
Все выпуски программы Утро в прозе











