Флп., 240 зач., II, 5-11.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Многие ли из нас пробовали подражать Иисусу Христу? Скажут: «Эге, куда махнул, это какого надо быть о себе мнения, чтобы на такое решиться? Ты кто? Человек? Так человеку надо знать свою меру». С этим не поспоришь. Осталось только выяснить, какова мера человека? На это прикровенно указывает апостол Павел в отрывке из второй главы послания к Филиппийцам, который читается сегодня в православных храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
5 Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе:
6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;
7 Но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;
8 Смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,
10 Дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних,
11 И всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.
В 90-е годы одним итальянским ученым были обнаружены особые нейроны или нервные клетки, которые активизируются в тот момент, когда мы наблюдаем за действиями других людей. Они были названы зеркальными, потому что благодаря ним мы подражаем другим. Наличие подобных клеток чрезвычайно важно, потому что они способствуют процессу обучения. Так, глядя на взрослых, мы с детства учимся самым разным вещам. Однако особенно интересно, что среди этих нейронов есть те, что копируют физические движения другого, а есть те, что помогают нам войти в его эмоциональное состояние, сопереживать ему, то есть переживать те же эмоции.
Что же в начале сегодняшнего чтения отмечает апостол Павел? Он говорит: «В вас должны быть те же чувства, что и во Христе Иисусе». Слово «чувства» в этом случае не самое удачное, потому что греческое слово, которое перевели таким образом, означает, скорее, мысли. Иногда предлагают переводить это словом «настроение». То есть можно сказать, что так или иначе речь идёт о некотором подходе к жизни, к себе самому и окружающим.
Если спросить обычного человека о том, что чувствует Бог и как Он себя воспринимает, то в ответе с большой долей вероятности прозвучат слова «власть», «величие», «всемогущество», «вечность», то есть что-то, принципиально возносящее Бога над миром. И в этом будет главная ошибка человека. Её совершали все язычники в мире, которые при изображении богов приписывали им в первую очередь то, к чему стремились сами, силу, вечность, неограниченные способности. Возможно, именно эту ошибку совершили Адам и Ева, когда решили съесть плод с древа добра и зла. Им хотелось стать богами самим по себе, хотелось ложной самостоятельности, помимо Бога. Но, если исходить из Священного Писания, в первую очередь о Боге можно сказать, что Он есть любовь. Заповеди, которые были даны первым людям были призваны к тому, чтобы раскрыть в них образ Божий, уподобить их Ему. Однако люди пошли по пути самости, решили, что быть богами без Бога — это их мера. Как известно, это привело к катастрофе и теперь все мы рождаемся в мире людей, которые даже стремясь к общению и открытости, в глубине души не доверяют друг другу и соперничают. Мы учимся подобному поведению, копируем его и учим других.
Конечно, Бог задумал человека другим. И поэтому Он сам становится человеком и живёт так, как должны жить мы. Не в смысле конкретных обстоятельств, а именно в смысле самовосприятия и внутреннего настроя. Апостол говорит, что Христос, будучи Богом, стал человеком и смирил себя, став во всём послушным Отцу. Он не просто пришёл и сделал нечто для нас. Он явил нам меру того, что значит быть человеком в подлинном смысле слова. Подражать Иисусу Христу — это не пытаться быть Богом, но увидеть в Нём меру человека, не бунтовать, не соперничать с Творцом, но осознав себя Его образом, быть послушным Ему.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (25.11.2024)
Первое послание к Фессалоникийцам святого Апостола Павла
1 Сол., 262 зач., I, 1-5.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Салоники в наши дни называют «северной» или второй, после Афин, столицей Греции. Салоники, а вернее Фессалоники — так этот город именовали в древности — имел важное географическое и общественное значение ещё во времена Римской империи. А потому не стало случайностью, что этот город с проповедью в середине первого века решил посетить апостол Павел. Впоследствии Павел направил христианам Фессалоник два послания. Отрывок из первой главы первого послания к Фессалоникийцам читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 1.
1 Павел и Силуан и Тимофей — церкви Фессалоникской в Боге Отце и Господе Иисусе Христе: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
2 Всегда благодарим Бога за всех вас, вспоминая о вас в молитвах наших,
3 непрестанно памятуя ваше дело веры и труд любви и терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа пред Богом и Отцем нашим,
4 зная избрание ваше, возлюбленные Богом братия;
5 потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением, как вы сами знаете, каковы были мы для вас между вами.
Находясь на пересечении сухопутных и морских торговых путей, Фессалоники привлекали многочисленных купцов и мореплавателей. Ко времени Рождества Спасителя население города составляло около двухсот тысяч человек. Салоники были самым настоящим мегаполисом своей эпохи. Что-то наподобие Москвы наших дней. Многие из фессалоникийцев в 52 году стали свидетелями проповеди апостола Павла. Павел попал в Салоники в ходе своего второго миссионерского путешествия. Придя сюда из другого греческого полиса — Филиппы, он тут же начал рассказывать о Христе в синагоге — местным иудеям и грекам, принявшим закон Моисея. Вскоре слушателями Павла стали и язычники, которые принимали крещение от его рук и рук ближайших помощников апостола. Так зародилась христианская община Фессалоник.
Павел был очень рад успеху своей проповеди. Но вскоре, к своему большому сожалению, был вынужден оставить город. Местные иудеи устроили против апостола бунт, в частности они угрожали расправой родственнику апостола — Иасону. Павел был вынужден вскоре покинуть Фессалоники и отправиться в Афины. Оттуда он направил в Фессалоники своего ближайшего ученика — Тимофея. Тимофей по заданию Павла должен был узнать — как обстоят дела в Фессалоникийской Церкви, всё ли складывается благополучно? Когда апостол узнал, что основанная им община не только не погибла, но, несмотря на все препятствия, даже расширяется и умножается, радости его не было предела. Этим счастьем Павла буквально пропитаны строки его послания к христианам Фессалоник, которое он написал вскоре после возвращения Тимофея с новостями о том, что у Фессалоникийцев всё обстоит более-менее благополучно.
Членов общины, преимущественно бывших язычников, Павел называет «братьями, возлюбленными Богом». Что для раввина в прошлом было очень смелыми словами! В другом месте послания фессалоникийцы именуются святым «его славой и радостью». Такое отношение к людям, принявшим христианское вероучение, для апостола является очень характерным. Он обладал многими талантами (был не только великолепным ритором, но замечательным ремесленником), но при этом являлся ещё очень скромным человеком. Павел всегда помнил о том, что когда-то в юности был жестоким гонителем христиан и только по милости Божией внутренне переродился. Поэтому все успехи своей проповеди он приписывал не себе, а Христу. А лучшей наградой за свои труды считал то, насколько крепкими были вера и благочестие людей, которым он, Павел, рассказал о жизни и чудесах Спасителя.
Павел ничего не навязывает фессалоникийцам, не лишает их свободы выбора, но при этом всячески убеждает их жить в соответствии с заповедями Христа. Делает он это не из соображений личной выгоды. Известно, что Павел не только отказывался от пожертвований, но, чтобы не быть обвинённым в стяжательстве, самостоятельно зарабатывал на жизнь, делая палатки на продажу. Если апостол и говорил о награде за свои труды проповедника, то этой наградой служили вера и благочестие основанных им христианских общин. Вот почему Павел говорит, что фессалоникийцы являются его славой и радостью. Реализуя на практике подход апостола, мы и сами призваны стремиться не пользоваться людьми, а радоваться их добрым делам. В особенности тем, что служат распространению и укреплению христианской веры.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Князь Иван Семёнович Куракин». Дмитрий Трапезников
Гостем программы «Исторический час» был преподаватель университета имени Разумовского Дмитрий Трапезников.
Разговор шел о видном государственном деятеле начала XVII века князе Иване Семёновиче Куракине, о его судьбе и роли в важнейших событиях периода Смутного времени на Руси.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Князь Иван Семёнович Куракин». Дмитрий Трапезников
- «История Нижнего Новгорода». Сергей Алексеев
- «Поэт Арсений Тарковский». Сергей Арутюнов
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов