
Апостол Павел
Рим., 92 зач., VI, 11-17.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Жить ради себя или жить ради других? Это выбор, который в той или иной степени стоит перед всяким человеком. Тот отрывок из 6 главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня в православных храмах, рассматривает и даёт характеристику каждому из этих двух сценариев. Давайте послушаем.
Глава 6.
11 Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.
12 Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его;
13 и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности.
14 Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью.
15 Что же? станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатью? Никак.
16 Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?
17 Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя.
По учению отцов христианской Церкви, одно из последствий грехопадения заключается в том, что человек был одет в грубую плоть. Плоть, на языке Библии, это не материя, это не наше телесное начало. Скорее, это определённый образ мысли, чувств и действий. Это те установки нашего ума, которые подталкивают нас ко греховным поступкам. Преподобный Максим Исповедник говорил о том, что грех рождается от того, что все люди стремятся к удовольствиям и бегут от страданий. Все свои жизненные силы мы направляем на то, чтобы поудобней и как можно комфортней устроится в этой жизни. Отсюда всякие излишества, нарушения закона, порабощение страстям. Всё это пагубно сказывается на нашем теле, на нашей душе, это помрачает наш ум и отвлекает от Бога. И получается, что в жизни человека словно противодействуют две силы: одна стремится к Творцу, другая заставляет нас подчиняться животным инстинктам, своей биологической программе, направленной на выживание, побуждает нас быть зацикленными на себе, подталкивает всё больше и больше за счёт окружающего мира, за счёт других людей, удовлетворять желания нашей больной самости. Чем больше мы вовлечены в эту программу, тем больше мы потребляем. Чем больше потребляем, тем ещё большая жажда и голод открываются в нашей душе. И так по кругу. Я становлюсь одержимым людьми, идеями, имуществом. И мне всё время мало. Появляется зависимость от этого потребления. Я не мыслю себя без новой, ещё большей порции удовольствий. Я теряю свою волю, перестаю ощущать Творца, погружаюсь в состояние одиночества, изоляции от окружающих, страдаю и зачастую не понимаю, почему. Ведь мне кажется, что, когда я удовлетворяю все свои потребности, я делаю себе хорошо. Именно об этом состоянии говорит сегодня апостол Павел, когда упоминает о господстве греха в душе человека. Внутри меня словно живёт отвратительная жаба, которая, как чёрная дыра, поглощает всё, что попадается под руку. Это путь в пустоту, к смерти. Это мой персональный ад. Важно то, что, по мысли апостола, от этого состояния не спасает даже исполнение закона. Можно быть внешне добропорядочным человеком, но при этом иметь злое, завистливое сердце. И вся моя добропорядочность может закончиться в мгновение ока, когда жажда заговорит во мне с новой силой. Ведь как говорит народная мудрость, сколько волка не корми, а он всё равно в лес смотрит. Единственное, что может вытащить меня из этого состояния, — это благодать. То есть такое воздействие на моё сердце Бога, когда меняются установки моего ума. И вместо того, чтобы бежать от страданий и стремиться к удовольствиям ради себя любимого, я, вдохновлённый Духом Святым, начинаю жить вопреки этой животной программе. Я начинаю жить по Евангелию, которое говорит о том, что необходимо служить не себе, а другим людям. Необходимо постоянно усилием воли выводить себя из зоны комфорта. Совершать конкретные действия ради Бога и ближних, без страха потерять своё и ощутить при этом боль. Этот страх — не более чем защитный механизм нашего больного «я». Эта боль не более чем страдания нашего раздутого эгоизма, который сдувается, когда я совершаю поступки не ради себя, но ради других. Это судороги той самой отвратительной жабы, которая управляла моей жизнью. Наконец, это муки рождения нового человека внутри меня. Рождение меня настоящего. Меня свободного, такого, каким меня задумал и сотворил наш Небесный Отец.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 6. Богослужебные чтения

Так часто приходится слышать от людей, что они потеряли всякую надежду на лучшее и такая жизнь их непомерно угнетает. В чём причина подобного состояния? И, напротив, откуда в сердце появляется надежда и где её искать? Ответ на эти вопросы находим в 6-м псалме пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 6.
1 Начальнику хора. На восьмиструнном. Псалом Давида.
2 Господи! не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоём наказывай меня.
3 Помилуй меня, Господи, ибо я немощен; исцели меня, Господи, ибо кости мои потрясены;
4 и душа моя сильно потрясена; Ты же, Господи, доколе?
5 Обратись, Господи, избавь душу мою, спаси меня ради милости Твоей,
6 ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?
7 Утомлен я воздыханиями моими: каждую ночь омываю ложе моё, слезами моими омочаю постель мою.
8 Иссохло от печали око моё, обветшало от всех врагов моих.
9 Удалитесь от меня все, делающие беззаконие, ибо услышал Господь голос плача моего,
10 услышал Господь моление моё; Господь примет молитву мою.
11 Да будут постыжены и жестоко поражены все враги мои; да возвратятся и постыдятся мгновенно.
Прозвучавший псалом пророка и царя Давида носит покаянный характер. Содержание псалма — сетования к Богу по причине какой-то тяжкой болезни. Вполне вероятно, что речь идёт о немощах преклонного возраста. Псалмопевец упоминает об измождённости тела и души, а вместе с этим о смерти и гробе. Кроме того, мы видим, что автора томит мысль о врагах, которые обступили его со всех сторон.
Из Священного Писания мы знаем, что, когда царь Давид состарился, он не поднимался с кровати. В теле не было прежней силы. Давиду постоянно было холодно. Физически он был совершенно беспомощен. И в это самое время один из его сыновей по имени Адония у него за спиной плёл интриги и составлял заговор. Он хотел стать царём ещё до смерти своего отца. На что в подобной ситуации может рассчитывать немощный человек, который не в состоянии даже самостоятельно позаботится о себе самом? Вот и плачет Давид к Богу. Кто ещё сможет ему помочь и поддержать?
Важно, что причиной своего состояния псалмопевец считает не естественные, физиологические процессы, но гнев Божий. «Го́споди! не в я́рости Твое́й облича́й меня́ и не во гне́ве Твоём нака́зывай меня́». При этом Давид не указывает на свои конкретные прегрешения. Однако, очевидно, что всё происходящее с ним он воспринимает как воздаяние от Бога за содеянное. И тот, кто знаком с историей царя Давида, знает, что несмотря на свою веру и святость, он не был человеком безгрешным и совершал поступки, которые тяготили его совесть до самой старости.
И всё же с этим чувством горечи и даже тоски от беспомощности тесным и удивительным образом соседствует ощущение надежды. Давид уверен, что несмотря на, казалось бы, крайне безысходную ситуацию, Бог его простит, помилует и спасёт. Более того, псалмопевец уверен, что, как он говорит, «бу́дут постыжены́ и жесто́ко поражены́ все враги́ мои́». То есть его надежды не ограничиваются загробным миром. Ещё здесь, ещё в этом теле, в этой жизни он переживет явное заступничество Творца.
Перед нами один из парадоксов искренней, живой веры в Бога. Верующий и даже святой человек это не тот, кто уже здесь на земле постоянно пребывает в состоянии полного безмятежия. Порой человек веры может испытывать ту же самую палитру чувств и эмоций, что и человек неверующий. Он может попадать в тяжёлые ситуацию, подобные тем, в которых оказываются и безбожники. Однако в нём живёт глубокое осознание того, что все эти перипетии происходят на фоне чего-то глубокого и глобального. И это не просто осознание. Это живой опыт и ощущение присутствия в своей жизни Силы, Которая своей тотальностью скрадывает масштаб любой проблемы. В свете этого опыта даже самая большая неприятность, не переставая быть болезненной, начинает переживаться как незначительная. Как муха на фоне слона. Отсюда и рождается в сердце чувство надежды. Это следствие осознания присутствия Бога в своей жизни. И каждый, кто подобно Давиду, посвящает всего себя служению Творцу и людям, в итоге приобретает это состояние. Даже несмотря на свои ошибки, даже несмотря на свои немощи и горести, он начинает ощущать в своём сердце простор, широту и глубину. Так Господь постепенно открывает в его душе Своё Небесное Царство.
Псалом 6. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 6. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 6. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. На восьмиструнном. Псалом Давида.
2 Господи! не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня.
3 Помилуй меня, Господи, ибо я немощен; исцели меня, Господи, ибо кости мои потрясены;
4 и душа моя сильно потрясена; Ты же, Господи, доколе?
5 Обратись, Господи, избавь душу мою, спаси меня ради милости Твоей,
6 ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?
7 Утомлен я воздыханиями моими: каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постель мою.
8 Иссохло от печали око мое, обветшало от всех врагов моих.
9 Удалитесь от меня все, делающие беззаконие, ибо услышал Господь голос плача моего,
10 услышал Господь моление мое; Господь примет молитву мою.
11 Да будут постыжены и жестоко поражены все враги мои; да возвратятся и постыдятся мгновенно.
5 июля. О Христе как Спасителе

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова о Христе: «К Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных».
О Христе как Спасителе — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
В обычной жизни люди могут помогать друг другу: например, кто-то несет тяжёлый груз, другой готов оказать ему поддержку. Нечто подобное происходит и в духовной жизни. Господь, видя неспособность справиться с грехами и их последствиями, помогает нам, берёт этот греховный груз на себя.
Так об этом сказал пророк Исаия: «Он взял на себя наши немощи и понёс наши болезни. Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши. Наказание мира нашего было на нём, и ранами его мы исцелились». Хочу заметить два момента.
Во-первых, Господь помогает нам освободиться от греха не без нашего участия. Он не просто изглаживает наши грехи, мол, захотел и сделал, а только при осознании нами сделанного поступка и деятельном покаянии. Во-вторых, мы должны понять, какая высокая цена заплачена за освобождение нас от грехов. Давайте постигнем эти слова пророка: «Ранами его мы исцелились». То есть, чтобы нам быть свободными от рабства греха и духовно здоровыми, Богочеловеку пришлось отдать свою жизнь за нас.
Такая высокая цена заплачена за наше бессмертие. Осознаем бесконечную любовь Бога и ответим на неё чистотой помыслов и дел.
Все выпуски программы Актуальная тема