Рим., 92 зач., VI, 11-17.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Жить ради себя или жить ради других? Это выбор, который в той или иной степени стоит перед всяким человеком. Тот отрывок из 6 главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня в православных храмах, рассматривает и даёт характеристику каждому из этих двух сценариев. Давайте послушаем.
Глава 6.
11 Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.
12 Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его;
13 и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности.
14 Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью.
15 Что же? станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатью? Никак.
16 Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?
17 Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя.
По учению отцов христианской Церкви, одно из последствий грехопадения заключается в том, что человек был одет в грубую плоть. Плоть, на языке Библии, это не материя, это не наше телесное начало. Скорее, это определённый образ мысли, чувств и действий. Это те установки нашего ума, которые подталкивают нас ко греховным поступкам. Преподобный Максим Исповедник говорил о том, что грех рождается от того, что все люди стремятся к удовольствиям и бегут от страданий. Все свои жизненные силы мы направляем на то, чтобы поудобней и как можно комфортней устроится в этой жизни. Отсюда всякие излишества, нарушения закона, порабощение страстям. Всё это пагубно сказывается на нашем теле, на нашей душе, это помрачает наш ум и отвлекает от Бога. И получается, что в жизни человека словно противодействуют две силы: одна стремится к Творцу, другая заставляет нас подчиняться животным инстинктам, своей биологической программе, направленной на выживание, побуждает нас быть зацикленными на себе, подталкивает всё больше и больше за счёт окружающего мира, за счёт других людей, удовлетворять желания нашей больной самости. Чем больше мы вовлечены в эту программу, тем больше мы потребляем. Чем больше потребляем, тем ещё большая жажда и голод открываются в нашей душе. И так по кругу. Я становлюсь одержимым людьми, идеями, имуществом. И мне всё время мало. Появляется зависимость от этого потребления. Я не мыслю себя без новой, ещё большей порции удовольствий. Я теряю свою волю, перестаю ощущать Творца, погружаюсь в состояние одиночества, изоляции от окружающих, страдаю и зачастую не понимаю, почему. Ведь мне кажется, что, когда я удовлетворяю все свои потребности, я делаю себе хорошо. Именно об этом состоянии говорит сегодня апостол Павел, когда упоминает о господстве греха в душе человека. Внутри меня словно живёт отвратительная жаба, которая, как чёрная дыра, поглощает всё, что попадается под руку. Это путь в пустоту, к смерти. Это мой персональный ад. Важно то, что, по мысли апостола, от этого состояния не спасает даже исполнение закона. Можно быть внешне добропорядочным человеком, но при этом иметь злое, завистливое сердце. И вся моя добропорядочность может закончиться в мгновение ока, когда жажда заговорит во мне с новой силой. Ведь как говорит народная мудрость, сколько волка не корми, а он всё равно в лес смотрит. Единственное, что может вытащить меня из этого состояния, — это благодать. То есть такое воздействие на моё сердце Бога, когда меняются установки моего ума. И вместо того, чтобы бежать от страданий и стремиться к удовольствиям ради себя любимого, я, вдохновлённый Духом Святым, начинаю жить вопреки этой животной программе. Я начинаю жить по Евангелию, которое говорит о том, что необходимо служить не себе, а другим людям. Необходимо постоянно усилием воли выводить себя из зоны комфорта. Совершать конкретные действия ради Бога и ближних, без страха потерять своё и ощутить при этом боль. Этот страх — не более чем защитный механизм нашего больного «я». Эта боль не более чем страдания нашего раздутого эгоизма, который сдувается, когда я совершаю поступки не ради себя, но ради других. Это судороги той самой отвратительной жабы, которая управляла моей жизнью. Наконец, это муки рождения нового человека внутри меня. Рождение меня настоящего. Меня свободного, такого, каким меня задумал и сотворил наш Небесный Отец.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Метафоры, которые мы не замечаем
Из школьного курса многие помнят, что есть такое выразительное средство — Метафора. Это скрытое сравнение, которое использует переносное значение слов. Метафора называет один предмет вместо другого, схожего по форме или качеству. Например, огонь горит в прямом смысле, а глаза горят в переносном. Вы, наверное, удивитесь, но мы постоянно используем метафоры в речи.
Мелодия льётся, волна ощущений, взлететь по карьерной лестнице, поплыть на экзамене, стоять в хвосте очереди.
От частого употребления многие метафоры как бы стёрлись, поэтому мы их не замечаем. Однако их употребление влияет на коммуникацию. Метафора помогает более ярко выразить мысль, но может и помешать общению.
Иногда мы чувствуем дискомфорт в разговоре, но не в силах объяснить, почему: вроде бы собеседник не сказал ничего плохого. Однако он просто мог произнести негативные или слишком эмоциональные метафоры, которые вызывают тревогу или уныние. С другой стороны, красивая метафора украсит беседу и поможет погрузиться в море удовольствия от общения.
Давайте же порадуемся богатству нашего языка, создавшего такое прекрасное выразительное средство.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
23 ноября. Об историческом гербе Москвы
Сегодня 23 ноября. В этот день в 1993 году Москве официально возвращён исторический герб, утверждённый в 1781 году.
О его истории, — протоиерей Василий Гелеван.
23 ноября. О неверном и развращённом человеческом роде
В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «О, род неверный и развращённый! доколе буду с вами и буду терпеть вас?».
О неверном и развращённом человеческом роде, — священник Стефан Чайковский.