Рим., 107 зач., XI, 25-36.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как относиться к неверующим людям? Как относиться к тем, кто исповедует другие религии? Какую участь для них приготовил Бог? Для христианина часто это вопросы не праздные, ведь возможно речь идет о близких и родственниках. Отрывок из 11 главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в православных храмах, посвящен именно этой теме. Давайте послушаем.
Глава 11.
25 Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей,- чтобы вы не мечтали о себе, что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников;
26 и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.
27 И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их.
28 В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов.
29 Ибо дары и призвание Божие непреложны.
30 Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их,
31 так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы.
32 Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.
33 О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!
34 Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?
35 Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?
36 Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел пытается объяснить христианам из числа язычников почему иудеи не приняли Христа, хотя ждали Его на протяжении долгого времени. Он связывает эту ситуацию с Божественным Промыслом. Да, иудеи действительно не приняли Мессию, но, как считал апостол, это произошло ради того, чтобы в Него уверовали язычники и истинная вера стала не только достоянием одного народа, но всего человечества. Это не означает что Павел снимает личную ответственность с тех, кто участвовал в смерти Спасителя, но он настаивает что это ожесточение произошло не без попущения Божия и все произошедшее вписывается в Его таинственный и непостигаемый план по спасению всех людей. Так, ему с одной стороны удается подчеркнуть свободу человеческого выбора и ответственность за этот выбор, с другой — сохранить идею божественного всемогущества. Конкретный механизм этого взаимодействия Бога и человека он не объясняет. По его словам, это тайна, непостижимая для человеческого ума. И это очень важный момент, ведь таинственность происходящего оставляет место надежде. Надежде на то, что даже у тех, кто оступился, есть шанс на спасение.
Именно эту мысль апостол развивает во второй части отрывка. Павел уверен, что сердца его братьев по крови не очерствели до конца и настанет момент, когда они проснутся от духовной спячки. Господь не бросит своих детей ради их праведных отцов и ради того Завета, который он заключил с ними. Ничто не может изменить того факта, что евреи являются народом богоизбранным, ибо дары и призвание Божие, как говорит апостол Павел, непреложны, то есть неизменны. И здесь он приводит еще одну замечательную мысль. Это возвращение евреев к Богу произойдет по безграничной милости Господа. По той самой милости, по которой в церковь вошли язычники. По закону Моисееву они не должны были там быть, однако вопреки всему они там. Точно так Бог в только одному Ему известный момент окажет милость и израильскому народу. Раньше иудеи рассчитывали на то, чтобы войти в Царство мессии потому, что происходят от Авраама и исполняют закон Моисея. Однако, это им не помогло. В будущем они будут спасены единственной милостью Бога, то есть даром, неожиданно, как некогда были спасены язычники. Нам важно это помнить. Ведь те из нас, кто получил веру во Христа, получил ее даром, ни за что. Нашей заслуги в этом ноль. Бог просто привел нас однажды к себе за ручку, как неразумного ребенка. Это просто великая и неожиданная милость с Его стороны. А потому мы не в праве отказывать и другим в этой милости, мы не в праве выносить о людях окончательный суд от лица Бога, и как ученики Спасителя призваны свидетельствовать об этой милости на практике своими делами. В нас должно жить не самодовольное злорадство, а надежда, что Бог всех приведет к Себе. Надежда на то, что вкусив плоды непослушания, поскитавшись в далекой стране, ощутив горечь изгнания, все вернутся к нему. Просто не так быстро, как бы нам хотелось. Для каждого свое время, свои обстоятельства, свой путь. Так работает Его таинственный и непостигаемый для нашего ума Промысел. Даже в тот момент, когда человек находится в пучине страстей и заблуждений, Господь осуществляет работу по его возвращению в Отчий дом, в Церковь Христову. Ибо, как говорит сегодня апостол Павел: «Все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь».
Псалом 74. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Не погуби. Псалом Асафа. Песнь.
2 Славим Тебя, Боже, славим, ибо близко имя Твое; возвещают чудеса Твои.
3 "Когда изберу время, Я произведу суд по правде.
4 Колеблется земля и все живущие на ней: Я утвержу столпы ее".
5 Говорю безумствующим: "не безумствуйте", и нечестивым: "не поднимайте ро'га,
6 не поднимайте высоко ро'га вашего, [не] говорите [на Бога] жестоковыйно",
7 ибо не от востока и не от запада и не от пустыни возвышение,
8 но Бог есть судия: одного унижает, а другого возносит;
9 ибо чаша в руке Господа, вино кипит в ней, полное смешения, и Он наливает из нее. Даже дрожжи ее будут выжимать и пить все нечестивые земли.
10 А я буду возвещать вечно, буду воспевать Бога Иаковлева,
11 все роги нечестивых сломлю, и вознесутся роги праведника.
9 декабря. О наставлениях Иннокентия Иркутского

Сегодня 9 декабря. В День памяти Святителя Иннокентия Иркутского, жившего в восемнадцатом веке.
О его наставлениях о терпении — священник Захарий Савельев.
Святитель Иннокентий Иркутский говорил: «Ободрение к терпению мы можем найти в мысли, что все скорби века сего временны, что они заменятся радостями нескончаемыми и что будет время, когда Господь навсегда отрёт слезы наших очей».
В этих словах святителя Иннокентия, наверное, видится весь смысл христианской жизни. Когда человек прибегает к Богу и спрашивает у Него помощи, и Господь, по слову святителя Иннокентия Иркутского и мысли святого апостола евангелиста Иоанна Богослова, не оставляет ни одну нашу печаль без Своего внимания.
И более того, когда с нами случается несправедливость и горе, хоть они и попускаются Господом, но виновниками являемся мы сами. И Господь, на самом деле, в этой ситуации стремится человека утешить и спасти.
Но Его промысел, он бывает не замечаем на кратком промежутке времени, но когда перед человеком открывается весь потенциал его жизни, весь смысл и значение его существования, то и действия промысла Божия особенно заметны в этом долгом жизненном пути.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 декабря. О народе и первосвященниках

В 19-й главе Евангелия от Луки есть слова о Христе: «Первосвященники же и книжники и старейшины народа искали погубить Его, и не находили, что бы сделать с Ним; потому что весь народ неотступно слушал Его».
Об отношении ко Христу книжников и фарисеев — протоиерей Михаил Самохин.
Отношение к простым людям таких же людей, но чуть более образованных, знающих, всегда было хорошим маркером не состояния ума таких людей, а состояния их души. «Уверовал ли в Него кто из начальников или фарисеев? Но этот народ, невежда в законе, проклят Он», — так вопрошают о Христе и одновременно отзываются о простых людях члены иудейского синедриона.
Такой образ мыслей, такое настроение сердца делает людей порождениями ехидны, детьми дьявола и дьяволами. Неспособны они к покаянию, не способны усвоиться Богу, не способны наследовать спасение и блаженство, которое всемилосердный Бог даёт даром людям, сознающим свою греховность и врачующим её истинным покаянием. «Удел несчастных гордецов, преисполненных самомнения и плотского мудрования — вечная смерть», — такой жёсткий приговор произносит святитель Игнатий Брянчанинов безумным гордецам. Народ мешает этим людям. И главное, глядя на образ подобных слепых учителей, вовремя в себе самих заметить ростки гордости и самомнения, презрения к другим людям. Если нам начал мешать народ, если все люди вокруг не такие, значит, в нашу душу прокралась фарисейская закваска, от которой так предостерегал учеников сам Спаситель. «Не приведи нас, Господи, к такой духовной слепоте».
Все выпуски программы Актуальная тема











