
«Мама спит, она устала \ Ну, и я играть не стала. \ Я волчка не завожу \ А уселась, и сижу», — кто из нас не знает этих строчек, родом из детства? Их автор — поэтесса Елена Александровна Благинина. Всю жизнь она писала стихи для детей, которые с удовольствием читали и взрослые. Многие её тексты, прочтя однажды, запоминаешь надолго. Они кажутся очень простыми, но глубоко трогают сердце и душу. Об этом свойстве творчества Елены Благининой однажды замечательно высказался её коллега и друг, писатель Вениамин Каверин. «Каждая строчка её прекрасной поэзии светится радостью жизни, счастьем существования», — писал он.
Первые поэтические строки родились у Елены Благининой, когда ей было восемь лет. Тот творческий опыт не сохранился. Но поэтесса говорила, что стихи были о её родном селе Яковлево на Орловщине. Там прошло детство Благининой. Елена Александровна с теплом рассказывала о том времени. «Юность моя утопала в садах и колокольном звоне», — писала она. Вспоминала деда — дьякона сельского храма. Юная Лена и сама пела в церковном хоре. На всю жизнь остался в её сердце огонёк веры, зажжённый в детстве. Близкие поэтессы говорили, что даже в советское время она отмечала православные праздники и по возможности бывала в храме. Поэтический дар, как считала Елена Благинина, передался ей от матери, Неонилы Михайловны, которая была мастерицей сочинять частушки. От неё же Елена Александровна переняла и душевную доброту: в доме Благининых никогда не отказывали нуждающемуся человеку в куске хлеба или ночлеге.
В 1921 году Елена дебютировала на страницах альманаха курского Союза поэтов. Стихотворение «Девочка с картинкой» заметил маститый литератор Всеволод Рождественский. Он похвалил молодую поэтессу за простоту и выразительность. И начался путь Елены Благининой в большой литературе. В 30-е годы она была одним из постоянных авторов знаменитого детского журнала «Мурзилка», печаталась и в главной советской газете для детей и юношества — «Пионерской правде». Одна за другой выходили книги, названия которых и сегодня, пожалуй, знакомы многим: «Не мешайте мне трудиться», «Вот какая мама», «Посидим в тишине». Время, свободное от творчества, Елена Александровна тоже посвящала детям — выступала в Домах пионеров, школах, библиотеках, детских садах, и детских домах. Литературовед Евгения Александровна Таратута неоднократно бывала на этих выступлениях поэтессы. Она вспоминала, с какой радостью ребята слушали стихи Благининой — о том, что было близко и дорого каждому из них: про ветер, дождик, радугу, про берёзки, про яблоки и сад. Рассказывала, как в страшном 1937-м году, в разгар сталинских репрессий, Елена Александровна не побоялась приютить её у себя. А ведь это было крайне рискованно: родителей Таратуты объявили неблагонадёжными и выслали из Москвы.
Во время Великой Отечественной Елена Благинина своим творчеством поддерживала боевой дух красноармейцев. Она написала несколько пьес для фронтового кукольного театра. Поэтесса говорила, что трудилась тогда для бойцов с особой радостной энергией. Этого потока радости, который Елена Александровна щедро несла людям, не смогла отнять ни война, ни арест мужа, ни тяжёлая болезнь, ни безденежье. В письме к своему другу, литератору Генриху Эйхлеру, Елена Александровна писала: «Уверяю вас, всё горькое в нашей жизни полно смысла. Главное — равновесие душевное, а остальное приложится». И она, действительно, всюду умела разглядеть чудо: в каждом дне и времени года, в каждой веточке и травинке, в домашних хлопотах и заботах, в каждой профессии и ремесле. И помогала другим видеть мир ярким и светлым.
При поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива — 2023»
Все выпуски программы Жизнь как служение
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.
Псалом 60. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 60. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 60. На струнах Псалтири.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема