«На Западе закон сильнее обычая и голос Фемиды сильнее голоса крови. Папа, к примеру, шлепнул по попе тапком сына за какой-нибудь проступок. Этот немецкий (норвежский, французский) змееныш, этот Павлик Морозов звонит с мобилки, купленной папой, на номер, который в школе всем продиктовали. Через полчаса специальная служба папу штрафует или даже “закрывает”. На Востоке это невозможно.
Там вековые обычаи важнее, чем рожденные вчера законы. Там голос крови и семейные связи сильнее, чем кособокое “человеколюбие”».
Это был отрывок (в образном инструментарии автора – лоскуток) из книги протоиерея Андрея Ткачева «Лоскутное одеяло» с подзаголовком-разъяснением, обозначенным здесь тремя оборотами, выделенными строчными буквами, с отточиями, как азбука Морзе: «…что видел…, о чем думал…, что пытался понять…». Для осмысления того, что́ делает в своём миссионерстве и в своей литературной работе отец Андрей, – эти слова, мне кажется, очень важны.
Воцерковленный и новоначальный народ знает: этот пастырь обладает даром мыслить и говорить. И не он закапывает свой талант в землю, пишет о многом и разном, помня, впрочем, что и священник – человек грешный, могущий ошибаться и сомневаться. На иные свои статьи (о Василии Розанове, например), отец Андрей получал жесткую критику, даже и от других батюшек, и находил силы для личного и публичного ответа, соединяя в тексте духовное и душевное, здравый и высший смыслы. Словом, это всегда яркое литературное письмо, созданное рукою пастыря.
В финале своей статьи «Читайте хорошие книги» он написал, наверное, главное о себе: «Область словесности есть область особой христианской ответственности, поскольку мы поклоняемся Богу Слову Воплощенному».
Открою мою вторую закладку в книге «Лоскутное одеяло», из которой нам читает сегодня Андрей Тарасов:
«Заповеди обращаются к одному человеку: “не кради”, а не “не крадите”. Это для того , чтобы человек не оправдывался чужими грехами, дескать, другие крали , и я с ними. Нет. Ты не кради! К тебе Бог обращается. Можешь думать, что ты так же уникален во Вселенной, как Адам, когда он был еще без потомства. Нужна личная вера и общение с Богом один на один, в координатах “я - ты”».
«Лоскуты» в книжке отца Андрея – самые разноцветные, они, повторюсь, соответствуют сигнальному подзаголовку. Среди них – и живые впечатления жизни, словно бы из записной книжки, есть и оригинальные стихи (видимо, тот случай, когда душа просила поэтического осмысления и выражения), маленькие проповеди и – художественные этюды, напоминающие притчи.
«Собрались однажды десять мудрых мужиков ругать одного сумасшедшего. “С тобой, гад, - говорит один, - невозможно работать. Все люди как люди, тянут по карманам, что могут, а ты все по описи начальству сдаешь”. “До каких пор, - кричит второй, - ты, паразит, по-русски говорить не научишься? Ни матюка от тебя, ни анекдота не услышишь”. Третий кричит: “Ты или сам пей, или другим пить давай! А то глянешь под руку – водка во рту колом становится”.
Долго ругали десять нормальных мужиков одного идиота. А тот знай плечами жмет да глазами хлопает. Да еще про себя, видно, шепчет что-то. Оно и понятное дело – сумасшедший».
…Завершая упомянутою мною статью «Читайте хорошие книги», батюшка, говоря об области словесности, утверждает: «Честно говоря, это – наша работа, не по страху, а по совести. А начать нужно с обязательного чтения хороших книг»… И дальше – несколько великих имен, уже упомянутых в его тексте.
Мне радостно думать, что к этим – хорошим – я с недавних пор отношу и книги протоиерея Андрея Ткачева, – вот, как это «Лоскутное одеяло», – под которым вполне можно согреться душою.
14 декабря. О жизни по заповедям Божьим

В 6-й главе Евангелия от Луки есть слова: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними».
Об исполнении заповедей Божьих — протоиерей Константин Харитонов.
Каждый христианин должен исповедовать Христа, исполняя Его заповеди. Таким образом, мы проявляем любовь к Богу и любовь к ближнему. Бог направляет нас в правильное русло нашей любви.
К сожалению, поэтому происходит постоянная борьба — или с нашим человекоугодием, или с нашим самолюбием. Отсюда и бывает очень трудно иногда исполнить заповедь Божию. Но если мы откажемся от своего самолюбия, если мы не будем человекоугодничать (соответственно, опять же, тоже иногда это мы делаем ради своего же самолюбия, лицемерия или лукавства), если мы откажемся от этого гнилого состояния и пойдем по заповеди Божьей, то тогда мы сможем исполнить завет Божий о любви и к Богу, и к ближнему.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 декабря. О том, что нам недостает

В 18-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа, сказанные богатому юноше: «Одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною».
О стремлении к совершенству — игумен Назарий Рыпин.
Господь говорит юноше (через него всем нам, безусловно), о том, что недостаточно внешнего исполнения заповедей Христовых, но нужно стремиться к внутреннему совершенству. Не случайно в другом месте другого евангелиста, там приводятся ещё другие слова: «Если хочешь быть совершенным, — говорит Христос, — то продай, что имеешь, раздай нищим, и будешь иметь сокровища на небесах». То есть речь о совершенстве.
Безусловно, это путь не многих, не всякий способен к такой высоте, но мы должны знать о том, что такая высота есть, стремиться к ней и, по крайней мере, не имея возможности её достигать, смиряться в том, что для нас это недостижимо. Зачастую для мирянина, особенно, достаточно, по мысли Игнатия Брянчанинова святителя и святителя Феофана Затворника, ограничиться исполнением заповедей Божиих и самоукорением. Уже лишь монахи имеют возможность к более внимательной жизни, к чистоте сердца через хранение ума и сердца от греховных помыслов.
Но, так или иначе, Христос обращается ко всем нам, чтобы мы, когда можем, не оправдывались тем, что «я — человек мирской, и мне простительно то и это», потому что Он сказал: «Будьте совершенны, якоже Аз совершен есьм». Поэтому это — заповедь, обращённая ко всем, и по возможности нам, конечно же, нужно стараться к этому стремиться и это исполнять в меру своих человеческих сил и с помощью Божией.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 декабря. О том, как укрепляться Господом
В 6-й главе Послания апостола Павла к эфесянам есть слова: «Укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его».
О взаимодействии человека с Богом — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
В общении с Богом есть две стороны — божественная и человеческая. Поэтому в любых ситуациях, где описывается взаимодействие Бога и человека, надо смотреть, что в этом общении даёт Господь и что нужно от человека.
Слова апостола Павла — «Укрепляйтесь Господом» — как раз и говорят о взаимодействии с Богом. Чем Творец может помочь человеку? Об этом хорошо сказано в «Псалтири»: «Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы; перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен». То есть Господь посылает благочестивому человеку Свою благодать, которая сохраняет его от зла и направляет к вечной жизни.
А какие условия должен создать для этого человек? Он, по слову апостола Павла, должен укрепляться Господом. Как это сделать, поясняет сам Святой Павел, перечисляя необходимые для нас инструменты спасения. Он называет истину, праведность, благовестие, веру, слово Божие и молитву. Главное, чтобы человек пребывал в истине. В этом ему поможет слово Божие. Когда человек станет праведным, то Божие слово донесёт другим, а связь с Всевышним будет держать через молитву. Именно так христианин сможет избежать сетей лукавого и унаследовать Царство Небесное.
Все выпуски программы Актуальная тема











