
Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 96 зач., VIII, 2-13.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент Московской духовной академии, священник Стефан Домусчи. Может ли человек прожить всю жизнь и не нарушить ни одного закона? Наверное, может, хотя большинство скажет, что это очень сложно. Но способен ли человек прожить жизнь и не грешить? Ответ кажется очевидным — нельзя. Но если это так, как нам вообще выстраивать отношения с Богом? Ответ на этот вопрос — в отрывке из 8 главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня в православных храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 8.
2 потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти.
3 Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти,
4 чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу.
5 Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу — о духовном.
6 Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир,
7 потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут.
8 Посему живущие по плоти Богу угодить не могут.
9 Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его.
10 А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности.
11 Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас.
12 Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти;
13 ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете.
Грех — это нарушение духовных законов жизни, в которых открывается для нас воля Творца. Мы знаем, что Бог — не узурпатор, Он не захватывал нас и не лишал свободы. Эти законы не просто нам даны, как роботам дана инструкция, они предложены для свободного исполнения как лучший путь, по которому мы сможем пойти, чтобы быть счастливыми. Люди были призваны обладать миром, но для этого им надо было научиться обладать самими собой. И вот на этом-то пути они подчинились себе, своим телесным инстинктам, силам своей души. Именно то, что стало над нами господствовать, то состояние, в которое мы впали, апостол и называет плотью.
Для того, чтобы хоть сколько-нибудь ограничить плоть и ввести её в рамки, Бог заключил с людьми завет и дал им закон, который они должны были исполнять. Должны были, но не смогли. Закон был ослаблен плотью и в итоге оказался бессилен спасти человека. И тогда спасителем людей становится Сын Божий, Который входит в нашу жизнь, воспринимает такое же тело, как у нас, со всеми слабостями, которые характерны для нас после грехопадения, но без личного греха и с волей, во всём послушной Отцу. Проживая обычную человеческую жизнь, Спаситель показывает, что жизнь в Боге для человека возможна. Апостол говорит, что Сын Божий осудил грех во плоти, то есть показал бессилие над ним греха, а значит справедливость и правомерность Божиих повелений.
Итак, со времён пришествия Христа у каждого человек есть выбор. Жить по-своему и следовать стремлениям плоти или жить по-Божьему, подчиняя плоть Духу. Этот выбор начинается с того, о чём мы думаем, чего хотим, к чему стремимся, а заканчивается либо духовной смертью, потому что плотские желания приводят человека к гибели, либо духовной жизнью, потому что, возвышаясь над плотью, дух укрощает всё то злое, что противоречит в нас Богу. Мы живём и всякий день решаем, с кем мы и чьи мы, на чьей мы стороне. По большому счёту это самое главное, самое важное, что мы можем сделать. Да, мы не можем гарантировать своей праведности, но мы можем к ней стремиться. Стремиться не как к личному совершенству, но как к тому, что приближает нас к Богу. Вместе с Господом мы свободны от рабства плоти и знаем, что ей ничего не должны. Мы поддерживаем своё тело, но плоть, как то греховное, что есть в нас, больше не владеет нами безраздельно, и мы призваны побеждать её, чтобы жить.
Джеймс Барри пьеса «Мэри-Роуз»: «Грех крадёт жизнь»

Фото: PxHere
Сожаление о потраченном напрасно времени — одно из самых горьких. В пьесе «Мэри-Роуз» (её автору, Джеймсу Барри, принадлежит история Питера Пэна, мальчика, не желавшего взрослеть) эта истина вскрывается с потрясающей силой.
Сюжет произведения таков. У берегов Шотландии есть крохотный, но удивительно самодостаточный остров, как бы целый мир в миниатюре. Жители Шотландии его боятся и никогда здесь не высаживаются. Однажды на острове бесследно исчезла маленькая девочка по имени Мэри Роуз. Через две недели Мэри Роуз как ни в чём ни бывало встретила родителей на берегу. Она даже не подозревала, сколько времени провела на острове. Родители, не желая напугать дочку рассказом о том, что произошло, увезли её домой.
Пятнадцать лет спустя взрослая Мэри Роуз приезжает на неделю в Шотландию. Она посещает тот самый остров, собираясь провести там лишь час, и ... вновь исчезает. На этот раз она вернётся только через двадцать пять лет. Вернётся, считая, что не провела на острове и дня.
Метафора, положенная в основу пьесы, ясна.
Остров — ловушка.
Остров обманывает (дьявол всегда так поступает). Он подсовывает подмену, мираж, эрзац.
Вместо необъятного Божьего простора — крохотный замкнутый мирок.
Вместо жизни — пустоту.
А ведь опасности можно было избежать, но, увы, никто не рассказал Мэри-Роуз о её первом исчезновении, не предупредил.
И она вновь попала в ловушку. С нами всё иначе. Нам всё рассказали... Мы не попадёмся?
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
17 октября. О подвиге священномученика Иерофея Афинского

Сегодня 17 октября. День памяти священномученика Иерофея, епископа Афинского, жившего в I веке.
О его подвиге — священник Николай Конюхов.
Удивительно, мы все знаем о проповеди апостола Павла в Ареопаге. Одним из слушателей апостола был Иерофей, который в будущем станет епископом города Афины. И он как раз непосредственно принял от Павла его дух, его ревность, проповедовал Евангелие так, что укрепил в вере множество сограждан. И римская община была одной из самых сильных общин раннего христианского мира.
И интересно, что, по преданию, священномученик Иерофей присутствовал при Успении Пресвятой Богородицы вместе с Дионисием Ареопагитом. Конечно, эти святые для нас отстоят по времени очень далеко, но когда ты про них читаешь, когда ты подробности их жития узнаёшь, они становятся тебе близкими. И ты уже не просто видишь их имена в календаре, а это, знаете, как в молитве всем святым, мы называем их старшими братьями, друзьями Божиими.
А соответственно, если мы начинаем каким-то образом подражать их подвигу, их вере, мы тоже смеем надеяться, что и их друзьями становимся. Если мы действительно будем иметь этих святых не просто как давнишних неких христиан, которые вот просто мы в календаре имена перелистываем, а как вот тех, кого мы знаем, к кому мы обращаемся, чьими подвигами мы восхищаемся и за кем мы хотим идти, то действительно у нас будут такие старшие собратья, что никакие тёмные силы нам не будут страшны.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 октября. О страданиях за Христа

В 1-й главе Послания апостола Павла к филиппийцам есть слова: «Вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него».
О страданиях за Христа — священник Николай Дубинин.
Если мы обратимся к опыту древних христиан, и конечно же, это будут апостолы в первую очередь, мы увидим, что они ценят, радуются и благодарят за страдания. Мы помним, что апостол Пётр, например, предпочёл быть распятым не так, как его Учитель, считая себя недостойным, но попросил распять его вниз головой.
Нам всё это кажется очень странным, однако святые мужи, пребывая в той благодати, понимали, что страдать за Христа есть некое доверие. Не каждый готов вкусить чашу страданий и уподобиться своему Учителю. Не каждый выдержит это. И если человек шёл на страдания и вкушал их, это означало, что он уподобился своему Учителю.
Они благодарили и, более того, призывали, что если страдания выпали на долю христианина, от них не нужно прятаться. Их нужно принять со смирением и благодарением Богу.
Все выпуски программы Актуальная тема