
На протяжении всей своей долгой истории Восточная Римская империя или Византия постоянно с кем-то воевала. На нее поочередно или все вместе нападали персы, арабы, скифы, славяне. В большинстве случаев Византии удавалось справляться с врагами и выходить победительницей из многочисленных войн. Со временем у византийского войска появилась традиция — в случае триумфа при возвращении домой нести впереди особое знамя, названное «тропайа». Оно символизировало собой военную мощь империи. Впоследствии от слова «тропайа» было образовано церковное понятие «тропарь». Оно стало обозначать торжественное песнопение, в котором прославляется победа — мученика над язычеством, преподобного — над страстями, наконец, Самого Спасителя, Господа Иисуса Христа, — над смертью. В современном богослужении используется множество тропарей. Одни из них посвящены церковным праздникам-событиям, другие — святым. Но самым древним является тропарь, названный по первым своим словам, «Богородице Дево». О содержании данного молитвословия рассказывает священник Антоний Борисов.
Тропарь «Богородице Дево» состоит из двух частей. Первая звучит так: «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою».
Перевести этот текст на русский язык можно так:
«Богородица Дева Мария, исполненная благодати Божией, радуйся! Господь с Тобою».
Эта часть тропаря была составлена на основании приветствия архангела Гавриила к Божией Матери. Чтобы возвестить Пресвятой Деве о том, что Господь избрал Ее стать Матерью Спасителя мира, к Ней послан был архангел Гавриил. Он явился перед Девой Марией, сказав: «радуйся благодатная! (то есть исполненная благодати Божией). Господь с Тобою! Благословенна Ты среди жен». Слова «Благословенна Ты в женах (т.е. среди жен)» означают, что Пресвятая Дева Мария, как Матерь Божия, прославлена более всех других женщин. Вторая часть тропаря «Богородице Дево» составлена на основании другого приветствия — святой Елисаветы, матери пророка Иоанна Предтечи, к Божией Матери. Звучит эта часть так:
«Благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших».
По-русски ее можно передать так:
«Благословен Плод, Тобою рожденный, потому что Ты родила Спасителя душ наших».
Под словами «Плод чрева Твоего» понимается Сын Божий Иисус Христос. Это приветствие святая Елисавета произнесла, когда увидела Деву Марию и поняла, что Та в скором времени родит Спасителя Мира.
Тропарь «Богородице Дево» поется на каждой вечерне, которая служится в субботу вечером, т.е. накануне воскресенья, а также на других праздничных службах. Во время пения «Богородице Дево» в знак особой торжественности священник открывает Царские врата — центральные двери иконостаса. Это является символом того, что через рождение Спасителя от Богородицы людям было открыто Царство Небесное. А теперь давайте послушаем молитву «Богородице Дево» в исполнении хора Валаамского монастыря.
Все выпуски программы Богослужебные песнопения
Антон Чехов «Три сестры» — «Искусное притворство»

Фото: Piqsels
Самообман бывает очень искусным. Особенно, когда обманываемся мы насчёт своих собственных душевных качеств. Антон Павлович Чехов в пьесе «Три сестры» дал иллюстрацию подобному душевному камуфляжу.
Главные героини пьесы — сёстры Ирина, Маша и Ольга, тонкие, умные, чуткие девушки, живут мечтой уехать из провинциального городка в Москву. Их брат Андрей недавно женился на Наташе, которая исподволь старается выжить сестёр из дома. Казалось бы, всё просто. Сёстры — хорошие, Наташа — плохая. Но вот один из эпизодов пьесы «Три сестры» побуждает задуматься.
Старая няня Анфиса, устав, присаживается. Наташа гневно кричит: «При мне не смей сидеть! Встань! Ступай отсюда!» Няня выходит, Ольга взволнованно говорит: «Наташа, ты сейчас так грубо обошлась с няней. Пойми, милая... я не переношу этого. Подобное отношение угнетает меня, я заболеваю...». Няню Ольга упоминает лишь вскользь. Монолог — весь про саму Ольгу, про её переживания. Но, возможно, трагедия трёх сестёр заключается не в том, что им не удаётся уехать в Москву? Не скрываются ли под их тонкой душевностью самые обыкновенные чёрствость и душевная глухота? А если преодолеть эту чёрствость, то может и свой родной провинциальный городок покажется раем?
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
26 октября. О почитании святой великомученицы Златы

Сегодня 26 октября. Воспоминание чуда великомученицы Златы в Скопье в 1912 году.
О почитании святой — священник Стахий Колотвин.
Нередко в истории церкви бывает, что посмертные чудеса святых людей — они больше запоминаются, более масштабны, чем чудеса прижизненные. Более того, при жизни и чудес может никаких не быть сверхъестественных. Просто человек в своей жизни приблизился ко Христу, наследовал Царствие Небесное, и, уже оказавшись там, ходатайствует за своих близких, за тех, кто обращается к нему с просьбами, и Господь посылает чудеса уже только после смерти.
Одним из этих случаев является мученический подвиг простой сербской — или, болгары считают, болгарской, македонцы считают, что македонской, — девушки, которую звали Злата. Причём тоже можно встретить, что её звали Хриса. Ну, Хриса — это всего лишь Злата на греческий манер, а греки, как мы помним, тоже соседствовали рядом с этими тремя балканскими славянскими народами.
И вот эта простая девушка, дочка небогатого крестьянина, которая прославилась, по сути, тем, что решила не соглашаться (даже ради богатого, сытого замужества за иноверцем, но ради которого нужно было отречься от Христа) перейти в ислам, и поэтому была страшно умучена, и прославилась она как раз этим мученическим подвигом. А чудес никаких не было.
Но спустя 100 лет, когда начались балканские войны, и в союзе православные маленькие государства, которые бросили вызов могучей Османской империи, освобождали свои родные земли, то уже над столицей нынешней Македонии — Скопье — явилась девушка, которая направила сербские войска, и османские войска в страхе бежали. Родные земли были освобождены, и в храмах снова стала совершаться Божественная литургия, вплоть до наших дней.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 октября. О Христе, объединяющем всех его учеников

В 1-й главе послания апостола Павла к галатам есть слова: «Ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. Другого же из апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня».
О Христе, объединяющем всех его учеников — священник Николай Дубинин.
Апостол Павел пишет, как он посещает Иерусалим и как он пробыл в гостях у апостола Петра, также видел и апостола Иакова. И это свидетельствует о том, что очень разные люди, которые друг друга не знали, являются единым целым в очах Господа. И они составляют вот это единое пространство, составляют единую Церковь того времени.
И вот это очень важно осознать, что люди, которые находились в разных уголках тогдашнего мира, люди, которые друг друга мало знали, ощущали себя единым целым для служения Христу и Его Царству.
Так и мы сегодня, находясь в Церкви Христовой, несмотря на то, что мало можем знать друг друга, даже в одном приходе, мы все — одно целое. И потому мы не случайно называем друг друга братьями и сестрами.
И дай Бог, чтобы мы это не просто формально осознавали, но и через призму своей души и сердца, относясь друг к другу действительно как братья и сестры во Христе Иисусе.
Все выпуски программы Актуальная тема







