В середине девятнадцатого века далекий город Иркутск многим представлялся чем-то вроде края земли, где почти не бывает лета, а суровая зима длится бесконечно.
Однако сами жители Иркутска на отсутствие цивилизации совсем не жаловались. В городе имелись и театр, и музей, и библиотека:
словом, было, где скоротать долгие морозные вечера. Особенно любили горожане… зимние прогулки под пальмами! И когда вьюга за окном завывала особенно тоскливо, они надевали шубы и шли в оранжерею купца Василия Николаевича Баснина, где царило вечное лето и цвели редкие экзотические цветы…
Вася Баснин рано стал самостоятельным: двенадцатилетним мальчишкой он вёл торговые делах почти на равных со своим отцом. Купеческая династия Басниных была хорошо известна не только в Сибири и на Урале, но и в приграничных Китае и Монголии, и, конечно, в Москве и Петербурге. Баснины занимались меховой и суконной торговлей; возили из Китая в столицу дорогие, изысканные ткани, посуду, украшения и чай.
Вступив в дело, Василий стал интересоваться коммерцией не только как способом заработка, но и как наукой. Он самостоятельно изучал книги по экономике и бухгалтерии, и уже в двадцать с небольшим лет смог стать преуспевающим предпринимателем.
Однако увлекающегося, постоянно стремящегося к новым знаниям, Баснина интересовала далеко не только торговля. Василий Николаевич очень любил музыку, и выучился прекрасно играть на фортепиано; он коллекционировал живопись и гравюры – его собрание могло поспорить с коллекциями многих столичных коллекционеров. Собирал Василий Баснин и книги – в его доме хранились двенадцать тысяч уникальных изданий! Кстати, пользоваться этой обширной библиотекой он разрешал не только друзьям и знакомым – абсолютно любой житель города мог лично обратиться к Василию Николаевичу, и получить доступ в его богатейшее книгохранилище.
Всерьёз увлекался Василий Баснин ботаникой и садоводством. Однажды он даже случайно открыл новое, доселе неизвестное науке растение, которое получило название «Нимфеа Басниниана», или лИлия БаснинА. Его опыты по акклиматизации плодовых деревьев положили начало садоводству в суровом климате Восточной Сибири. А во флигеле собственного дома он устроил ту самую оранжерею с пальмами, куда свободно могли приходить все желающие «сменить обстановку».
Будучи богатым человеком, Василий Баснин никогда не забывал о помощи ближнему. В Иркутском банке он завел отдельный счет на шесть тысяч рублей, проценты с которого шли на поддержание нескольких городских сиротских приютов. Он стал главным попечителем Иркутского Сиропитательного дома – первого в Сибири женского учебного учреждения, где воспитывались сироты, и удостоился за свою деятельность письменной благодарности от императрицы Марии Фёдоровны. Щедро жертвовал Василий Николаевич и на городские храмы - Крестовоздвиженский, Борисоглебский, Вознесенский, Знаменский. Крупные суммы выделял на поддержание городского краеведческого музея.
В тысяча восемьсот пятидесятом году Баснин переехал из Иркутска в Москву. Но и в Первопрестольной он продолжал оказывать помощь землякам. Василий Николаевич на собственные средства организовал в Москве "Общество вспомоществовАния учащимся сибирякам". А когда один из его соотечественников задумал выпустить "Исторические записки о китайской границе», Баснин полностью профинансировал издание книги.
В иркутском доме Баснина, после его отъезда, была устроена бесплатная лечебница для бедных и аптека.
По завещанию Василия Николаевича, его уникальная библиотека целиком и полностью переходила в собственность Иркутской духовной семинарии. Коллекцию гравюр он передал Румянцевскому музею в Москве, а когда тот в 1920-е годы расформировали, более восьми тысяч гравюр достались Московскому государственному музею изобразительных искусств имени Пушкина. На выставке, посвященной столетию музея, направление графики представляла именно эта коллекция Баснина.
А в Иркутске - городе, который Василий Николаевич так любил, и для которого не жалел данного ему Богом достатка – теперь есть улица БаснИнская, названная так в его честь.
«Иконография Рождества Христова». Ирина Языкова

Ирина Языкова
Гостьей программы «Светлый вечер» была искусствовед, кандидат культурологии Ирина Языкова.
Разговор шел об особенностях изображения на иконах сюжета Рождества Христова, какие смыслы в них закладываются и как их увидеть.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед, посвященных Новогодним и Рождественским праздникам.
Первая беседа с киноведом Августиной До-Егито была посвящена новогоднему и рождественскому кино (эфир 29.12.2025)
Вторая беседа с протоиереем Павлом Карташевым была посвящена рождественским мотивам в литературе (эфир 30.12.2025)
Третья беседа со священником Александром Сатомским была посвящена христианскому взгляду на празднование Нового года (эфир 31.12.2025)
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Работа и отдых». Алексей Горячев
Гостем рубрики «Вера и дело» был предприниматель, инвестор Алексей Горячев.
Мы говорили о том, как правильно отдыхать и как использовать возникающее свободное время на пользу и саморазвитие.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и дело
«Первый снег»

Фото: Anasatsia Zolotukhina/Unsplash
Первый снег мы всегда воспринимаем как чудо милости Божией. Своей белизной он напоминает нам о дне нашего духовного рождения во святом крещении, когда мы облеклись в белоснежные, светоносные одежды Христовой благодати. Покрывая мрачную, мёрзлую землю, снег молча учит нас покрывать любовью и великодушием недостатки ближних. Быстро тая, снежный покров говорит нам о ненавязчивости, такте и деликатности — неотъемлемых качествах просвещённой благодатью и нравственно зрелой христианской души.
Ведущий программы: Протоиерей Артемий Владимиров
Все выпуски программы Духовные этюды











