Деян., 31 зач., XII, 25 - XIII, 12.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Вы никогда не задумывались, почему так часто рядом с власть имущими находятся всякие проходимцы — зачастую с сильным мистическим уклоном? Отрывок из 13-й главы книги Деяний святых апостолов, который читается сегодня в православных храмах, показывает нам, что предприняли апостолы, когда столкнулись с такой ситуацией.
Глава 12.
25 А Варнава и Савл, по исполнении поручения, возвратились из Иерусалима (в Антиохию), взяв с собою и Иоанна, прозванного Марком.
Глава 13.
1 В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл.
2 Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их.
3 Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их.
4 Сии, быв посланы Духом Святым, пришли в Селевкию, а оттуда отплыли в Кипр;
5 и, быв в Саламине, проповедовали слово Божие в синагогах Иудейских; имели же при себе и Иоанна для служения.
6 Пройдя весь остров до Пафа, нашли они некоторого волхва, лжепророка, Иудеянина, именем Вариисуса,
7 который находился с проконсулом Сергием Павлом, мужем разумным. Сей, призвав Варнаву и Савла, пожелал услышать слово Божие.
8 А Елима волхв (ибо то́ значит имя его) противился им, стараясь отвратить проконсула от веры.
9 Но Савл, он же и Павел, исполнившись Духа Святаго и устремив на него взор,
10 сказал: о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних?
11 И ныне вот, рука Господня на тебя: ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени. И вдруг напал на него мрак и тьма, и он, обращаясь туда и сюда, искал вожатого.
12 Тогда проконсул, увидев происшедшее, уверовал, дивясь учению Господню.
Любая власть — это огромное бремя. И чем она выше — тем тяжелее её нести. При любой невыносимой тяжести человек ищет, кто бы ему подсобил, взял бы на свои плечи хотя бы какую-то часть этого груза. А если речь идёт о грузе ответственности за многих — то запрос на такую помощь становится практически неизбежным.
В сегодняшнем чтении мы слышали, как апостолы наказали Елиму Волхва, «духовного советника» проконсула Сергия Павла, за попытку воспрепятствовать распространению Слова Божия и свидетельства о Воскресшем Христе Спасителе. Его мотив вполне понятен: ещё бы, конкуренция! Он-то в апостолах видел чёткую проекцию его собственных страхов и предпочтений — он боялся, что апостол сместит его с выгодной и тёплой должности при проконсуле, и сам займёт его место!
Но апостолу Павлу это было совершенно неинтересно: какую ценность имеет место при римском начальнике для того, рядом с кем ежедневно действует Сам Господь Бог, творя его руками невиданные чудеса, исцеления, воскрешения?
Чтобы показать, что близость к Богу апостолов — не пустые слова, а реальный факт, апостол Павел наказывает временной слепотой колдуна, чтобы явным образом подтвердить истинность своего учения. Но дело не только во вразумлении волхва: находившийся рядом проконсул получает достаточное подтверждение тому, что апостолы — не очередные проходимцы, ищущие, к кому бы «прислониться», а истинные свидетели силы и славы Божией, преследующие не свои житейские интересы, а ищущие только исполнения воли Всевышнего. И их задача — не «сместить» Елиму Волхва с должности, а настроить веру самого проконсула так, чтобы он уже не нуждался ни в каких мутных и загадочных советниках, а сам, напрямую, мог взаимодействовать с Тем, у Кого только и есть ответы на все вопросы!
Господа Бога неспроста называют «Царём Царствующих» и «Господом Господствующих». Власть — тоже дар, и если его использовать против воли Божией, ради своих интересов и выгод, — этот дар станет огнём, прожигающим насквозь того, кто на этот дар покусился. Но для трепетного и боящегося Бога дар власти — тяжелейшее бремя, которое понести можно только при постоянной помощи и поддержке со стороны Того, Кто этот дар и вручил!
Хочется пожелать всем начальствующим мудрости и мужества проконсула, который смог отказаться от услуг волхва и вырасти в настоящего Мужа Веры!
Почему мы друг друга не понимаем
Побуду капитаном Очевидность и скажу, что несмотря на такой мощный инструмент общения, как язык, люди не всегда понимают друг друга. Более того — зачастую мы толкуем слова собеседника по-своему, бывает, что и в противоположную сторону. Так проявляется один из инструментов понимания — интерпретация.
С одной стороны, она может мешать общению, поскольку наше восприятие речи другого человека субъективно и зависит не только от интеллекта, но и от фантазии, эмпатии, настроения и так далее.
С другой стороны, этот навык часто помогает увидеть смыслы, которые не высказываются собеседником напрямую. Чтобы научиться правильно интерпретировать, а значит, лучше понимать друг друга, предлагаю освободиться от клише. Мы привыкли типизировать внешние проявления чувств и мыслей: нежность выглядит так, а задумчивость этак. На самом деле, это всего лишь наша так называемая таблица эмоций. Человек может просто волноваться, а внешне мы считываем раздражение. Собеседник задумался и молчит, а нам кажется, он скучает. Лучше не разгадывать, что подразумевал собеседник, а узнать это у него самого. Вам поможет простой вопрос: «Поясни, пожалуйста, я не совсем понял смысл».
Особенно важно правильно толковать слова собеседника в письменном общении. Зачастую мы готовы принять просьбу или предложение за приказ, легкую иронию — за обидный сарказм. Даже молчание собеседника в переписке можем принять за высокомерие. Именно поэтому в онлайн общении огромную роль играют смайлики — они помогают визуализировать послание, уточнить его смысл.
Так, например, фраза: «Ты опять проспал?» может выглядеть как претензия, а если поставить смайлик с улыбкой — это будет невинным вопросом.
Напоследок хочу привести слова одного священника: «Если не знаете точно, как интерпретировать — всегда додумывайте в лучшую сторону».
Я пробовала — это прекрасно способствует взаимопонимание.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
- Почему мы друг друга не понимаем
- «Намедни, зело и оный». Почему мы сегодня употребляем устаревшие слова
- Авторские неологизмы и как они влияют на язык
Все выпуски программы: Сила слова
«Намедни, зело и оный». Почему мы сегодня употребляем устаревшие слова
Мы привыкли, что использование устаревшей лексики — историзмов и архаизмов — удел писателей и этнографов. Однако это не так.
Я знаю нескольких людей, которые любят использовать устаревшие слова: «Проходите в горницу», «Попробуй квас — Зело вкусен!» Делается это, конечно, в шутку. Употребление такой лексики придает особую выразительность разговору, некую шутливость — и в то же время сохраняет преемственность поколений. Приятно прикоснуться к истории своего народа и языка.
Но возвращение устаревших слов, или деархаизация, происходит и в общественном поле. Вспомним, как в 90-е годы XX века вернулись такие слова, как Дума, Лицей, Губернатор, Кадет. В речевой обиход снова попали слова Господин, Сударыня.
Иногда современные поэты используют устаревшие слова, чтобы придать речи высокий стиль: «Сколь достойны хвалы и любви, март, простые деянья твои. Но мертвы моих слов соловьи, и теперь их сады — словари. — О, воспой, — умоляют уста снегопада, обрыва, куста...» — это строки поэтессы Беллы Ахмадулиной.
И конечно, важно сказать о лексике Библейских и богослужебных текстов. Даже в некоторых современных переводах на русский язык сохраняются архаизмы, например, «вечеря», «грядущий», «отче». Эти слова несут дополнительные смыслы, которые необходимы современному человеку. Они придают особую торжественность возвышенному общению с Богом.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
22 ноября. Об истории Иконы Божией Матери «Скоропослушница»
Сегодня 22 ноября. Церковь чтит Икону Божией Матери «Скоропослушница».
О её истории, — протоиерей Владимир Быстрый.