Деян., 27 зач., X, 44 — XI, 10.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Инертность человеческого сознания чрезвычайно велика. Об этом мы знаем не только из собственного опыта, но и из Священного Писания. В качестве примера достаточно вспомнить в высшей степени инертного египетского фараона, который, несмотря на все свои злоключения, с невероятным упорством отказывался отпускать евреев из египетского плена. Мы помним, к чему это в итоге привело: израильский народ ушёл из Египта, а фараона его инертность привела к трагической гибели. В Новом Завете мы также можем найти свидетельства проявления человеческой инертности там, где ей нет места — в делах Божиих. Одна из таких историй звучит сегодня в православных храмах, это отрывок из 10-й и 11-й глав книги Деяний святых апостолов.
Глава 10.
44 Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово.
45 И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святаго Духа излился и на язычников,
46 ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога. Тогда Петр сказал:
47 кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа?
48 И велел им креститься во имя Иисуса Христа. Потом они просили его пробыть у них несколько дней.
Глава 11.
1 Услышали Апостолы и братия, бывшие в Иудее, что и язычники приняли слово Божие.
2 И когда Петр пришел в Иерусалим, обрезанные упрекали его,
3 говоря: ты ходил к людям необрезанным и ел с ними.
4 Петр же начал пересказывать им по порядку, говоря:
5 в городе Иоппии я молился, и в исступлении видел видение: сходил некоторый сосуд, как бы большое полотно, за четыре угла спускаемое с неба, и спустилось ко мне.
6 Я посмотрел в него и, рассматривая, увидел четвероногих земных, зверей, пресмыкающихся и птиц небесных.
7 И услышал я голос, говорящий мне: встань, Петр, заколи и ешь.
8 Я же сказал: нет, Господи, ничего скверного или нечистого никогда не входило в уста мои.
9 И отвечал мне голос вторично с неба: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым.
10 Это было трижды, и опять поднялось всё на небо.
Казалось бы: есть явные и всеми видимые свидетельства того, что Бог принимает любого человека, а не только иудея, и дары Духа Святого — безоговорочное тому подтверждение. До этого были и другие свидетельства — те, которые происходили во время земной проповеди Христа, и эти свидетельства говорили, по сути, о том же самом, а именно — о новой парадигме взаимоотношений Бога и человека. Но в обоих случаях иудеи не хотели видеть этих очевидных свидетельств. Дело здесь вовсе не в том, что они были как-то особенно злокозненны, проблема в другом: в их многовековой привычке к определённому укладу жизни, в котором был закон Моисея и было ощущение собственной исключительности среди иных народов, живших вне библейских норм.
Но вот Бог видимым образом вошёл в жизнь человека, закон Моисея утратил свою актуальность, и кажется, что можно было бы сопоставить истории богоявлений древности с актуальной реальностью и сделать соответствующие выводы. К сожалению, этого, как мы знаем, не произошло, и через какое-то время абсолютное большинство иудеев, которые могли бы поверить во Христа, перестали делать такие попытки, потому что они окончательно убедились в том, что Христос Своими словами и действиями разрушает привычный им уклад жизни.
Это очень печальная история. Впрочем, есть высказанная апостолом Павлом надежда, что и за неверием иудеев стоит невыразимый и непостижимый промысл Божий: «Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников; и так весь Израиль спасётся, как написано: придёт от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова» (Рим. 11:25–27). Конечно, мы верим апостолу, и молимся, чтобы всё было именно так, как он написал.
Вместе с этим есть смысл подумать и о себе самих: а нет ли и у нас слишком сильной привязанности к привычному? А что, если и мы в силу общечеловеческой инертности сознания можем оказаться не готовы принять волеизъявление Божие? Конечно, ответ можно найти только через молитву, в которой мы должны быть открыты ко всему тому, что исходит от Бога, и надо от всего сердца просить Его, чтобы Он помог быть людьми, готовыми слышать Бога и выходить за рамки привычного, повинуясь Его воле.
Помогать Благотворительной клинике и бездомным людям
Григорий из Санкт-Петербурга в прошлом бизнесмен. Восемь лет назад под Новый год его жизнь круто изменилась. Мужчина потерял работу, деньги, дом и оказался на улице.
«Моя история про то, как резко всё может поменяться, — рассказывает Григорий. — Однажды летом я выходил из ресторана и, проходя мимо бездомного человека, пнул его ногой. И ещё добавил: „Что тут расселся? Иди работай!“. И когда спустя пару лет я замерзал у метро и просил у прохожих деньги на проезд, а все шли мимо, я очень отчетливо вспомнил эту историю».
В один из дней, между поисками жилья и заработка, Григорий набрёл на маленький храм под Петербургом. Там он встретил женщину, которая рекомендовала ему поехать в посёлок Вырица, в Ленинградской области. Так мужчина оказался в Серафимо-Вырицком монастыре, где обрёл кров и поддержку. То, что с ним произошло, полностью изменило его взгляды на жизнь. Теперь дни Григория наполнены смыслом, верой и помощью ближним.
Сегодня он трудится в монастыре, выполняя разные послушания, работает в строительной сфере и помогает Благотворительной больнице. Это место, где бесплатно принимают пациентов, у которых нет дома, денег или документов. Им перевязывают раны, проводят обследования, выдают лекарства и в целом помогают выбраться из трудной ситуации.
Григорий всегда готов здесь что-то починить или решить другие важные задачи. Кроме этого, он не оставляет без внимания и людей, оказавшихся на улице — при случае накормит и направит за поддержкой в Благотворительную больницу.
Если вы тоже, как и Григорий, хотите помогать проекту и людям, попавшим в беду, переходите на сайт Благотворительной больницы — заполните анкету волонтёра или сделайте любой денежный перевод: https://charityhospital.ru/donate/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Послания апостола Павла к Ефесянам и Колоссянам». Прот. Андрей Рахновский
У нас в студии был настоятель храма Ризоположения в Леонове протоиерей Андрей Рахновский.
Разговор шел о посланиях апостола Павла к Ефесянам и Колоссянам: как они были написаны и как в них формулируется учение о Христе и Церкви.
Все выпуски программы Светлый вечер
Бугабашская икона Божией Матери
В конце девятнадцатого века русский солдат Тит Петрович Табаков возвращался с ратной службы домой. Он держал путь в родное село Бугабашево Уфимской губернии, сейчас это республика Башкортостан. По дороге благочестивый воин посетил Седмиозерную пустынь в восемнадцати верстах от Казани. Тит помолился перед хранящимся здесь чудотворным списком Смоленской иконы Богородицы. Это образ, написанный в традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница.
На память о богомолье солдат решил взять камень из монастырского озера. Он подобрал со дна булыжник, похожий на каравай хлеба. Но, устав в пути, выбросил тяжёлую ношу. И неожиданно ослеп! Служивый на ощупь нашёл камень, вновь положил в свою суму, и зрение вернулось к нему.
Происшествие много лет не давало покоя Титу Петровичу. В 1900 году он отправился с односельчанами крестным ходом к целебному источнику в башкирское село Николо-Берёзовка. И взял удивительный камень с собой в паломничество. Придя к роднику, богомолец окунул булыжник в святую воду, а когда достал, то увидел на нём очертания Смоленской иконы Божией Матери. Тит рассказал о случившемся Уфимскому епископу Антонию (Храповицкому) и показал камень. Владыка пригласил каменотёса и попросил высечь по намеченному контуру объёмный образ Божией Матери.
Новоявленная икона вскоре прославилась чудотворениями. По благословению владыки Тит Табаков пожертвовал деньги на обустройство в родном селе женской монашеской обители. В 1902 году в Бугабашево освятили храм в честь Смоленской иконы Божией матери. Монастырь стал называться Богородице-Одигитриевским. Высеченный на камне образ Пречистой Девы стал главной его святыней.
После революции 1917 года обитель в Бугабашево разорили безбожники. Но рельефную икону Царицы Небесной верующие сохранили. И вернули в монастырь, когда он вновь стал действующим в 2007 году. Ежегодно 10 августа в Богородице-Одигитриевском монастыре проходят торжества, посвящённые чудотворному Бугабашскому образу Божией Матери.
Все выпуски программы Небесная Заступница