Писатель Ефим Сорокин - сплошная загадка и тайна. Он лауреат престижных Солженицынской и Лермоновской премий, однако вся информация, которую можно найти о нём на просторах интернета, умещается в три-четыре строчки. Из них можно узнать, что за творческим псевдонимом – то есть, Ефим Сорокин даже не настоящее имя автора! - кроется член Союза писателей России, автор нескольких крупных произведений и… священник Русской Православной Церкви. Книги, вышедшие из-под его пера, только усиливают эту таинственность. Одна из них – повесть «Змеиный поцелуй», – пожалуй, наиболее интригует читателя.
Чего стоит одно только имя главного героя произведения – его зовут Офонасей Микитин. Те, кто знаком с «Хождением за три моря купца Афанасия Никитина», могут подумать, что повесть – парафраз этого древнерусского литературного памятника. Однако для такого писателя, как Ефим Сорокин, это было бы слишком просто… «Змеиный поцелуй» - это одновременно и лихо закрученный детектив, и мудрая философская притча, и опасное путешествие в глубины собственного «Я».
Офонасей Микитин, тверской купец, «духовной жаждою томим», приезжает в Ындию - не путать с Индией! - где надеется отыскать следы Апостола Фомы и якобы основанной им Церкви. Офонасей буквально бредит этой идеей - настолько, что порой ощущает самого себя Апостолом, вложившим свои пальцы в раны Христа. В таком состоянии он становится легкой добычей для представителей тёмных, враждебных христианству сил, которые используют его духовные искания в своих целях и, как сказали бы сегодня, основательно «промывают» Офонасею мозги, намереваясь сделать его пешкой в своих планах завладеть миром.
В аннотации к книге утверждается, что сходство имени главного героя с древнерусским путешественником за три моря – читая случайность. Действительно, считается, что вояж Афанасия Никитина преследовал исключительно торговые цели. Но если внимательно вчитаться в первоисточник, то можно заметить, что с реальным Никитиным, как и с вымышленным Микитиным в повести, происходит что-то неладное: «погибла вера моя, постился бЕсурманским постом» - пишет путешественник.
Но вера главного героя из книги Ефима Сорокина, к счастью, выдержала все испытания! Пойдя через них, она только окрепла, а герой понял, что «Змеиный поцелуй» бывает куда опаснее укуса, но и для него обязательно найдется противоядие.
С вами была программа «Литературный навигатор» и ее ведущая Анна Шепелёва. Держитесь правильного литературного курса!
«Предательство». Наталия Инина
У нас в студии христианский психолог, психотерапевт, преподаватель факультета психологии МГУ им. МВ Ломоносова, РПУ св. Иоанна Богослова Наталья Инина.
Разговор шел о предательстве: почему оно возможно только по отношению к близким людям, в чем могут быть его духовные и психологические корни, а также что может помочь его пережить.
«Надо считать себя хуже всех. Хочется раздражиться, отомстить или другое что сделать — скорее смирись»
Прежде чем получить сан священника, праведный протоиерей Алексий Мечёв прошёл непростую жизненную школу. Он служил псаломщиком в московском храме на Знаменке. Ему приходилось топить печи, звонить, убираться в церкви и при этом часто получать незаслуженные выговоры от настоятеля. Юный Алексей Мечёв сносил всё с кротостью и благодарил Бога за уроки терпения. А своего настоятеля вспоминал с большой любовью. Став протоиереем и духовным наставником батюшка Алексий говорил своей пастве:
«Надо считать себя хуже всех. Хочется раздражиться, отомстить или другое что сделать — скорее смирись».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Надо считать себя хуже всех. Хочется раздражиться, отомстить или другое что сделать — скорее смирись»
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Явление Мхцетского креста — один из древнейших праздников Грузинской Церкви
Грузия приняла христианство ещё в четвёртом веке. Значительно раньше Руси. Христианство на грузинской земле появилось благодаря миссии святой Нины, которая своей проповедью и чудесами убедила грузинского царя Мириама креститься самому и крестить свой народ.
Мириам был убеждённым язычником и долгое время не соглашался принять христианство. Более того, однажды он решил даже убить Нину и всех её единомышленников. Но получил вразумление от Бога — во время охоты в окрестностях города Мцхеты Мириама объяла сверхъестественная тьма. Спастись от нее он смог, только призвав имя Христа. Затем царь увидел на небе сияющий крест, который вознесся на вершину горы. Гора была недалеко от Мцхеты — на месте слияния двух рек Арагви и Куры. Впоследствии чудесный крест на вершине той же горы видели и остальные жители Мцхеты.
Царь Мириам вместе с семьей поспешил принять крещение. Таинство было совершено в речном потоке у подножия горы, на которой появился чудесный крест. В память о своем крещении, а также явлении креста Мириам распорядился поставить на вершине горы деревянный кипарисовый крест. Впоследствии вокруг креста поселились монахи, появилась обитель, которая так же, как и гора, стала именоваться Джвари — в переводе с грузинского «крест».
В поэме Лермонтова «Мцыри» есть такие строки: «Немного лет тому назад, Там, где сливаяся шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры, Был монастырь». Поэт описывает то, самое место, связанное с крещением Мириама — гору и монастырь Джвари. Говорится о Джвари и в одноимённой повести Валерии Алфеевой.
В наши дни Грузинская Церковь считает день памяти явления Мцхетского креста великим праздником. Он отмечается в среду, после дня Святой Троицы. Центром празднования является главный храм Джварийского монастыря — Крестовоздвиженский собор.
Богослужение в нём совершает сам Патриарх-Католикос всей Грузии. Начало службы предваряет традиционный и ставший в наши дни многолюдным крестный ход, который начинается в Мцхете. Во главе шествия несут большое распятие, в него вставлены частички Креста Господня и креста святой Нины, с которым она путешествовала по грузинской земле и проповедовала Христа. По окончании богослужения грузины устраивают вокруг монастыря Джвари народное торжество, которое проходит весело, но без разгула. Во всяком случае, ни одного пьяного грузина я на церковных праздниках никогда не видел.
Все выпуски программы Вселенная православия