Писатель Ефим Сорокин - сплошная загадка и тайна. Он лауреат престижных Солженицынской и Лермоновской премий, однако вся информация, которую можно найти о нём на просторах интернета, умещается в три-четыре строчки. Из них можно узнать, что за творческим псевдонимом – то есть, Ефим Сорокин даже не настоящее имя автора! - кроется член Союза писателей России, автор нескольких крупных произведений и… священник Русской Православной Церкви. Книги, вышедшие из-под его пера, только усиливают эту таинственность. Одна из них – повесть «Змеиный поцелуй», – пожалуй, наиболее интригует читателя.
Чего стоит одно только имя главного героя произведения – его зовут Офонасей Микитин. Те, кто знаком с «Хождением за три моря купца Афанасия Никитина», могут подумать, что повесть – парафраз этого древнерусского литературного памятника. Однако для такого писателя, как Ефим Сорокин, это было бы слишком просто… «Змеиный поцелуй» - это одновременно и лихо закрученный детектив, и мудрая философская притча, и опасное путешествие в глубины собственного «Я».
Офонасей Микитин, тверской купец, «духовной жаждою томим», приезжает в Ындию - не путать с Индией! - где надеется отыскать следы Апостола Фомы и якобы основанной им Церкви. Офонасей буквально бредит этой идеей - настолько, что порой ощущает самого себя Апостолом, вложившим свои пальцы в раны Христа. В таком состоянии он становится легкой добычей для представителей тёмных, враждебных христианству сил, которые используют его духовные искания в своих целях и, как сказали бы сегодня, основательно «промывают» Офонасею мозги, намереваясь сделать его пешкой в своих планах завладеть миром.
В аннотации к книге утверждается, что сходство имени главного героя с древнерусским путешественником за три моря – читая случайность. Действительно, считается, что вояж Афанасия Никитина преследовал исключительно торговые цели. Но если внимательно вчитаться в первоисточник, то можно заметить, что с реальным Никитиным, как и с вымышленным Микитиным в повести, происходит что-то неладное: «погибла вера моя, постился бЕсурманским постом» - пишет путешественник.
Но вера главного героя из книги Ефима Сорокина, к счастью, выдержала все испытания! Пойдя через них, она только окрепла, а герой понял, что «Змеиный поцелуй» бывает куда опаснее укуса, но и для него обязательно найдется противоядие.
С вами была программа «Литературный навигатор» и ее ведущая Анна Шепелёва. Держитесь правильного литературного курса!
Воспрещён и запрещён — в чём разница?

Фото: Petra Reid / Unsplash
Запреты — явление распространённое и даже привычное. С детства, мы сталкиваемся с ограничениями: не беги, прекрати кричать, стой на месте, не лезь в лужу.
С одной стороны, без запретов невозможно, а с другой, иногда для приятного общения лучше бы заменить ограничения на пожелания и советы. Например: «Давай будем говорить тише» или «Просим не пользоваться выходом». Немного иначе обстоит дело с общественным порядком в людных местах. Тут без запретов не обойтись. И чтобы они воспринимались серьёзно, помимо штрафов используются специальные стилистически окрашенные фразы. К таким относятся сочетания со словами «воспрещён» или «воспрещается». Приставка «вос» имеет книжный оттенок. Она зачастую придаёт слову возвышенный тон: воспрял, воспел, воспарил, восславил. В Евангелии встречается слово «восклонился», что означает «поднялся, выпрямился». Слово «воспрещён» необычно для обиходной речи, стилистически ярче окрашено, более официально, поэтому мы подсознательно реагируем на него эмоциональнее, чем на нейтральное «запрещён». Ограничение можно выразить иначе, например, словом «закрыто», однако выражение «проход воспрещён» имеет статус непререкаемости.
Более нейтральный глагол «запрещается», как правило, не вызывает такого эмоционального отклика — это просто регламентирующее слово.
Ограничительные фразы мы зачастую используем и в общении с окружающими: «Я запрещаю тебе играть на компьютере». Или: «Я запрещаю тебе трогать мои вещи». Но вряд ли кто-то из нас скажет: «Я ВОСПРЕЩАЮ включать радио».
Да и вообще объяснить собеседнику, что вы чего-то не хотите, можно другими, более мягкими способами.
Все выпуски программы: Сила слова
Пусть 60 детей с тяжёлым нарушениями продолжат реабилитацию

«Мама, деда, Нина», — это одни из немногих слов, которые может произнести Матвей, хотя ему уже 7 лет. У мальчика врождённый порок развития мозга и тяжёлые двигательные нарушения. Он живёт вместе с мамой, бабушкой и дедушкой. Несмотря на свои физические и умственные особенности мальчик стремится быть активным и участливым к своим близким. Например, каждый вечер заботливо напоминает дедушке, что нужно закапать глаза. Семья старается многому научить Матвея, чтобы он стал более самостоятельным. Мама помогает сыну то кашу мешать, то салат делать. Вместе они режут овощи, затем выкладывают их на тарелку и поливают маслом. Матвей довольно смеётся. Это его любимый салат, который он готовит уже почти что сам.
Несколько лет назад мама узнала о Центре реабилитации Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие» в Москве. Именно здесь она обрела надежду на то, что Матвей сможет освоить многие навыки и движения.
Мальчика взяли в длительную программу реабилитации. Каждую неделю в центре с ним занимаются разные специалисты, и Матвей понемногу развивается. Теперь он уверенно сидит на стуле, осваивает общение, учится удерживать ложку, хорошо жевать, уверенно управлять руками и двигаться в ходунках. Ребёнок стал гораздо активнее, пытается играть вместе с бабушкой в пинг-понг на детской площадке.
На сегодня таких особенных подопечных, как Матвей, в Марфо-Мариинском центре реабилитации — 60. Каждый из них стремится быть в чём-то независимым от родных: свободно играть на детской площадке, общаться, пить компот из любимой кружки и много чего ещё.
Поддержать детей с тяжёлыми нарушениями и подарить им возможность посещать занятия со специалистами, можно на сайте Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Атаман Михаил Черкашенин». Дмитрий Володихин

Дмитрий Володихин
В этой программе «Исторический час» вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы обратились в 16-й век и говорили о первом знаменитом донском казачьем атамане Михаиле Черкашенине, о его участии в походе войск Ивана Грозного на Крымское ханство, а также о значительной роли в важных сражениях тех лет: в битве при Молодях, в котором был остановлен хан Девлет Гирей, а также в обороне Пскова от войск польского короля Стефана Батория.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Преподобный Серафим Вырицкий». Анастасия Чернова
- «Присоединение Астрахани к России». Александр Музафаров
- «Московское Страстное восстание 1611 года». Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов