
Деян., 16 зач., VI, 1-7.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос воскресе! С вами доцент Московской духовной академии, священник Стефан Домусчи. Мы приходим в Церковь и, естественно, ждём от тех, кого там встречаем, духовного, правильного и справедливого отношения. Но всегда ли конкретные люди соответствуют нашим ожиданиям и чему должны соответствовать мы сами? В отрывке из 6 главы книги Деяний апостольских, который читается сегодня в православных храмах за богослужением, есть ответ на этот вопрос. Давайте послушаем этот отрывок.
Глава 6.
1 В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей.
2 Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах.
3 Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу,
4 а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова.
5 И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников;
6 их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки.
7 И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере.
Итак, мы слышим рассказ о том, как в апостольской общение возникло недовольство по поводу несправедливого распределения помощи нуждающимся. Сама по себе эта история очень важна, так как показывает, что первые христиане не были совершенно безукоризненными в своей повседневной жизни. В большинстве своём они были иудеями, которые жили по закону, то есть вели жизнь чистую и благочестивую. Более того, плоды их веры и присутствия Духа Святого в их жизни были настолько удивительны, что евангелист Лука пишет: у них было одно сердце. То есть они были очень воодушевлены и настроены на совместную христианскую жизнь в одной общине, где все друг другу братья и сёстры. В то же время, чистая нравственная и добродетельная жизнь не помешала христианам из иудеев пренебречь вдовами эллинистов, то есть тоже иудеев, но прежде живших в других частях империи. Ситуация, как кажется, обостряется тем, что перед нами не какие-то невероятные аскетические высоты, к которым надо всю жизнь стремиться. Напротив, речь всего лишь о справедливости, то есть о простой и элементарной вещи. Впрочем, речь, конечно, не идёт о какой-то злонамеренности. Люди только учились новой жизни и, разумеется, чего-то могли не учитывать, у них ещё не было ни опыта совместной жизни, ни опыта организованной взаимопомощи. В этом контексте примечательно, что апостолы не устраивают никакого суда или разбирательства. Это важно, потому что настроиться на правильный путь и пройти по нему — разные вещи. У всех участников первохристианской общины были добрые намерения, но не у всех были навыки к тому, чтобы эти намерения должным образом реализовать. Значит ли это, что они были неискренни? Нет, конечно. Воодушевление и желание соответствовать чему-то высокому вполне может соседствовать с неумением сделать всё правильно. Человек искренне может стремиться к добру и не иметь навыков правильной жизни. А ведь как известно, сказать и уж тем более подумать, проще чем сделать. Апостолы не стали никого наказывать, но просто сделали так, чтобы этот вопрос был решён.
Когда мы приходим в храм, нас часто смущает в нём чьё-либо поведение. И мы думаем: этот должен вести себя так, этот иначе... А раз люди так себя не ведут, значит они вообще плохие и неискренние христиане, а все их добрые слова о христианской жизни лживы. Однако пример древнехристианской общины помогает увидеть, что добрые намерения не исключают ошибок, а попытки выстроить общую жизнь могут быть неудачными. И всякий раз, когда мы видим людей, которые, по нашему мнению, делают что-то не так, нам стоит понять, что они, как и мы сами, проходят путь. У них есть свои светлые и возвышенные чувства и они, можно надеяться, стремятся к добрым целям. Мы ведь тоже много чего должны, и Богу, и ближним, но ждём понимания и принятия. И если в себе мы готовы увидеть достойное любви, будем готовы увидеть это в других.
Как Топор в лес ходил

Фото: Nico Knaack / Unsplash
Однажды увидел Топор, что хозяин не запер сарай, да и в лес убежал. Идёт он по тропинке: топорищем поигрывает, Обухом постукивает, лезвием поблёскивает. Разыгрался Топор не на шутку: с кочки на кочку прыгнет — сосенку затешет, в ложбинку сбежит — осину подрубит, на пригорок поднимется — ель заденет. Да при этом ещё и бахвалится:
— Теперь я ваш хозяин. Я самый главный в лесу. Захочу — погублю, захочу — помилую!
Росла в том лесу маленькая стройная Березка, такая красивая, что все окрестные деревья только ею и любовались. Увидел её Топор, обрадовался и грубо загоготал.
— Ха-ха-ха! Что дрожишь, тонконогая? Тебя только стукнуть разок по белому стволу — и душа вон!
Испугалась Берёзка, взмолилась:
— Не бей меня, Топор. Не губи. Я ещё только жить начинаю. Обещал на мне жениться молодой весенний дождик...
— Дождик? Не бывать этому! Не люблю я воды, — сказал Топор. — Вот что я решил: лучше я сам на тебе женюсь. А не согласишься — одним махом тебя срублю.
Качнулась Берёзка, задрожала от страха, побежали по её стволу слезы, как серебряные капельки.
— Не губи мою молодость, — прошептала она еле слышно.
Побежал Топор дальше на весь лес страх наводить. А Берёзка стала другим деревьям на свою горькую судьбу жаловаться.
— Не бывать такому грубияну женихом! Наверняка, он будет обижать нашу любимицу, — возмутился братец Дуб. — Пусть Топор сначала со мной потягается. У меня кора крепкая, как железо. Разок стукнет — поломает топорище, лишится своей хвалёной силы.
Зашумел братец Дуб всеми листьями, но Топор не стал к нему подбегать, обошёл стороной. Привык он обижать только самых слабых и беззащитных.
— Пусть Топор со мной имеет дело, и тогда он сразу своё лезвие сточит, — проскрипел дедушка Клён. — Я старый уже, почти весь высох, со мной ему точно не справиться.
Подскочил Топор к старому клёну, да так ударил по его стволу, что у того последние листья с макушки осыпались.
— Такого силой не победишь, надо найти его слабое место, — сказала тётушка Ива. — Если его не остановить, то Топор в лесу ещё много плохих дел натворит. Он сказал, что воду не любит...
Подозвала тётушка Ива к себе хулигана и стала ему выговаривать:
— Почему ты деревья без нужды рубишь? Зачем красавицу-березку до слёз обидел?
— Что хочу, то и делаю, потому я в лесу самый сильный.
А тётушка Ива не унимается:
— Почему ты дедушку Клёна — самого старого в нашем лесу — не уважаешь? Зачем осинку и сосёнку подрубил? Кто позволил тебе так себя вести?
Рассердился Топор и закричал:
— Ты ещё меня будешь учишь, скрипучая развалина?! Да я с твоими тонкими ветками в момент расправлюсь! Вот я тебя проучу!
Бросился Топор на тётушку Иву, что росла на берегу ручья, да не рассчитал. Отпружинил от её гибких веток и кувыркнулся в воду.
Может быть, он до сих пор в том ручье лежит и потихоньку ржавеет. Да и поделом такому жестокому и самонадеянному грубияну.
(по мотивам марийской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
Псалом 51. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Учение Давида,
2 после того, как приходил Доик Идумеянин и донес Саулу и сказал ему, что Давид пришел в дом Ахимелеха.
3 Что хвалишься злодейством, сильный? милость Божия всегда со мною;
4 гибель вымышляет язык твой; как изощренная бритва, он у тебя, коварный!
5 ты любишь больше зло, нежели добро, больше ложь, нежели говорить правду;
6 ты любишь всякие гибельные речи, язык коварный:
7 за то Бог сокрушит тебя вконец, изринет тебя и исторгнет тебя из жилища [твоего] и корень твой из земли живых.
8 Увидят праведники и убоятся, посмеются над ним [и скажут]:
9 "вот человек, который не в Боге полагал крепость свою, а надеялся на множество богатства своего, укреплялся в злодействе своем".
10 А я, как зеленеющая маслина, в доме Божием, и уповаю на милость Божию во веки веков,
11 вечно буду славить Тебя за то, что Ты соделал, и уповать на имя Твое, ибо оно благо пред святыми Твоими.