Деян., 16 зач., VI, 1-7.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос воскресе! С вами доцент Московской духовной академии, священник Стефан Домусчи. Мы приходим в Церковь и, естественно, ждём от тех, кого там встречаем, духовного, правильного и справедливого отношения. Но всегда ли конкретные люди соответствуют нашим ожиданиям и чему должны соответствовать мы сами? В отрывке из 6 главы книги Деяний апостольских, который читается сегодня в православных храмах за богослужением, есть ответ на этот вопрос. Давайте послушаем этот отрывок.
Глава 6.
1 В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей.
2 Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах.
3 Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу,
4 а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова.
5 И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников;
6 их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки.
7 И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере.
Итак, мы слышим рассказ о том, как в апостольской общение возникло недовольство по поводу несправедливого распределения помощи нуждающимся. Сама по себе эта история очень важна, так как показывает, что первые христиане не были совершенно безукоризненными в своей повседневной жизни. В большинстве своём они были иудеями, которые жили по закону, то есть вели жизнь чистую и благочестивую. Более того, плоды их веры и присутствия Духа Святого в их жизни были настолько удивительны, что евангелист Лука пишет: у них было одно сердце. То есть они были очень воодушевлены и настроены на совместную христианскую жизнь в одной общине, где все друг другу братья и сёстры. В то же время, чистая нравственная и добродетельная жизнь не помешала христианам из иудеев пренебречь вдовами эллинистов, то есть тоже иудеев, но прежде живших в других частях империи. Ситуация, как кажется, обостряется тем, что перед нами не какие-то невероятные аскетические высоты, к которым надо всю жизнь стремиться. Напротив, речь всего лишь о справедливости, то есть о простой и элементарной вещи. Впрочем, речь, конечно, не идёт о какой-то злонамеренности. Люди только учились новой жизни и, разумеется, чего-то могли не учитывать, у них ещё не было ни опыта совместной жизни, ни опыта организованной взаимопомощи. В этом контексте примечательно, что апостолы не устраивают никакого суда или разбирательства. Это важно, потому что настроиться на правильный путь и пройти по нему — разные вещи. У всех участников первохристианской общины были добрые намерения, но не у всех были навыки к тому, чтобы эти намерения должным образом реализовать. Значит ли это, что они были неискренни? Нет, конечно. Воодушевление и желание соответствовать чему-то высокому вполне может соседствовать с неумением сделать всё правильно. Человек искренне может стремиться к добру и не иметь навыков правильной жизни. А ведь как известно, сказать и уж тем более подумать, проще чем сделать. Апостолы не стали никого наказывать, но просто сделали так, чтобы этот вопрос был решён.
Когда мы приходим в храм, нас часто смущает в нём чьё-либо поведение. И мы думаем: этот должен вести себя так, этот иначе... А раз люди так себя не ведут, значит они вообще плохие и неискренние христиане, а все их добрые слова о христианской жизни лживы. Однако пример древнехристианской общины помогает увидеть, что добрые намерения не исключают ошибок, а попытки выстроить общую жизнь могут быть неудачными. И всякий раз, когда мы видим людей, которые, по нашему мнению, делают что-то не так, нам стоит понять, что они, как и мы сами, проходят путь. У них есть свои светлые и возвышенные чувства и они, можно надеяться, стремятся к добрым целям. Мы ведь тоже много чего должны, и Богу, и ближним, но ждём понимания и принятия. И если в себе мы готовы увидеть достойное любви, будем готовы увидеть это в других.
Почему мы друг друга не понимаем
Побуду капитаном Очевидность и скажу, что несмотря на такой мощный инструмент общения, как язык, люди не всегда понимают друг друга. Более того — зачастую мы толкуем слова собеседника по-своему, бывает, что и в противоположную сторону. Так проявляется один из инструментов понимания — интерпретация.
С одной стороны, она может мешать общению, поскольку наше восприятие речи другого человека субъективно и зависит не только от интеллекта, но и от фантазии, эмпатии, настроения и так далее.
С другой стороны, этот навык часто помогает увидеть смыслы, которые не высказываются собеседником напрямую. Чтобы научиться правильно интерпретировать, а значит, лучше понимать друг друга, предлагаю освободиться от клише. Мы привыкли типизировать внешние проявления чувств и мыслей: нежность выглядит так, а задумчивость этак. На самом деле, это всего лишь наша так называемая таблица эмоций. Человек может просто волноваться, а внешне мы считываем раздражение. Собеседник задумался и молчит, а нам кажется, он скучает. Лучше не разгадывать, что подразумевал собеседник, а узнать это у него самого. Вам поможет простой вопрос: «Поясни, пожалуйста, я не совсем понял смысл».
Особенно важно правильно толковать слова собеседника в письменном общении. Зачастую мы готовы принять просьбу или предложение за приказ, легкую иронию — за обидный сарказм. Даже молчание собеседника в переписке можем принять за высокомерие. Именно поэтому в онлайн общении огромную роль играют смайлики — они помогают визуализировать послание, уточнить его смысл.
Так, например, фраза: «Ты опять проспал?» может выглядеть как претензия, а если поставить смайлик с улыбкой — это будет невинным вопросом.
Напоследок хочу привести слова одного священника: «Если не знаете точно, как интерпретировать — всегда додумывайте в лучшую сторону».
Я пробовала — это прекрасно способствует взаимопонимание.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
- Почему мы друг друга не понимаем
- «Намедни, зело и оный». Почему мы сегодня употребляем устаревшие слова
- Авторские неологизмы и как они влияют на язык
Все выпуски программы: Сила слова
«Намедни, зело и оный». Почему мы сегодня употребляем устаревшие слова
Мы привыкли, что использование устаревшей лексики — историзмов и архаизмов — удел писателей и этнографов. Однако это не так.
Я знаю нескольких людей, которые любят использовать устаревшие слова: «Проходите в горницу», «Попробуй квас — Зело вкусен!» Делается это, конечно, в шутку. Употребление такой лексики придает особую выразительность разговору, некую шутливость — и в то же время сохраняет преемственность поколений. Приятно прикоснуться к истории своего народа и языка.
Но возвращение устаревших слов, или деархаизация, происходит и в общественном поле. Вспомним, как в 90-е годы XX века вернулись такие слова, как Дума, Лицей, Губернатор, Кадет. В речевой обиход снова попали слова Господин, Сударыня.
Иногда современные поэты используют устаревшие слова, чтобы придать речи высокий стиль: «Сколь достойны хвалы и любви, март, простые деянья твои. Но мертвы моих слов соловьи, и теперь их сады — словари. — О, воспой, — умоляют уста снегопада, обрыва, куста...» — это строки поэтессы Беллы Ахмадулиной.
И конечно, важно сказать о лексике Библейских и богослужебных текстов. Даже в некоторых современных переводах на русский язык сохраняются архаизмы, например, «вечеря», «грядущий», «отче». Эти слова несут дополнительные смыслы, которые необходимы современному человеку. Они придают особую торжественность возвышенному общению с Богом.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
22 ноября. Об истории Иконы Божией Матери «Скоропослушница»
Сегодня 22 ноября. Церковь чтит Икону Божией Матери «Скоропослушница».
О её истории, — протоиерей Владимир Быстрый.