
Питер Пауль Рубенс. Тайная Вечеря, 1631-1632
Деян., 14 зач., V, 12-20.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как доказать истинность своей веры? Как доказать истинность христианства? Для многих это вопрос непраздный. Ведь рядом находятся люди, родные, близкие, которым так хочется объяснить, что тот путь, по которому я иду, это путь жизни. Так хочется, чтобы они шли по этой дороге вместе с мной. Тот отрывок из 5-й главы книги Деяний апостольских, который звучит сегодня в храме, предлагает свой вариант ответа на эти вопросы.
Глава 5.
12 Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса; и все единодушно пребывали в притворе Соломоновом.
13 Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их.
14 Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин,
15 так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них.
16 Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все.
17 Первосвященник же и с ним все, принадлежавшие к ереси саддукейской, исполнились зависти,
18 и наложили руки свои на Апостолов, и заключили их в народную темницу.
19 Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведя их, сказал:
20 идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни.
В связи с только что прозвучавшим отрывком, вспоминается известный итальянский писатель и поэт эпохи возрождения Джованни Бокаччо. В одной из новелл своего всемирно известного сборника под названием «Декамерон» он рассказывает интересную и парадоксальную историю. В Париже жили два друга, один из которых был еврей, другой христианин. Христианин постоянно уговаривал своего товарища принять христианство. Однажды, выразив согласие, еврей сказал: хорошо, но сначала я съезжу в паломничество в Рим, чтобы посмотреть, как живёт ваше духовенство. А потом приму решение. Христианин очень расстроился. Ведь он знал, что нравы священнослужителей, мягко говоря, оставляли желать лучшего. А потому, если его друг посетит Ватикан, он никогда не примет Христовой веры. Однако произошла совершенно необычная вещь. Вернувшись из паломничества, еврей сказал своему другу: странное дело, люди, которые должны быть христианству основой и опорой, делают всё, чтобы её дискредитировать и разрушить. Однако удивительным образом Церковь Христова ширится и не перестаёт рождать святых и праведных людей. Теперь ничто не остановит меня от того, чтобы принять христианскую веру, так как я лично убедился, что её подлинной опорой и основанием является Дух Святой.
Казалось бы, совершенно анекдотичный случай. Однако он имеет прямое отношение к тому, что происходило на протяжение всей истории Церкви, а тем более в момент её зарождения. Посудите сами. Что представляют собой апостолы сразу же после распятия Своего Учителя? Это горстка перепуганных людей, которые прячутся по горницам Иерусалима и вздрагивают от каждого шороха. Это воплощённая человеческая немощь.
Но что мы видим в прозвучавшем отрывке? Мы видим людей, которые бесстрашно собираются на молитву прямо в Иерусалимском храме, то есть в том месте, где полным-полно их врагов. Они проповедуют, несмотря на то, что их бросают в темницы, и не обращая внимания на угрозу смерти, совершают поразительные чудеса. И самое, пожалуй, главное, они единодушны. Это уже не кучка необразованных, разношёрстных крестьян, лидера которых убили, они собираются разойтись кто куда, но пока держатся вместе, потому что не знают, куда им идти и кому они нужны. Это люди, которые чётко понимают цели и задачи, которые перед ними стоят. Это единый организм, который вдохновляет и которым руководит некая Высшая сила. И она так обильно проявляет себя в этих простых людях, что они совершенно не нуждаются в какой-бы то ни было поддержке со стороны. Это и есть самый сильный аргумент подлинности христианства. Его приводит не человек. Его приводит Дух Святой, который действует даже через человеческую немощь.
А потому, если мы хотим, чтобы дорогие нам люди, поверили нам и пошли тем же путём, которым стараемся идти и мы, всю свою энергию и силы направим на исправление собственного сердца. Чтобы Дух Божий стал жить в нашей душе и дал нам способность являть истину христианства самой своей жизнью, силой своих слов и поступков.
Деяния святых апостолов

Деян., 36 зач., XV, 5-34.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Всякому человеку свойственно считать свои привычки и взгляды на жизнь нормальными. В ситуации проповеди это часто приводит к тому, что человек церковный, рассказывая о христианской жизни людям неверующим, говорит им о своём собственном понимании как о единственно нормальном, указывая на требования, к которым он привык, как на единственно верные. Но правилен ли такой подход? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 15-й главы книги Деяний апостольских, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 15.
5 Тогда восстали некоторые из фарисейской ереси уверовавшие и говорили, что должно обрезывать язычников и заповедовать соблюдать закон Моисеев.
6 Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела.
7 По долгом рассуждении Петр, встав, сказал им: мужи братия! вы знаете, что Бог от дней первых избрал из нас меня, чтобы из уст моих язычники услышали слово Евангелия и уверовали;
8 и Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святаго, как и нам;
9 и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их.
10 Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы?
11 Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они.
12 Тогда умолкло все собрание и слушало Варнаву и Павла, рассказывавших, какие знамения и чудеса сотворил Бог через них среди язычников.
13 После же того, как они умолкли, начал речь Иаков и сказал: мужи братия! послушайте меня.
14 Симон изъяснил, как Бог первоначально призрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Свое.
15 И с сим согласны слова пророков, как написано:
16 Потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, воссоздам, и исправлю ее,
17 чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие.
18 Ведомы Богу от вечности все дела Его.
19 Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников,
20 а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе.
21 Ибо закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу.
22 Тогда Апостолы и пресвитеры со всею церковью рассудили, избрав из среды себя мужей, послать их в Антиохию с Павлом и Варнавою, именно: Иуду, прозываемого Варсавою, и Силу, мужей, начальствующих между братиями,
23 написав и вручив им следующее: «Апостолы и пресвитеры и братия — находящимся в Антиохии, Сирии и Киликии братиям из язычников: радоваться.
24 Поелику мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас своими речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон, чего мы им не поручали,
25 то мы, собравшись, единодушно рассудили, избрав мужей, послать их к вам с возлюбленными нашими Варнавою и Павлом,
26 человеками, предавшими души свои за имя Господа нашего Иисуса Христа.
27 Итак мы послали Иуду и Силу, которые изъяснят вам то же и словесно.
28 Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого:
29 воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы».
30 Итак, отправленные пришли в Антиохию и, собрав людей, вручили письмо.
31 Они же, прочитав, возрадовались о сем наставлении.
32 Иуда и Сила, будучи также пророками, обильным словом преподали наставление братиям и утвердили их.
33 Пробыв там некоторое время, они с миром отпущены были братиями к Апостолам.
34 Но Силе рассудилось остаться там. (А Иуда возвратился в Иерусалим.)
Любой человек, взявшийся изучать историю Церкви и церковного благочестия, сможет увидеть, что формы этого самого благочестия, при общей нравственной основе, были очень разнообразны. Многие из вопросов, связанные с формами христианской жизни, очень ярко обсуждались тем же апостолом Павлом в переписке с общинами, которые были им основаны. И если мы почитаем внимательно, мы увидим, что он довольно требователен к своим ученикам в нравственном отношении, в то время как строгость форм благочестия предлагает соотносить с условиями жизни конкретного человека и мерой его веры. При этом важно помнить, что, с одной стороны, подобный подход был выстрадан апостолом и стал результатом искреннего стремления привлечь к христианству как можно больше людей. С другой же стороны, его взгляды были одобрены на апостольском соборе, о чём мы как раз и слышим в сегодняшнем чтении.
Из текста книги Деяний апостольских хорошо видно, что некоторые фарисеи, даже приняв Иисуса из Назарета в качестве Мессии, внутренне настолько оставались формалистами, что готовы были пренебречь проповедью язычникам вовсе, если это касалось смягчения дисциплины. Для апостола Павла и его соработников, видевших искреннюю веру бывших язычников и понимавших их немощь, такое отношение было чем-то совершенно возмутительным.
В свою очередь подход, который звучит в решениях Апостольского собора, можно было бы назвать поистине пастырским и неформальным, в конце концов, апостолы прекрасно помнили слова своего Учителя: «суббота для человека, а не человек для субботы». Их решения были снисходительными, потому что ими двигала любовь к людям и желание спасения всем. Очевидно при этом, что они не позволили язычникам совсем пренебречь правилами, но и не свели всё к фарисейскому формализму. Конечно, первое, что заметно, — это практически полное устранение ритуальной или дисциплинарной части требований. Из нравственных норм новичкам оставлен запрет на идоложертвенное, то есть на всё, что может быть связано с изменой Богу, а также запрет на блуд, то есть всякого рода развращённость. Во всём же остальном бывшие язычники оказались призваны, во-первых, ориентироваться на собственное нравственное чувство и не делать другим того, чего не хотят себе, и, во-вторых, на Священное Писание, которое они смогут слушать, собираясь на совместную молитву.
Как в древности, так и сегодня, беседуя с людьми нецерковными, мы можем объяснять суть церковной жизни совершенно по-разному. Но если мы хотим быть продолжателями дела апостолов, нам стоит быть продолжателями их вдумчивого и поистине любящего отношения ко всем, ведь только такое отношение и может стать по-настоящему плодотворным.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Патриаршество святителя Тихона Московского». Священник Сергий Иванов

У нас в студии был научный сотрудник отдела новейшей истории Русской Православной Церкви Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета священник Сергий Иванов.
Разговор шел о периоде патриаршества святителя Тихона Беллавина, о многочисленных вызовах переломного времени, с которыми ему пришлось столкнуться, и о том, как складывались его взаимоотношения с новой советской властью.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных жизни и служению святителя Тихона Московского.
Первая беседа с диаконом Михаилом Гаром была посвящена детству и юности святителя Тихона. (эфир 19.05.2025)
Вторая беседа с сотрудником историко-культурного и просветительского центра «Соборная палата» Андреем Ивановым была посвящена служению святителя Тихона в Америке. (эфир 20.05.2025)
Третья беседа с диаконом Михаилом Гаром была посвящена истории избрания Патриарха Тихона. (21.05.2025)
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«От предпринимателя до священника». Протоиерей Георгий Завершинский

Гостем рубрики «Вера и дело» был благочинный приходов Сурожской епархии Московского Патриархата в Северной Ирландии, член союза писателей России протоиерей Георгий Завершинский.
Мы говорили с нашим гостем о его пути от предпринимательства к священническому служению, а также о том, как различается отношение к экономике в протестантской и православной христианских традициях.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Светлый вечер