Деян., 14 зач., V, 12-20.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как доказать истинность своей веры? Как доказать истинность христианства? Для многих это вопрос непраздный. Ведь рядом находятся люди, родные, близкие, которым так хочется объяснить, что тот путь, по которому я иду, это путь жизни. Так хочется, чтобы они шли по этой дороге вместе с мной. Тот отрывок из 5-й главы книги Деяний апостольских, который звучит сегодня в храме, предлагает свой вариант ответа на эти вопросы.
Глава 5.
12 Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса; и все единодушно пребывали в притворе Соломоновом.
13 Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их.
14 Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин,
15 так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них.
16 Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все.
17 Первосвященник же и с ним все, принадлежавшие к ереси саддукейской, исполнились зависти,
18 и наложили руки свои на Апостолов, и заключили их в народную темницу.
19 Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведя их, сказал:
20 идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни.
В связи с только что прозвучавшим отрывком, вспоминается известный итальянский писатель и поэт эпохи возрождения Джованни Бокаччо. В одной из новелл своего всемирно известного сборника под названием «Декамерон» он рассказывает интересную и парадоксальную историю. В Париже жили два друга, один из которых был еврей, другой христианин. Христианин постоянно уговаривал своего товарища принять христианство. Однажды, выразив согласие, еврей сказал: хорошо, но сначала я съезжу в паломничество в Рим, чтобы посмотреть, как живёт ваше духовенство. А потом приму решение. Христианин очень расстроился. Ведь он знал, что нравы священнослужителей, мягко говоря, оставляли желать лучшего. А потому, если его друг посетит Ватикан, он никогда не примет Христовой веры. Однако произошла совершенно необычная вещь. Вернувшись из паломничества, еврей сказал своему другу: странное дело, люди, которые должны быть христианству основой и опорой, делают всё, чтобы её дискредитировать и разрушить. Однако удивительным образом Церковь Христова ширится и не перестаёт рождать святых и праведных людей. Теперь ничто не остановит меня от того, чтобы принять христианскую веру, так как я лично убедился, что её подлинной опорой и основанием является Дух Святой.
Казалось бы, совершенно анекдотичный случай. Однако он имеет прямое отношение к тому, что происходило на протяжение всей истории Церкви, а тем более в момент её зарождения. Посудите сами. Что представляют собой апостолы сразу же после распятия Своего Учителя? Это горстка перепуганных людей, которые прячутся по горницам Иерусалима и вздрагивают от каждого шороха. Это воплощённая человеческая немощь.
Но что мы видим в прозвучавшем отрывке? Мы видим людей, которые бесстрашно собираются на молитву прямо в Иерусалимском храме, то есть в том месте, где полным-полно их врагов. Они проповедуют, несмотря на то, что их бросают в темницы, и не обращая внимания на угрозу смерти, совершают поразительные чудеса. И самое, пожалуй, главное, они единодушны. Это уже не кучка необразованных, разношёрстных крестьян, лидера которых убили, они собираются разойтись кто куда, но пока держатся вместе, потому что не знают, куда им идти и кому они нужны. Это люди, которые чётко понимают цели и задачи, которые перед ними стоят. Это единый организм, который вдохновляет и которым руководит некая Высшая сила. И она так обильно проявляет себя в этих простых людях, что они совершенно не нуждаются в какой-бы то ни было поддержке со стороны. Это и есть самый сильный аргумент подлинности христианства. Его приводит не человек. Его приводит Дух Святой, который действует даже через человеческую немощь.
А потому, если мы хотим, чтобы дорогие нам люди, поверили нам и пошли тем же путём, которым стараемся идти и мы, всю свою энергию и силы направим на исправление собственного сердца. Чтобы Дух Божий стал жить в нашей душе и дал нам способность являть истину христианства самой своей жизнью, силой своих слов и поступков.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.