
Деян., 5 зач., II, 22-36.
Глава 2.
22 Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете,
23 Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили;
24 но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его.
25 Ибо Давид говорит о Нем: видел я пред собою Господа всегда, ибо Он одесную меня, дабы я не поколебался.
26 Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя упокоится в уповании,
27 ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления.
28 Ты дал мне познать путь жизни, Ты исполнишь меня радостью пред лицем Твоим.
29 Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня.
30 Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его,
31 Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления.
32 Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели.
33 Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите.
34 Ибо Давид не восшел на небеса; но сам говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня,
35 доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих.
36 Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Христос воскресе! У микрофона доцент Московской духовной академии священник Антоний Борисов. Больше всего на свете люди творческих профессий боятся потерять вдохновение. Ведь без него деятельность художника из служения высоким материям превращается в приземлённое ремесло. Природа вдохновения – вещь таинственная. Сегодня в православных храмах во время богослужения читается отрывок из второй главы книги Деяний святых апостолов, где говорится, в частности, о том, что является источником самого возвышенного вдохновения на свете.
Слова, которые мы только что услышали, принадлежат апостолу Петру — неформальному лидеру общины учеников Спасителя. Пётр выступил с пронзительной по своему содержанию речью сразу после чуда Пятидесятницы. Так Церковь называет событие сошествия на апостолов благодати Святого Духа, которая приобрела видимый образ языков пламени.
Языки пламени спустились с Неба и почили на голове каждого из учеников Спасителя. После этого апостолы исполнились Божественного вдохновения, позволившего им начать храбро проповедовать Евангелие. Страх, живший в сердцах Петра и прочих учеников Христа (когда они прятались от гонителей в запертой горнице), испарился. Его место заняло поистине пламенное желание поделиться радостью веры с каждым человеком на земле. Этому, безусловно, имелись препятствия. В частности — языковой барьер. Но и он был при помощи Божественного вдохновения преодолён.
Апостолы получили от Господа удивительную возможность говорить на различных иностранных языках, не изучая их предварительно. Но вернёмся к речи апостола Петра. Это первая зафиксированная на бумаге проповедь Евангелия, прозвучавшая из уст последователей Господа Иисуса. Апостол обращается к многочисленным иудеям, приехавшим в Иерусалим, чтобы поклониться его святыням. Всем собравшимся было прекрасно известно о недавно произошедшей казни Христа Спасителя. Пётр прямо говорит о том, кто оказался виновен в этом страшном событии. Но апостол не призывает устроить что-то наподобие расследования и казни. Для Петра Голгофа — часть доброго замысла Божия о мире, этап на пути к освобождению человечества от власти греха и смерти.
Апостол возвышенно говорит о воскресении Спасителя из мёртвых и призывает соплеменников стать учениками Христа воскресшего. Пётр, при этом, проявляет удивительную эрудированность (совсем не свойственную простому рыбаку) — он цитирует пророческие псалмы царя Давида, где говорится о служении Спасителя. А ещё апостол провозглашает, что искреннее покаяние способно исправить самые страшные ошибки. А потому даже грех Богоубийства не является препятствием для вхождения в Церковь — новый народ Божий.
Что речь апостола Петра означает для нас — современных православных христиан? Почему Церковь предлагает нам данный отрывок библейского текста в дни Светлой недели, когда торжественно празднуется Пасха? Дело состоит в следующем. Воскресение Спасителя из мёртвых — не только удивительное чудо, но и факт, накладывающий на человека определённого рода ответственность. Узнав о пасхальном чуде, каждый из нас встаёт перед выбором — принять Пасху и стать частью Церкви или же отвергнуть воскресение и, соответственно, отказаться, от торжества жизни над смертью. Как показала история, далеко не всем людям Христос оказался нужен. И Церковь по-прежнему является «малым стадом» Спасителя. Но правда в данном случае не на стороне большинства. И каждый, кто верит в Господа Иисуса и Его воскресение из мёртвых, это прекрасно знает!
Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла

Апостол Павел
Флп., 247 зач., IV, 4-9.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Призыв к радости — это один из основных призывов Нового Завета, что, конечно же, не удивительно, ведь Христова проповедь — это проповедь радости близости Бога к нам. Удивительно другое: есть те христиане, которые каким-то чудом сумели пропустить многочисленные новозаветные призывы к радости и сочли, что суть христианства — это непрерывный плач о собственном несовершенстве. Сегодня Церковь нам вновь напоминает: Господь близко, а потому радость должна быть нашим постоянным спутником. Именно об этом говорит звучащий сегодня во время литургии в православных храмах отрывок из 4-й главы Послания святого апостола Павла к Филиппийцам.
Глава 4.
4 Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.
5 Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко.
6 Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом,
7 и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.
8 Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.
9 Чему вы научились, что́ приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, и Бог мира будет с вами.
Только что прозвучавший отрывок послания к Филиппийцам очень любопытен и одновременно с этим информативен: он призывает нас к радости, затем он говорит о том, почему мы должны радоваться, не обходит этот отрывок стороной и вопрос о сохранении радости.
В первой строке услышанного нами отрывка апостол Павел дважды повторяет один и тот же призыв, это повторение необходимо для усиления апостольской мысли, Павел хочет, чтобы его адресаты восприняли призыв к радости не просто как доброе благопожелание, а как заповедь: «Радуйтесь всегда в Господе; и ещё говорю: радуйтесь» (Флп. 4:4).
Далее апостол раскрыл, каким образом мы можем исполнить эту заповедь.
Во-первых, он упомянул, что христианам надлежит быть кроткими. Но не стоит воспринимать кротость как некий аналог пассивности, нет, здесь речь идёт о другом — о доброте, которая должна изливаться на всех тех, с кем нам доводится общаться. Добрыми же мы должны быть по той причине, что Господь близко, ведь Он постоянно незримо присутствует среди нас.
Во-вторых, апостол Павел в этом отрывке Послания к Филиппийцам учит очень простому способу избегать каких-либо искушений, лишающих нас памяти о Боге: достаточно лишь «в молитве и прошении с благодарением» открывать свои сердца пред Богом. Мы привыкли, что молитва представляет собой произнесение специальных текстов, которые собраны под одной обложкой в молитвословах. Да, это молитва, но её нельзя назвать полной, молитвословы нам дают лишь некую канву истинной молитвы, а потому со временем стоит переходить на тот уровень, о котором сказал апостол Павел: научившись молитве по молитвослову и поняв, какие структурные и смысловые элементы должна содержать в себе угодная Богу молитва, мы должны переходить к беседе с Богом не только чужими словами, но и своими собственными, открывая Богу то, что у нас есть на сердце. Если удастся стяжать такой навык, то мы будем непрестанно ощущать присутствие Божие, что само по себе является гарантом сохранения веры.
После этого апостол Павел перешёл к ещё одному крайне важному совету: не надо позволять себе увлекаться мыслями обо всём на свете, думать стоит только о том, что «истинно, что́ честно, что́ справедливо, что́ чисто, что́ любезно, что́ достославно, что́ только добродетель и похвала». Здесь апостол предвосхитил то, что сегодня психологи называют гигиеной ума, то есть навыком не позволять себе засорять ум бесполезной и вредной информацией, а также умением управлять своими мыслями.
В словах прозвучавшего сегодня отрывка Послания апостола Павла к Филиппийцам нет чего-то загадочного и чего-то сложного, слова апостола просты и понятны, и если их исполнить, то радость о пребывающем среди нас Господе Иисусе Христе станет нашим постоянным спутником.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Чтобы развиваться дальше, Жене необходима реабилитация

13-летний Женя Чейлях — подопечный фонда «Мои друзья». Он любознательный и творческий. Учится на пятёрки, занимается плаванием, поёт и танцует в фольклорном ансамбле и участвует в музыкальных фестивалях. При этом у Жени есть инвалидность. Вследствие поражения центральной нервной системы он во многом отстаёт от других детей. Однако всеми силами старается до них дотянуться. Развиваться ему помогают учёба, музыка, пение и спорт. Но главный источник поддержки для Жени — это реабилитация. С каждым новым курсом самочувствие подростка становится лучше. Тем не менее, некоторые особенности в его поведении всё ещё сохраняются. Например, в общественном месте он может испытать тревожность и начать истерику. «К сожалению, я не могу объяснить всем окружающим, что у моего ребёнка проблемы со здоровьем. Впереди у нас ещё очень много работы», — делится мама Светлана.

Чтобы состояние Жени улучшалось, лечение важно продолжать. В одном из медицинских центров в Москве специалисты разработали для подростка индивидуальную программу занятий. Она поможет ему ментально повзрослеть и шагнуть в развитии.
Женя с мамой живут в небольшой деревне в Московской области, и оплатить очередное дорогостоящее лечение семья не в силах. Поэтому на выручку им пришёл благотворительный фонд «Мои друзья». На сайте фонда опубликована полная история Жени Чейлях, там же есть возможность его поддержать.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Вход Господень в Иерусалим. Страстная седмица». Протоиерей Максим Первозванский

Максим Первозванский
У нас в гостях был клирик московского храма Сорока Севастийских мучеников протоиерей Максим Первозванский.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения в воскресенье, в которое вспоминается Вход Господень в Иерусалим, а также о важных смыслах и особенностях богослужений дней Страстной седмицы.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица