
Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
1 Кор., 133 зач., V, 6-8.
Глава 5.
6 Нечем вам хвалиться. Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто?
7 Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас.
8 Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины.
Гал., 206 зач., III, 13-14.
Глава 3.
13 Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою (ибо написано: проклят всяк, висящий на древе),
14 дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Многим людям, которые смотрят на христианство снаружи, кажется, что оно печально или даже депрессивно. Христианин в их глазах выглядит как тот, кто постоянно думает о плохом: о своём несовершенстве, несовершенстве людей, да и вообще всего мира. Как сказал мне один знакомый христианин: 99% замечаний, которые я мог бы сделать, я просто не делаю. То есть ощущение, что для верующих всё время что-то не так и со временем будет ещё хуже. Отчасти это справедливо, ведь поражённость мира грехом — не просто одна из маргинальных идей, но часть нашего вероучения. И всё же здравый христианский подход заключается в том, что христианин, будучи прекрасно осведомлён о состоянии мира, всё же бывает настроен радостно, потому что знает, что мир к грехам не сводится и в нём присутствует то, что больше всяких грехов и несовершенств. В нём присутствует Бог, открывающий нам возможность новой жизни. Нам только остаётся выбрать путь, по которому мы пойдём.
В начале сегодняшнего чтения апостол рассуждает о закваске, которая сквашивает всё тесто. Тот, кто имеет опыт приготовления хлеба на закваске, знает, что тесто по объёму больше закваски, но несмотря на объём, оно изменяется под её воздействием. Поводом, по которому апостол вспомнил о закваске, было появление в коринфской общине грешника, который своим поведением мог искусить остальных. Обращаясь к этой ситуации, апостол призывает учеников очистить свою жизнь от греха и полностью удалить его остатки, потому что даже малая часть имеет свойство разрастаться и заполонять собою всё. Всё себе подчинять.
Сегодняшний день в церковной традиции называется Страстной или Великой Субботой. В древности в этот день люди, которые длительный срок готовились ко крещению, наконец, становились членами церкви. И их жизнь менялась самым коренным образом. Всякий, кто крестился, искренне отвергал порок и лукавство и делал нормой жизни чистоту и истину.
Возвышенно, красиво, но совершенно не достижимо, скажет кто-нибудь. У всех свои болезни, свои немощи, и ещё никто с ними окончательно не справился. Очищай, не очищай — старая закваска всё равно даст о себе знать.
Но здесь как раз оказывается важна вторая часть сегодняшнего чтения. Ведь христиане очищают свою собственную жизнь не только собственными усилиями и может быть даже не столько. Иногда верующие кажутся теми, кто силён духом и на остальных смотрит сверху вниз, но это совершенно неправильный взгляд. Конечно, мы прикладываем усилия, но чистота и истина — это дары Христовы, а не наши достижения. Если любого из нас попробовать оценить с точки зрения закона Божьего, у всех нашлись бы проблемы, всякий что-нибудь должен был сделать и не сделал. Все мы в большей или меньшей степени стараемся жить так, как должны, но ни у кого из нас не получается отдать этот долг во всей полноте. Ни Богу, ни самим себе. Ни у кого кроме Иисуса Христа. Он был послушен Отцу во всём, даже до смерти и смерти крестной. В Нём человечеству открываются новые отношения с Богом, в основе которых не долг, но любовь, ведь всякий был в неоплатном долгу и получил во Христе прощение. Нам осталось только принять его из Божиих рук и устремиться к новой жизни.
Псалом 13. Богослужебные чтения

Сегодня в храмах за богослужением читается 13-й псалом Давида — первый стих которого стал практически афоризмом и очень активно использовался всегда, в том числе поэтами. Давайте послушаем.
Псалом 13.
Начальнику хора. Псалом Давида.
1 Сказал безумец в сердце своём: «нет Бога». Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро.
2 Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога.
3 Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного.
4 Неужели не вразумятся все, делающие беззаконие, съедающие народ мой, как едят хлеб, и не призывающие Господа?
5 Там убоятся они страха, где нет страха, ибо Бог в роде праведных.
6 Вы посмеялись над мыслью нищего, что Господь упование его.
7 «Кто даст с Сиона спасение Израилю!» Когда Господь возвратит пленение народа Своего, тогда возрадуется Иаков и возвеселится Израиль.
Очень важным для понимания псалма является слово из первого стиха, переведённое на русский и церковнославянский как «безумный» — «рече безумен в сердце своем — несть Бог!» Но в иврите — всё гораздо интереснее: здесь на месте «безумный» стоит слово נָבָל (nāvāl) — и ставшая афоризмом фраза приобретает очень интересное звучание.
Итак, что же такое «навал»? Корень נבל (n-b-l) значит буквально «увянуть, сгнить»; существительное נָבָל (naval) — «испорченный, гнилой, подонок». Добавим ещё и то, что произносит «навал» слова о том, что «нет Бога», не в голове, не устами — а «в сердце» — здесь стоит слово לֵב (lêv / lēbāb) — «лев». Сразу заметим, что в древнееврейском понимании «сердце» не противопоставлено «разуму»; оно — центр всей личности, средоточие всех сил, первоисточник не только эмоций и переживаний, но и мыслей, и устремлений. Поэтому «сказать в сердце» — это совершенно иное, чем «подумать про себя»: «сказать в сердце» в контексте древнееврейской ментальности — это решиться на определённую экзистенциальную установку. Соответственно, отрицание Бога оказывается внутренним монологом, скрытым от слуха, но формирующим жизнь и её ценностные установки.
Известный богослов 20 века протоиерей Георгий Флоровский в своём эссе «Библия и Церковь» обращает внимание на глубину этого понятия: «Библейский безумец — это не интеллектуальный скептик, а человек, разорвавший заветные связи — с Богом, ближним и даже собственной совестью». Флоровский называет это «богоборческим эгоцентризмом».
Смотрите, как получается интересно: в своей глубине человек отказывает Богу в существовании — и тотчас это становится источником внутреннего разложения, распада: рушится всё — и связь с самим собой, и с другими людьми, и с бытием как таковым, от человека остаётся лишь разлагающийся труп.
Так что, дорогие друзья, когда к нам временами подходят помыслы маловерия и тем более неверия — надо отправиться куда-нибудь на мусорку, подышать местным зловонием и честно задать себе вопрос: а не превращаюсь ли и я, отказывая Богу, в такую же вонючую помойку?..
Псалом 13. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 13. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 13. На струнах Псалтири
1 Сказал безумец в сердце своем: "нет Бога". Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро.
2 Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога.
3 Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного.
4 Неужели не вразумятся все, делающие беззаконие, съедающие народ мой, как едят хлеб, и не призывающие Господа?
5 Там убоятся они страха, [где нет страха,] ибо Бог в роде праведных.
6 Вы посмеялись над мыслью нищего, что Господь упование его.
7 "Кто даст с Сиона спасение Израилю!" Когда Господь возвратит пленение народа Своего, тогда возрадуется Иаков и возвеселится Израиль.
8 июня. О подвиге мученика Георгия Нового

Сегодня 8 июня. День памяти мученика Георгия Нового, пострадавшего за Христа в Софии в 1515 году.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Святого Георгия Нового оклеветали перед властями предержащими, обвинив в том, что он будто бы обещал принять ислам, но передумал и тем самым отрёкся. Это произошло в Софии в 1515 году. Святого били палками, много пытали, держали под арестом, а затем сожгли живьём. Даже прославление мученика во святых приходилось долгое время держать в тайне.
Овладев Константинополем, Османская империя стремительно расширяла свои владения и подчиняла себе всё новые и новые территории. До появления новой грозной северной силы, как османы воспринимали Российскую империю, которая с помощью Бога и волей благоверных правителей стала восходить от силы в силу и в итоге потеснила османов и защитила православных, оставалось ждать ещё два столетия.
Блаженны кроткие в зримой беспомощности своего христианского свидетельства, новые мученики Церкви Христовой, Георгий и иные многие стали живой молитвой о будущем освобождении своих собратьев по вере на исконно христианских землях.
Все выпуски программы Актуальная тема