
Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Евр., 333 зач. (от полу́), XII, 28 — XIII, 8.
Глава 12.
28 Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом,
29 потому что Бог наш есть огнь поядающий.
Глава 13.
1 Братолюбие между вами да пребывает.
2 Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам.
3 Помните узников, как бы и вы с ними были в узах, и страждущих, как и сами находитесь в теле.
4 Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог.
5 Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя,
6 так что мы смело говорим: Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек?
7 Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их.
8 Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же.

Комментирует священник Антоний Борисов.
В течение всей своей истории человечество мечтает о создании идеального общества, построенного на принципах гармонии и равноправия. Одним из первых об идеальном устройстве мира в своем диалоге «Государство» писал греческий философ Платон. После него созданием проектов совершенного общества занимались ещё многие мыслители. О рае на земле говорил, например, Иоахим Флорский, ожидавший наступления эры Духа Святого. Свою «Утопию» увлечённо строил Томас Мор. Об идеальном обществе говорили и создатели коммунистической идеологии, предлагавшие здесь и сейчас основать государство, где все бы довольствовались одинаковыми благами. Как известно, все попытки по строительству идеального общества не увенчались успехом. За исключением одной, пожалуй.
В 30-е-60-е годы первого века по Рождестве Христовом построенное на принципах гармонии и любви к людям сообщество существовало в Иерусалиме. Местные христиане, воодушевлённые проповедью и жизненным примером Христа, решили полностью посвятить себя служению Богу и людям. Отказавшись от частной собственности, они объединились в общину, которая смогла перенести многие испытания. Главным из них стало убийство в 62 году главы общины святого Иакова Праведного. Желавшие разрушения христианской церкви иудейские вожди сбросили епископа с крыши храма Соломона, главного святилища Ветхого Завета. Основы существования христианской общины Иерусалима пошатнулись. Поддержать местных христиан взялся апостол Павел. Он направил в Иерусалим послание, вошедшее в состав Библии под названием Послание к евреям. Отрывок из него читается сегодня утром во время богослужения.
В послании к евреям апостол Павел не только проводит сравнение между христианством и иудаизмом, но также воодушевляет христиан Палестины, призывает их не оставлять высоких и светлых принципов христианской жизни. Павел напоминает, что в основе церковного существования лежит любовь к Богу и людям. Поэтому христиане не должны пренебрегать заботой и добрым участием в жизни окружающих людей. Важное место Павел отводит помощи нуждающимся. Апостол вспоминает, что в облике странников, просивших пищи и приюта, святых древности посещали ангелы и даже Сам Бог. Так, Господь в образе трёх странников посетил праотца Авраама. А Спаситель в Евангелии прямо говорит о том, что, проявляя заботу к нуждающимся, христиане тем самым проявляют любовь к Нему Самому.
Христиане, как утверждает Павел, должны также заботиться о больных и заключённых, быть эталоном супружеской верности, что было не просто в эпоху поздней Античности, времени вседозволенности и половой распущенности. Павел призывает христиан остерегаться сребролюбия, жить скромно, довольствуясь имеющимся. Искреннее и нелицемерное благочестие, с точки зрения апостола, станет для христиан прочной основой жизни, которую не смогут поколебать никакие жизненные неурядицы. Ведь настоящий христианин находится под постоянной защитой Христа, а «Иисус Христос», как говорит в сегодняшнем послании апостол Павел, «вчера и сегодня и вовеки Тот же» и никогда не предаёт верующих в Него.
Конечно, построить идеальное общество на земле невозможно. Мир, в котором нам суждено жить, как говорит о том апостол Иоанн, во зле лежит. А потому многие добрые инициативы испытывают на себе порчу греха. Однако пример древней Иерусалимской церкви смягчает скорбь, возникающую от осознания окружающего несовершенства, и побуждает верить в то, что никакая тьма не может устоять перед Божественной любовью, явленной нам во Христе Иисусе.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема