Третий век после рождества Христова стал для Римской империи временем раздоров. Великое государство, войска которого столетиями наводили страх на окружающие территории, пошатнулось. Кто знает, в чем была причина столь разительной перемены?.. Во главе империи стояли сразу несколько правителей – и каждый из них хотел стать полновластным повелителем Рима. Но пришло время строить новое государство. Каким ему быть – полностью зависело от того, кто станет единым императором…
…Западная часть Римской империи, 306-й год нашей эры…
После смерти западного августа Констанция Хлора царем Галлии и Британии стал его сын, Константин. Воспитанный матерью-христианкой Еленой, он не был таким высокомерным и безжалостным правителем, какими обычно бывали римские императоры. Константин отличался скромностью, а придворные замечали, что он уклонялся от кровавых забав, которые считались традиционным весельем в языческом Риме. При этом август слыл человеком твердым и справедливым, за что его уважали как в народе, так и в армии.
В раздробленной Римской империи было еще два правителя – над восточными провинциями властвовал Максимин Даза, жестокий царь, который заставлял подданных исполнять отвратительные обряды перед языческими богами и ненавидел христиан. А в самом городе Риме всем заправлял император Максенций. Развращенный доставшейся ему властью, он считал казну Рима собственным кошельком, постоянно увеличивал налоги и тратил огромные деньги на развлечения.
Через шесть лет после воцарения Константин, стремясь оградить народ от власти тиранов, выступил в военный поход против Максенция. Но войско того значительно превышало армию Константина. О том, как же победить, когда враг так силен, и думал август, стоя у военного шатра, служившего ему в походе домом.
ПРИБЛИЖЕННЫЙ
Знай, август, мы за тебя готовы головы сложить, лишь бы не опозорить имена предков. Поведи нас в бой – и мы покажем этому проклятому Максенцию, как сражаются римские патриции!
КОНСТАНТИН
Я не сомневаюсь в доблести моих легионов. Но как смотреть в глаза вдов ваших, если мы проиграем? Как мне спасти мои земли от жадного тирана? Вот уже который день я молю Бога открыть мне истину – как победить?
ПРИБЛИЖЕННЫЙ
Какого бога ты просишь о помощи, август? Мой отец считает, что Марс и Квирин – главные покровители славной битвы.
КОНСТАНТИН
Моя мать рассказывала мне о том, что есть лишь единый Бог, как бы мы его ни называли. Его я прошу помочь мне.
ПРИБЛИЖЕННЫЙ
Единый Бог... Смотри, август! Что там происходит на небе?!
КОНСТАНТИН
Что это?! Что за чудеса?! Как будто надпись на солнце! «Сим побеждай»… Это знамение!
ПРИБЛИЖЕННЫЙ
Но… почему свет сложился в форме креста?..
Крест в то время был символом позорной казни. Только христианские священники, почитавшие крест, смогли бы растолковать видение, которое явилось Константину и его войску. Они объяснили августу, что крест станет его защитой и знаменем, под которым он одолеет Максенция.
Так и случилось. Войско императора было разбито, а сам Максенций утонул в Тибре, спасаясь бегством. Рим открыл ворота Константину. Воодушевленный победой и Божьей помощью, новый император Западной части Римского государства издал Миланский эдикт о веротерпимости. С этого момента гонения на христиан прекратились, а римская языческая религия перестала быть официальной. Но главное – Константин вернул христианам отнятые храмы, повелел построить много новых церквей, узаконил христианские таинства. Он запретил казни на кресте, который с тех пор стал личным символом императора. Воскресный день стал общим днем отдыха для всего народа, а воинам и простым людям Константин дал молитву, с которой они бы обращались к Богу. Прошло еще десять лет, и Константин сделался единым римским властителем. Миланский эдикт распространился на всю обширную территорию империи. В скором времени был созван первый Вселенский собор, Никейский, на котором епископы установили основные постулаты христианского вероучения, которые действуют и по сей день.
Константин стал первым христианским императором. Огромные силы он тратил на распространение истинной веры по всей земле. За свою веру в Господа и деяния во имя церкви Константин, прозванный историками Великим, в православной традиции почитается как Святой Равноапостольный царь.
7 июля. О действии Святого Духа

В 1-й главе Евангелия от Луки есть слова о Крестителе Господнем Иоанне: «Не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится ещё от чрева матери своей».
О действии Святого Духа — протоиерей Владимир Быстрый.
Эти слова открывают нам удивительную истину:действие благодати может освещать человеческую природу с самых истоков земного бытия, приготовляя человека к великому служению. Исполнение Духом сформировало всю личность Крестителя: его жизнь в пустыне, строгий аскетизм не были самоцелью, но условием сохранения и возрастания в благодати.
Сила Духа явлена в его пламенной проповеди: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». Его слова, проникая в сердца человеческие, были не мудростью человеческой, но гласом Духа истины. Само крещение в Иордане, крещение покаяния для оставления грехов, было действием того же Духа, призывающего к очищению.
Пред встречей с Мессией святой Дух дал ему глубочайшую прозорливость. Он безошибочно узнал в Иисусе Агнца Божия: «Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира». «Идущий за мной сильнее меня», — сказал он. Сила Духа в Иоанне мощно действовала на весь мир. Люди всех сословий приходили, каялись и крестились. Дух Святой был для Иоанна источником силы и мужества. Он бесстрашно обличал грех царя Ирода, что привело его к мученической кончине.
Итак, жизнь Иоанна Крестителя, от освящения во чреве до мученического венца, есть величайшая икона действия Святого Духа в мире. Он явил полное послушание Богу, пророческую ревность, чистоту и мужество — вот истинные плоды жизни в Духе.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 июля. О духовном пробуждении

В 13-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Наступил уже час пробудиться нам от сна».
О духовном пробуждении — протоиерей Максим Горожанкин.
Если мы внимательно посмотрим на содержание всего послания апостола Павла к римлянам, то увидим, что это чёткий и осознанный призыв римским христианам, обращённым из иудеев, начать вести осознанную, как бы мы сегодня сказали, христианскую жизнь и продолжать дело апостольской проповеди.
Всё послание от начала и до конца проникнуто идеей воскресения Христова: «Христос воскрес, а значит,и мы должны совоскреснуть с Ним». А как же нам совоскреснуть? Естественно, нам необходимо пробудиться от того сна, который нас сковывает. А какой это сон? Это сон — ощущение собственной избранности, это какое-то пленение разума относительно того, что нас спасает исполнение закона ветхозаветного, а не Бог.
И вот апостол Павел призывает своих слушателей, своих будущих учеников, к которым он ещё не дошёл, но скоро придёт, пробудиться от сна и обратиться от Ветхого Завета к Завету Новому. И конечно же, читая сегодня эти слова, мы также должны понимать, что спасает нас не формальное исполнение закона, а живая вера в воскресшего Господа нашего Иисуса Христа.
И дело покаяния — это дело непрестанного пробуждения: пробуждения навстречу Богу, навстречу людям, навстречу самому себе и навстречу каждому человеку, которого мы должны встречать на пути своей жизни как посланного от Господа.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 июля. Об иконографии пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Сегодня 7 июля. Рождество честного славного пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Об иконографии пророка — протоиерей Михаил Самохин.
Первые иконы Иоанна Крестителя, датированные III веком от Рождества Христова, найдены в римских катакомбах. Они изображают пророка аскетом, пустынником.
С XI века начало развиваться житийное направление в иконографии Иоанна Крестителя, включающее разные эпизоды повествования о его жизни, начиная с зачатия Иоанна Предтечи. Эту икону называют «Целованием праведных Захарий» или «Совет Рождества Иоанна Предтечи».
И затем икона «Ангел Пустыни», где он изображается с крыльями, подобно ангелам. Этот образ сложился где-то в конце XIII века. А на Руси с XVI века появился образ Иоанна Крестителя с крыльями, удерживающего в руках евхаристическую чашу с Богомладенцем.
Среди важных образов, конечно же, — это моление святого Иоанна Предтечи в пустыне, образ, на котором пророка изображают вошедшим в возраст и готовящимся приступить к трудам проповеди. Самая распространённая икона с Иоанном Крестителем, конечно, — это «Крещение Господне»,и затем «Усекновение главы Иоанна Предтечи». Сюжет усекновения появляется с X века и основан на VI главе Евангелиста Марка, рассказывающего о страшной судьбе пророка.
Среди сюжетов иконографии — обретение честной главы Иоанна Предтечи, его сошествие в ад, где он запечатлён повествующим о грядущем Мессии, и, конечно, где Иисус предстаёт с Матерью Божией к Спасителю и молится о нас, ведь по церковному преданию именно он вместе с Пресвятой Богородицей будет ходатайствовать о нас и на Страшном суде.
Поэтому будем же молиться Иоанну Крестителю об укреплении и нашей твердости в вере.
Все выпуски программы Актуальная тема