
Фото: Milada Vigerova/Unsplash

Помещица Лариса Васильевна Тиммерман была первым в Азове меценатом в области медицины и женского образования. Сегодня, к сожалению, никто не знает, как выглядела Лариса Тиммерман — не сохранилось ни одного её портрета, ни одного фотоснимка. А сто лет назад Ларису Васильевну в Азове знал практически каждый старик и каждый ребёнок.
Она родилась в Приазовье, в поместье Павловка Ростовского уезда. Когда умер отец, сама стала управлять огромным имением. Хозяйкой была строгой и требовательной, но крепостных своих любила, и крестьяне искренне уважали барыню-благодетельницу.
Лариса Васильевна рано осталась вдовой. По смерти супруга она распродала свои земли и перебралась в Азов, где купила усадьбу. Но наслаждаться одна новым поместьем не захотела. В 1901-ом году Тиммерман обратилась к городским властям с просьбой принять от неё эту усадьбу в дар с условием, что в ней откроют больницу, богадельню и лечебницу. Лариса Васильевна, у которой было слабое здоровье, но имелись средства на лекарства и докторов, всей душой сочувствовала тем, кто не мог позволить себе дорогостоящее лечение. Тиммерман захотела помочь беднякам и открыть для них хорошие медицинские заведения.
Город дар помещицы принял. Спустя два года в Азове открылась больница на двадцать кроватей, из которых пять носили имя благотворительницы и содержались на её деньги. Лариса Васильевна ежегодно вносила на эти цели 17 с половиной тысяч рублей. В двух залах барского дома она оборудовала операционную и перевязочную. Богадельню на 18 человек разместила в подвальном этаже. А лечебницу открыла в одной из пристроек. Мама Ларисы Васильевны завещала дочери небольшой капитал. Проценты с него Тиммерман раздавала бедным горожанам каждое Рождество.
Большую часть своих личных сбережений она тоже отдала на благие дела. Построила женское приходское училище и женскую гимназию. Материально поддерживала учениц, чьи родители не могли вносить плату за учение дочерей. В Азове говорили, что Лариса Васильевна, у которой не было родных детей, всю свою нерастраченную материнскую нежность перенесла на чужих, и почтительно называли Тиммерман «матерью-жертвовательницей».
Долгое время Лариса Васильевна серьёзно болела. Но заботясь о других, о своём здоровье она думала мало. В 1905-ом году Тиммерман разбил паралич. Благотворительница скончалась в возрасте 66-ти лет. Проститься с ней пришёл весь Азов. Спустя четыре года, исполняя последнюю волю Ларисы Васильевны, в городе построили женское епархиальное училище. Так что щедрые дары Тиммерман продолжали «работать» и после её смерти, помогая тем, кто не имел возможности себя учить, лечить, содержать.
А вот память о благотворительнице, как ни странно, быстро стёрлась. В 1912-ом году в газете «Голос Приазовья» появилась заметка, автор которой призывал власти обратить внимание на запущенную могилу Ларисы Васильевны: «Сиротливо, без креста и без памятника стоит могила щедрой жертвенницы. Великолепная гимназия, больница, громадный капитал и бескрестная заброшенная могила... О люди! Неужели вы можете спокойно взирать на это? Спокойно лечиться в подаренной больнице, спокойно учить детей в гимназии, когда прах благородного человека не отмечен даже самым обыкновенным знаком христианства — крестом?». Автор статьи подписался псевдонимом Набат. Его отчаянный призыв был услышан и на могиле Ларисы Тиммерман в ограде Успенской церкви установили памятник — красивый, величественный крест, высотой в два с половиной метра. А одну из улиц Азова переименовали в Тиммермановскую.
15 сентября. О примере глубокой веры

В 5-й главе Евангелия от Марка есть слова кровоточивой женщины о Христе: «Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею».
О примере глубокой веры — игумен Назарий (Рыпин).
Перед нами трагедия человеческой жизни, потому что эта женщина не могла много лет исцелиться. По закону, она не имела права в этом состоянии никому прикасаться, хотя эта кровь была уже не тем очищением, которое происходит циклично в жизни каждой женщины в определённом возрасте, репродуктивном, а было уже именно болезненно с течением крови, как рана кровоточит.
И поэтому она, конечно же, в несколько ином состоянии была, но всё равно, по закону, она не имела права прикасаться ни к кому. Но здесь она, видя перед собой Спасителя и имея глубокую веру, сама себе сказала, что «если только прикоснусь, то выздоровею». И именно поэтому она прикасается ко Христу.
И Господь свидетельствует об этой вере её, когда Он увидел, то есть почувствовал силу, исшедшую из Него, как сказано в Евангелии, стал оглядываться для того, чтобы её веру объявить перед другими. Не потому, что Он не знал, кто это, Он прекрасно знал, но Он это сделал с тем, чтобы она стала видна и известна всем, как в пример и апостолам, и окружавшим его людям.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 сентября. О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности

Во 2-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа».
О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности — игумен Лука (Степанов).
Для ветхозаветного человека было очень важно понятие праведности. Эта праведность достигалась, по их убеждению, исполнением божественных повелений. Те установления, заветы, которые были заключены Богом с Израилем, были облечены в определённые запреты или предписания. И от исполнения их и надеялись иудеи получить свидетельство своей праведности и принадлежности к богоизбранному народу и к вечному царству грядущего Мессии.
А вот новозаветные времена объявляют другой закон праведности. Не могли ни ветхозаветные жертвы животных, ни наблюдение каких-либо дней, когда надлежало что-либо делать или чего-либо не делать, сообщить душе святость. И является эта возможность только во Христе Спасителе.
Вера во Христа и благодать, даруемая Им Его ученикам и верующим в Него, оказывается способной к преображению человека и, таким образом, сообщению ему подлинной праведности. Потому и слова апостола Павла отсекают, как уже бесполезные дела закона, и утверждают необходимым для человека веру в Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 сентября. О почитании Калужской Иконы Божией Матери

Сегодня 15 сентября. День памяти Калужской Иконы Божией Матери.
О её почитании — священник Захарий Савельев.
Пресвятая Богородица изображена в момент чтения. И действительно, это особенный образ Божией Матери, ведь даже на этой иконе виден процесс чтения. И, в общем, этот образ являет собой наказ читать, наказ просвещаться и, самое главное, конечно же, молиться. То есть такое чудотворное изображение Престо-Богородицы учит нас и труду, и молитве.
В наше непростое время образ Престо-Богородицы посетил всю Калужскую землю. В самые тяжёлые моменты истории нашего государства этот образ защищал калужан. Это случалось и во время 1812 года. Во время холеры в конце XIX века этот образ Божией Матери также избавил Калугу от этого страшного поветрия.
И в наше сегодняшнее непростое время также Пресвятая Богородица своим молитвенным заступничеством и чудом, явленным в этом иконографическом изображении, не оставляет верующие сердца и, опять же, призывает нас всех молиться, трудиться и просвещаться.
Все выпуски программы Актуальная тема