Лондонский банкир средней руки Фрэнсис Бердетт потерял покой и сон. С его лица не сходило озабоченное выражение, а на лбу залегли глубокие морщины. «Что стряслось, старина? — участливо спрашивали его друзья и знакомые. — Плохо идут дела, или, может, упаси Боже, тебя обманули вкладчики?» Но ни то, ни другое не беспокоило мистера Бердетта. Бизнес его приносил, хоть и небольшой, но стабильный заработок, а клиенты банка, в котором он владел маленькой долей капитала, были людьми исключительно порядочными...
Думы мистера Бердетта омрачало беспокойство совсем другого рода. Его дочери, его любимой Анжеле, недавно исполнилось двадцать три, а она всё ещё не вышла замуж! В своих мечтах мистер Бердетт видел дочь супругой герцога, или, на худой конец, виконта. Но это были лишь мечты. Приданого достойного подобной партии, он дать за дочерью, увы, не мог. На досуге мистер Бердетт даже перечитал роман «Гордость и предубеждение» Джейн Остин, с досадой отметив, что с героем этого произведения — отцом пяти дочек-бесприданниц мистером Беннетом — его роднит не только схожесть фамилий...
Но грустить мистеру Бердетту суждено было недолго. Случилось невероятное — в одночасье его Анжела стала богатейшей невестой Британии! Богатство пришло, откуда не ждали: дальняя родственница завещала девушке все свои миллионы, земли и драгоценности! Герцоги и виконты из отцовских мечтаний немедленно материализовались и стали предпринимать попытки завладеть богатым приданым.
Однако рассудительная девушка с выбором жениха не торопилась. Внезапно ей открылись широкие перспективы, которые при её теперешнем независимом положении могло дать такое богатство. Нет, она не собиралась устраивать шикарные приёмы и коллекционировать платья и экипажи. Анжела решила разделить своё изобилие с теми, у кого денег порой не хватало даже на тарелку овсянки на воде. Так в истории Англии появилась великая благотворительница — Анжела Бердетт-Коутс.
К ней мог обратиться любой, кого преследовала нужда, кому нечего было есть и не во что было одеться. Каждый день Анжела получала более трёхсот писем с просьбами о помощи — каждое из них она внимательно прочитывала и всегда откликалась на беды совершенно не знакомых ей людей.
Лондонская знать недоумевала: фешенебельному, аристократическому Вест-Энду леди Бердетт-Коутс явно предпочитала Ист-Энд — район бараков, бедноты и нищих. Именно там, в тысяча восемьсот пятьдесят девятом году, она построила фабрику для женщин-инвалидов, преимущественно — калек, которых из-за увечий не брали работу. На фабрике Анжелы Бердетт-Коутс они получили возможность за приличную зарплату трудиться на несложном производстве. Работницы были обеспечены бесплатным питанием. Скольких несчастных спасла эта фабрика от голода и необходимости просить милостыню на улицах!
Спустя два года в квартале Спитафилдс заработала швейная школа. Любая девушка могла совершенно бесплатно обучиться здесь всем премудростям шитья, чтобы впоследствии зарабатывать себе на хлеб честным трудом. Школу открыла и содержала за свой счёт Анжела Бердетт-Коутс.
Впоследствии Анжела вышла замуж за американца Вильяма Бардлета, но детей у неё не было. Своими детьми она называла всех сирот и беспризорников Лондона, для которых в тысяча восемьсот восемьдесят третьем году учредила Общество противодействия жестокому обращению с детьми. Общество состояло из приюта, где оказавшиеся на улице малыши обретали кров, фабрики, где старшие имели возможность достойно трудиться, и столовой для обездоленных детей с бесплатными завтраками, обедами и ужинами.
Анжела не уставала повторять, что её богатство было послано ей самим Господом специально для того, чтобы она могла помогать другим. В благодарность Богу она заказала для колокольни собора Святого Павла несколько колоколов, а на улице Рочестер-роу построила церковь святого Стефана Первомученика.
Её обширная благотворительная деятельность привлекла внимание писателя Чарльза Диккенса, известного своим неравнодушным отношением к положению бедняков. Он вдохновил Анжелу Бердетт-Коутс на создание рабочего городка — района комфортабельного и, что немаловажно, совершенно бесплатного жилья для малоимущих. Ещё одним их совместным проектом был знаменитый «Коттедж Урания» — «Небесный дом», где нашли приют сотни женщин, решивших покончить с порочной профессией «жриц любви» и начать новую жизнь.
В благодарность за дела милосердия, Диккенс посвятил Анжеле Бердетт-Коутс новый роман «Жизнь и приключения Мартина Чеззлвита». По достоинству оценила деятельность своей подданной и королева Виктория — она пожаловала Анжеле титул баронессы и звание почётного гражданина Лондона. Бердетт-Коуттс была первой женщиной в Англии, удостоившейся столь высокой чести.
Бзоба. Вербное воскресенье в Грузии
Грузия — страна, принявшая христианство в глубокой древности. Первые христиане появились в Иверии, древней Грузии, еще в первом веке. В четвертом веке стараниями святой Нины христианство стало государственной религией.
Грузинская Церковь имеет множество древних и самобытных традиций. Некоторые из них существуют с древних времен, некоторые — возникли относительно недавно, но также полюбились православным грузинам и прочно вошли в церковную жизнь. Ярким примером гармоничного сосуществования древних и новых церковных традиций в Грузии является праздник Входа Господня в Иерусалим или Вербное воскресение.
В Грузинской Церкви Вербное воскресение именуется бзоба. Такое название возникло благодаря определенному виду растения. Если в России в день Входа Господня в Иерусалим принято приходить в храм с веточкой вербы, то грузины приносят с собой бзу или иначе колхидский самшит. Колхидский самшит — это вечнозеленое растение, кустарник с плотными овальными листьями. Самшит иначе именуется кавказской пальмой. Во время Входа в Иерусалим люди встречали Христа с пальмовыми ветвями в руках. В России пальма не растет, ее заменила верба. Православные грузины приносят на праздник с собой в храм свой вид пальмы — самшит.
Недавно данная традиция оказалась на грани исчезновения. Колхидский самшит из-за климатических изменений, а также активизации паразита «Самшитовой огнёвки» стал исчезать и был занесен в красную книгу растений. Патриарх-Католикос Грузии Илия 2-ой, узнав об этом, благословил приносить в храм на праздник Бзоба ветви самшита только тем грузинам, которые посадили куст самшита рядом с домом. Тому же, кто этого сделать не успел, ветку самшита дают непосредственно в храме во время праздничного богослужения. Накануне службы храмовые работники бережно срезают ветви самшита в специальных питомниках и делают это с разрешения экологов.
Обычно в день Бзобы рядом с большими храмами и монастырями проходят ярмарки саженцев бзы — самшита. Каждый желающий может купить саженец и посадить его рядом с домом, тем самым не дав знаменитому растению окончательно исчезнуть. Таким образом, в Грузии сегодня стремятся сохранить древнюю церковную традицию и улучшить состояние природной среды.
Еще одна традиция Бзобы связана с историей грузинского языка. Накануне Вербного воскресенья празднуется Лазарева суббота, день, когда Православная Церковь вспоминает чудо воскрешения Лазаря, друга Иисуса Христа. По благословению Патриарха-Католикоса Илии 2-го с 1985 года Лазарева суббота считается днем грузинского языка. По словам Патриарха Илии, грузинский язык много раз оказывался на грани исчезновения, но всегда возрождался, воскресал подобно Лазарю и по милости Божией продолжает существовать.
Все выпуски программы Вселенная православия
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла
Флп., 247 зач., IV, 4-9.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как научиться радоваться этой жизни? Что необходимо сделать, чтобы ощущение счастья всегда наполняло наше сердце? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 4-й главы послания апостола Павла к Филипийцам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 4.
4 Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.
5 Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко.
6 Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом,
7 и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.
8 Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.
9 Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, и Бог мира будет с вами.
Отрывок, который только что прозвучал, написан апостол Павлом во время заточения. Учитывая это, слова, которыми начинается отрывок, очень примечательны. Обращаясь к христианам города Филиппы, Павел призывает их радоваться.
Радость, о которой говорит апостол, не имеет ничего общего с теми состояниями, которые мы привыкли обозначать этим словом. Это не сентиментальные переживания, не эмоциональное возбуждение, не чувственный восторг. Сам апостол определяет эту радость как «мир Божий, который превыше всякого ума». Иными словами, это Божественная благодать, которая соединяет наше сердце с Богом, даёт нашей душе мир, покой и безмятежность. Это состояние, источник которого коренится намного глубже наших эмоций и мыслей. Парадоксальным образом, человек может быть носителем этой радости, хотя внешне испытывать физический дискомфорт и даже душевные терзания.
И сам апостол является живым свидетельством того, что это не пустые слова. На личном опыте он переживает то, к чему призывает. Ведь посмотрите, Павел находится в римской тюрьме в ожидании решения его участи императором. Обстоятельства весьма стеснённые и скорбные. Под угрозой сама жизнь апостола. Ведь, возможно, приговор будет смертным. Как простому человеку Павлу, безусловно, страшно. Он испытывает телесные и душевные муки. Однако у него хватает сил воспринимать всё происходящее вокруг с миром. В нём нет сопротивления и борьбы. Он не грозит своим обидчикам небесными карами, не проклинает их, не требует справедливости, никому ничего не доказывает, не оправдывается. Он видит во всех этих событиях руку Божию. Ведь ни один волос не упадёт с головы тех, кто служит Христу, случайно. Так Господь говорит в Своём Евангелии.
Как же Павел достиг такого состояния? Как нам получить эту силу? Опять же приглядимся к образу апостола. Всё, о чём он думает, — как бы хоть чем-то послужить своим ближним. Он весь сосредоточен на исполнении Евангельской заповеди Христа. Заповеди о жертвенном служении. Остальное его интересует лишь постольку-поскольку. Поэтому он и призывает своих адресатов: «Не заботьтесь ни о чём». То есть не думайте, что то, к чему вы стремитесь в своей жизни, наполнит вас и принесёт вам подлинную радость. Все вещи преходящи. Сегодня они дарят нам эмоциональное возбуждение, а завтра ввергают в пучину уныния и депрессии. А потому не зацикливайтесь ни на людях, ни на вещах, ни на эмоциях. Не вовлекайтесь в них. Не посвящайте этому всю свою жизнь. Ваше внимание должно быть всецело сосредоточено на Христе, на поиске Его воли, на исполнении Его заповедей. Поэтому апостол Павел и говорит: «Кротость ваша да будет известна всем человекам». Вот тогда Господь наполнит ваше сердце благодатью, откроет в нём источник подлинной радости. Эта радость не вероломна. Она не оставит и не предаст. И тем более никто и никогда не сможет у нас её отнять.