
Фото: Jamie Wheeler/Unsplash

Лондонский банкир средней руки Фрэнсис Бердетт потерял покой и сон. С его лица не сходило озабоченное выражение, а на лбу залегли глубокие морщины. «Что стряслось, старина? — участливо спрашивали его друзья и знакомые. — Плохо идут дела, или, может, упаси Боже, тебя обманули вкладчики?» Но ни то, ни другое не беспокоило мистера Бердетта. Бизнес его приносил, хоть и небольшой, но стабильный заработок, а клиенты банка, в котором он владел маленькой долей капитала, были людьми исключительно порядочными...
Думы мистера Бердетта омрачало беспокойство совсем другого рода. Его дочери, его любимой Анжеле, недавно исполнилось двадцать три, а она всё ещё не вышла замуж! В своих мечтах мистер Бердетт видел дочь супругой герцога, или, на худой конец, виконта. Но это были лишь мечты. Приданого достойного подобной партии, он дать за дочерью, увы, не мог. На досуге мистер Бердетт даже перечитал роман «Гордость и предубеждение» Джейн Остин, с досадой отметив, что с героем этого произведения — отцом пяти дочек-бесприданниц мистером Беннетом — его роднит не только схожесть фамилий...
Но грустить мистеру Бердетту суждено было недолго. Случилось невероятное — в одночасье его Анжела стала богатейшей невестой Британии! Богатство пришло, откуда не ждали: дальняя родственница завещала девушке все свои миллионы, земли и драгоценности! Герцоги и виконты из отцовских мечтаний немедленно материализовались и стали предпринимать попытки завладеть богатым приданым.
Однако рассудительная девушка с выбором жениха не торопилась. Внезапно ей открылись широкие перспективы, которые при её теперешнем независимом положении могло дать такое богатство. Нет, она не собиралась устраивать шикарные приёмы и коллекционировать платья и экипажи. Анжела решила разделить своё изобилие с теми, у кого денег порой не хватало даже на тарелку овсянки на воде. Так в истории Англии появилась великая благотворительница — Анжела Бердетт-Коутс.
К ней мог обратиться любой, кого преследовала нужда, кому нечего было есть и не во что было одеться. Каждый день Анжела получала более трёхсот писем с просьбами о помощи — каждое из них она внимательно прочитывала и всегда откликалась на беды совершенно не знакомых ей людей.
Лондонская знать недоумевала: фешенебельному, аристократическому Вест-Энду леди Бердетт-Коутс явно предпочитала Ист-Энд — район бараков, бедноты и нищих. Именно там, в тысяча восемьсот пятьдесят девятом году, она построила фабрику для женщин-инвалидов, преимущественно — калек, которых из-за увечий не брали работу. На фабрике Анжелы Бердетт-Коутс они получили возможность за приличную зарплату трудиться на несложном производстве. Работницы были обеспечены бесплатным питанием. Скольких несчастных спасла эта фабрика от голода и необходимости просить милостыню на улицах!
Спустя два года в квартале Спитафилдс заработала швейная школа. Любая девушка могла совершенно бесплатно обучиться здесь всем премудростям шитья, чтобы впоследствии зарабатывать себе на хлеб честным трудом. Школу открыла и содержала за свой счёт Анжела Бердетт-Коутс.
Впоследствии Анжела вышла замуж за американца Вильяма Бардлета, но детей у неё не было. Своими детьми она называла всех сирот и беспризорников Лондона, для которых в тысяча восемьсот восемьдесят третьем году учредила Общество противодействия жестокому обращению с детьми. Общество состояло из приюта, где оказавшиеся на улице малыши обретали кров, фабрики, где старшие имели возможность достойно трудиться, и столовой для обездоленных детей с бесплатными завтраками, обедами и ужинами.
Анжела не уставала повторять, что её богатство было послано ей самим Господом специально для того, чтобы она могла помогать другим. В благодарность Богу она заказала для колокольни собора Святого Павла несколько колоколов, а на улице Рочестер-роу построила церковь святого Стефана Первомученика.
Её обширная благотворительная деятельность привлекла внимание писателя Чарльза Диккенса, известного своим неравнодушным отношением к положению бедняков. Он вдохновил Анжелу Бердетт-Коутс на создание рабочего городка — района комфортабельного и, что немаловажно, совершенно бесплатного жилья для малоимущих. Ещё одним их совместным проектом был знаменитый «Коттедж Урания» — «Небесный дом», где нашли приют сотни женщин, решивших покончить с порочной профессией «жриц любви» и начать новую жизнь.
В благодарность за дела милосердия, Диккенс посвятил Анжеле Бердетт-Коутс новый роман «Жизнь и приключения Мартина Чеззлвита». По достоинству оценила деятельность своей подданной и королева Виктория — она пожаловала Анжеле титул баронессы и звание почётного гражданина Лондона. Бердетт-Коуттс была первой женщиной в Англии, удостоившейся столь высокой чести.
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
1000 мешков цемента для храма Казанской иконы Божией Матери в селе Курба

Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Курба Ярославской области – уникальный памятник русского зодчества, построенный в 1770 году и чудом устоявший до наших времён. Он выделяется своей необычной архитектурой и древними росписями ярославских мастеров. Всего сохранилось более 350 фресок!
Уцелела и местная святыня – чудотворная Казанская икона Божией Матери, написанная в 17 веке. В 20 столетии, во время гонений на церковь, жители села Курба спрятали икону на местном кладбище, там она пролежала 2 года. А потом образ Божией Матери стал переходить из дома в дом. Так, благодаря людской заботе он сохранился. Сейчас икона находится в храме в соседнем селе. К ней в надежде на помощь стекаются десятки верующих. Когда Казанский храм восстановят, святыня вернётся домой.
Возрождением Курбской церкви занимается фонд «Белый ирис». Стараниями фонда и всех неравнодушных людей она обрела новую жизнь. Был разработан проект реставрации и проведена полная консервация: установлена временная кровля, заколочены щитами окна и двери. Всё это помогает задержать разрушение храма и защищает его от снега и дождя.
Своё 255-летие святыня встречает новым этапом восстановления – фонд начинаетдолгожданную реставрацию! Основа любого здания – это фундамент, именно с его укрепления стартуют работы. На это потребуется около 300 тонн цемента. Как только установится тёплая погода, мастера-реставраторы примутся за дело. 681 рубль – столько стоит один мешок цемента вместе с транспортными расходами. Фонд «Белый ирис» ведёт сбор на первую тысячу мешков.
Присоединяйтесь к помощи уникальному Казанскому храму. Сделать благотворительный взнос на мешок цемента можно на сайте фонда.