
Жил на свете жестокий и коварный царь.
Все подданные — от мала до велика — его боялись. А сам царь страшился только одного: старости. И всех людей, у кого появлялась седина, он велел в тюрьму отправлять, чтобы настроение ему не портили.
Толпы просителей осаждали царский дворец, умоляя выпустить из заточения их матерей, отцов, жён и мужей.
Наконец, надоело царю слушать бесконечные жалобы, и он объявил народу о своей великой милости: если кто-то в течение ста дней сумеет достать лежащий на дне озера золотой кувшин, то он отпустит всех стариков.
Множество храбрых и сильных юношей съехались на обрывистый берег озера, на дне которого сквозь чистую, прозрачную воду хорошо был виден кувшин с тонким горлышком и выгнутой ручкой. Но ни одному из ныряльщиков не удалось его достать.
На сотый день настала очередь последнего храбреца по имени Аскер.
Этот парень сильно любил своего старого отца, и спрятал его от царского гнева в горах. Накануне испытания, Аскер, как обычно, тайком пробрался в пещеру и принёс отцу еду, только был он той ночью непривычно задумчив и печален. Почему золотой кувшин никому не даётся в руки? Может быть, он заколдованный?
Старик выслушал рассказ сына и глубоко задумался.
— Скажи мне, сынок, — спросил он, — а не стоит ли на берегу озера, в том месте, откуда виден кувшин, какое-нибудь дерево?
— Да, отец, — ответил юноша, — над обрывом стоит большое, раскидистое дерево.
— А вспомни-ка хорошенько, не в тени ли этого дерева виден кувшин?
— Именно так, отец, — кивнул Аскер.
— Ну, так слушай меня, сынок, — сказал старик. — Заберись на это дерево, и ты найдёшь среди его ветвей золотой кувшин. Тот кувшин, который виден в воде — только его отражение.
На следующий день Аскер вместо того, чтобы нырять в воду, полез на дерево над обрывом, и, действительно, нашёл на нём тот самый золотой кувшин с тонким горлышком и выгнутой ручкой.
— Неужели ты сам додумался, как его достать? — спросил царь, когда юноша принёс ему кувшин.
— Сам бы я ни за что не догадался, — признался Аскер, — Мой старый отец, которого я укрыл от твоего гнева, подсказал мне, где искать золотой кувшин.
Крепко задумался царь.
— Как же так? Выходит, один старик угадал то, до чего не смогли додуматься девяносто девять юношей? — сказал он удивлённо. — Похоже, вместе с сединами к человеку приходит мудрость, а она дорогого стоит.
В тот же день царь велел отпустить из темницы всех стариков и окружил их почётом и уважением, чего и нам всем желаем.
(по мотивам адыгейской народной сказки)
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (03.06.2025)
Деяния святых апостолов

Деян., 46 зач., XXI, 26-32.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В наши дни христианство и иудаизм разделяет стена, которую, как кажется, невозможно преодолеть человеческими усилиями. Однако так было не всегда, и христиане осознали себя отдельной от иудаизма религиозной общностью далеко не сразу. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит весьма любопытный отрывок из 21-й главы книги Деяний святых апостолов, в нём повествуется о тех действиях апостола Павла, которые сегодня абсолютно невозможны в христианской среде.
Глава 21.
26 Тогда Павел, взяв тех мужей и очистившись с ними, в следующий день вошел в храм и объявил окончание дней очищения, когда должно быть принесено за каждого из них приношение.
27 Когда же семь дней оканчивались, тогда Асийские Иудеи, увидев его в храме, возмутили весь народ и наложили на него руки,
28 крича: мужи Израильские, помогите! этот человек всех повсюду учит против народа и закона и места сего; притом и Еллинов ввел в храм и осквернил святое место сие.
29 Ибо перед тем они видели с ним в городе Трофима Ефесянина и думали, что Павел его ввел в храм.
30 Весь город пришел в движение, и сделалось стечение народа; и, схватив Павла, повлекли его вон из храма, и тотчас заперты были двери.
31 Когда же они хотели убить его, до тысяченачальника полка дошла весть, что весь Иерусалим возмутился.
32 Он, тотчас взяв воинов и сотников, устремился на них; они же, увидев тысяченачальника и воинов, перестали бить Павла.
К сожалению, только что прозвучавший отрывок книги Деяний не совсем полон: в нём нет рассказа о начале той истории, которая закончилась народными волнениями в Иерусалиме и попытками убить апостола Павла. Начало же этой истории совсем не такое, как можно было бы предположить: Павел, придя в Иерусалим, направился к апостолу Иакову, и от Иакова он услышал в свой адрес обвинения в том, что он — Павел — «всех Иудеев, живущих между язычниками, учит отступлению от Моисея, говоря, чтобы они не обрезывали детей своих и не поступали по обычаям» (Деян. 21:21). Книга Деяний не сохранила ответных слов апостола Павла, но она сохранила другое: предложение то ли самого апостола Иакова, то ли его священников нарочито соблюсти закон Моисея — пройти дни очищения, принести жертву, взяв при этом на себя издержки за четырёх других братьев (см. Деян. 21:23–24). Павел сделал так, как ему было сказано, очевидно, он признавал авторитет апостола Иакова, да и любому человеку есть в чём каяться, ведь иудейский обряд очищения — это всего лишь одна из множества возможных форм покаянного делания.
Однако все эти действия не помогли апостолу Павлу успокоить своих собратьев-евреев: они по-прежнему обвиняли его в подстрекательстве к пренебрежению законом Моисея и в том, что он ввёл в Иерусалимский храм необрезанного человека. Правда, это были уже не иерусалимские христиане, а не верующие во Христа иудеи.
Впрочем, любопытна здесь не реакция толпы, которая подчиняется не закону разума, а закону стадных инстинктов, любопытен здесь сам апостол Павел, а также те христиане, которые не видели никакой проблемы в том, чтобы, веруя во Христа, продолжать исполнять обрядовый закон иудаизма. Конечно же, у них были для этого весомые основания — пример Самого Спасителя, Который не требовал, чтобы Его последователи отказывались от иудейского обряда, более того, Он Сам в этом смысле был благочестивым иудеем, и неудивительно, что апостолы следовали Его примеру.
С течением времени стало понятно, что действия Христа не были тем эталоном, к которому необходимо стремиться, и продиктованы они были Его нацеленностью на проповедь иудеям. Сами же не уверовавшие во Христа иудеи сделали всё ради того, чтобы христиане начали ощущать себя никак не связанными с иудейским обществом и его законами. Окончательно же эта связь разорвалась после разрушения Иерусалимского храма, Бог, попустив эту трагедию, ясно указал на место закона Ветхого Завета в новозаветную эпоху.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Церковная горячая линия «Милосердие» помогает в самых разных ситуациях

Александр Семёнович — врач из небольшого города в Ивановской области. В медицине мужчина 48 лет, большую часть жизни он посвятил работе в онкодиспансере. За столько времени врач-реаниматолог спас многих людей. Но однажды помощь понадобилась ему самому. Александр Семёнович заболел, у него обнаружили опухоль головного мозга. Из-за неё пришлось оставить операционную. Но несмотря на диагноз Александр Семёнович из медицины не ушёл. Теперь он работает в хосписе, помогает неизлечимым пациентам — облегчает симптомы их болезни.
Сам мужчина вынужден каждый день принимать лекарство, которое сдерживает рост опухоли. Курс препарата на месяц превышает зарплату врача из глубинки, а прерывать терапию нельзя. Оказавшись в такой непростой ситуации, Александр Семёнович решил обратиться за поддержкой. И позвонил на горячую линию церковной социальной помощи «Милосердие» 8 800 70 70 222. Это благотворительный проект Русской Православной Церкви — круглосуточная служба, куда можно обратиться в любой ситуации. Сотрудники горячей линии при поддержке благотворителей собрали средства и закупили необходимый для врача препарат на полгода вперёд.
Сейчас Александр Семёнович продолжает трудиться в хосписе, уже не переживая о том, где взять деньги на лекарство. Он рад, что может продолжать своё служение — оказывать людям из глубинки профессиональную медицинскую помощь.
Ежедневно на горячую церковную линию «Милосердие» поступают сотни обращений. Вы можете поддержать проект и тоже стать творцом добрых дел. Для этого переходите на церковную платформу «Поможем», и пусть хороших историй будет больше!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов