
Светлана Бакулина
В светской беседе считается дурным тоном обсуждение проблем здоровья, политики и религии. И все-таки в разговорах с верующими люди далекие от веры, как правило поднимают тему церкви. И один разговор похож на другой.
Люди перечисляют формальные причины, почему не ходят в храм. Звучат они тоже одинаково: «на меня не так посмотрели, бабушки мне сделали замечание, не нравится священник, свечи дорого стоят, ну или храм не на том месте стоит.»
Таких причин я слышала сотни, но предпочитала избегать дискуссий. Правда один случай был исключительным.
На дне рождения подруги собралось много гостей. Парень за столом напротив весь вечер подбирал темы для разговора и под конец дня, кажется изрядно устал. Он повернулся ко мне и со взглядом глубокого философа спросил:
«Ну, вот скажи мне, Светлана. Зачем люди ходят в храм?».
«А зачем ходишь ты?» — решила я для начала уточнить у собеседника.
Дальше Сергей, так звали молодого человека, рассказал мне десятки уже известных версий почему ходить он перестал. Как разочарован, как ему не нравятся священники и как ему сделали несколько замечаний, а он даже не понял за что.
С какой-то неподдельной искренностью и интересом он задал вопрос. Мне захотелось ответить:
— Сергей...Ты посещаешь больницы или поликлиники?
— Ну, да.
— Если тебе не нравится одна поликлиника, ты же можешь пойти записаться в другую?
— Могу
— Врач не обязательно должен тебе нравится как человек, его причёска или форма одежды, но согласись, это не отменяет того, что он врач. У него есть профессиональные знания, опыт и медицинское образование.
Ты, конечно, можешь заняться самолечением, но можешь также неверно определить диагноз и запустить процесс болезни. В итоге всё равно обратишься к врачу. Ведь он подберет курс лечения подходящий именно тебе. Лучший способ — это вообще профилактика болезней и регулярное наблюдение у врача. Ну, а пациенты в очереди всегда тебе нравятся? Сомневаюсь. А они тоже болеют и пришли за рецептом.
Сергей молчит и улыбается. Я продолжаю:
— Хорошо. а в школе ты все предметы любил?
— Нет, не все, конечно!
— И учителей наверняка тоже не всех слушал?
— Ну, естественно.
— Но ведь не бросил школу?
— Нет
«Церковь — это школа и больница Бога». — так часто говорит один уважаемый мною епископ Городецкий и Ветлужский Августин (Анисимов). Наш Владыка.
Школа — потому что учимся и с каждым годом, получаем больше знаний. Согласись, нельзя прийти в первый класс и за год сдать программу 11-го. И это нормально, что ты приходишь и первое время многое не понимаешь в храме. Но ведь есть, у кого спросить. Всё приходит со временем, если ты имеешь интерес к учёбе.
Больница — потому, что больная душа находит лечение и утешение. Она получает соответствующие рекомендации и подходящие ей лекарства. Здесь есть много проверенных годами, тысячелетиями лекарств: исповедь, молитва, причастие, соборование и другие. Таких дома нет.
Сергей задумчиво ответил: «Может быть...»
Спустя пару месяцев после той вечеринки, мне позвонила подруга и спросила не планирую ли я в эти выходные поехать в храм. Я ответила, что неделя у меня не задалась. Пропустила сроки сдачи отчётов по проекту, не успела проконтролировать персонал на работе. Они опоздали, а я за это получила выговор. Пока пыталась успеть доделать работу, не отвечала на звонки от мамы. Она успела обидеться и в письменной форме об этом мне сообщить. В общем никак не складывается у меня в этот раз ничего. Ничего не хочу. Настроения никакого.
— Собирай портфель, ученик! Едем в школу учиться. А по дороге возьмём в больнице рецепт от всех твоих болезней — раздался бодрый и весёлый мужской голос в трубке телефона, я узнала Сергея — через пару часов заедем за тобой, собирайся, поедем в храм, сама же приглашала!
Я улыбнулась. Как же вовремя был этот звонок. Ещё пару минут назад я совсем впала в уныние, а уже сейчас появилась такая поддержка и вернулась бодрость. Долго сомневаться не стала. Пошла собирать «портфель».
Все выпуски программы Частное мнение
Псалом 59. Богослужебные чтения

Как вы думаете, важен ли для Бога... суверенитет той или иной земли? Чтобы ответить на вопрос, давайте послушаем 59-й псалом Давида, который читается сегодня в храмах за богослужением.
Псалом 59.
1 Начальнику хора. На музыкальном орудии Шушан-Эдуф. Писание Давида для изучения,
2 когда он воевал с Сириею Месопотамскою и с Сириею Цованскою, и когда Иоав, возвращаясь, поразил двенадцать тысяч Идумеев в долине Соляной.
3 Боже! Ты отринул нас, Ты сокрушил нас, Ты прогневался: обратись к нам.
4 Ты потряс землю, разбил её: исцели повреждения её, ибо она колеблется.
5 Ты дал испытать народу Твоему жестокое, напоил нас вином изумления.
6 Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины,
7 чтобы избавились возлюбленные Твои; спаси десницею Твоею и услышь меня.
8 Бог сказал во святилище Своём: «восторжествую, разделю Сихем и долину Сокхоф размерю:
9 Мой Галаад, Мой Манассия, Ефрем крепость главы Моей, Иуда скипетр Мой,
10 Моав умывальная чаша Моя; на Эдом простру сапог Мой. Восклицай Мне, земля Филистимская!»
11 Кто введёт меня в укреплённый город? Кто доведёт меня до Эдома?
12 Не Ты ли, Боже, Который отринул нас, и не выходишь, Боже, с войсками нашими?
13 Подай нам помощь в тесноте, ибо защита человеческая суетна.
14 С Богом мы окажем силу, Он низложит врагов наших.
Уже слышу вопрос: а причём тут вышеупомянутый «суверенитет»? Если этот вопрос у вас возник, значит, вы... плохо слушали псалом! Иначе было бы просто невозможно удивиться, с какой настойчивостью, упорством и — я бы даже сказал, удовольствием! — перечисляет Бог земли, которыми стал владеть Его народ. В этих словах легко прочитывается ровно такая же гордость, как, например, у родителя, когда он перед друзьями начинает перечислять заслуги своего ребёнка — какие олимпиады выиграл, какие места занял, от кого получил благодарности и другие знаки признания.
Но псалом открывает перед нами ещё большую глубину — на которую обращает внимание философ Серен Кьеркегор. Цитируя образ «сапога» — который Бог «простирает» на Едом — этот философ говорит о нём как о «знаке собственности», делая вывод об «экзистенциальном присвоении»: Бог не только владеет, но и входит в наши пределы, делая каждый участок судьбы «своим».
«Свой — чужой» — очень важная категория, в том числе и для духовной жизни. Определённый не только территориальный, но и «духовный суверенитет» должен быть у каждого человека — в противном случае тотальная бесформенность, неопределённость, размазанность по плоскости исключает саму возможность «собирания воедино».
И Давид нам прекрасно показывает в своём псалме, как именно обострённое ощущение «собственничества» при внешнем противодействии превращается в пронзающую небеса молитву — от силы которой и нашему сердцу приходит радостный отклик!
Псалом 59. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 59. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 59. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. На музыкальном орудии Шушан-Эдуф. Писание Давида для изучения,
2 когда он воевал с Сириею Месопотамскою и с Сириею Цованскою, и когда Иоав, возвращаясь, поразил двенадцать тысяч Идумеев в долине Соляной.
3 Боже! Ты отринул нас, Ты сокрушил нас, Ты прогневался: обратись к нам.
4 Ты потряс землю, разбил ее: исцели повреждения ее, ибо она колеблется.
5 Ты дал испытать народу твоему жестокое, напоил нас вином изумления.
6 Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины,
7 чтобы избавились возлюбленные Твои; спаси десницею Твоею и услышь меня.
8 Бог сказал во святилище Своем: "восторжествую, разделю Сихем и долину Сокхоф размерю:
9 Мой Галаад, Мой Манассия, Ефрем крепость главы Моей, Иуда скипетр Мой,
10 Моав умывальная чаша Моя; на Едома простру сапог Мой. Восклицай Мне, земля Филистимская!"
11 Кто введет меня в укрепленный город? Кто доведет меня до Едома?
12 Не Ты ли, Боже, Который отринул нас, и не выходишь, Боже, с войсками нашими?
13 Подай нам помощь в тесноте, ибо защита человеческая суетна.
14 С Богом мы окажем силу, Он низложит врагов наших.
3 июня. О почитании Пресвятой Богородицы

В 1-й главе Евангелия от Луки есть слова праведной Елисаветы о Богородице: «И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа».
О почитании Пресвятой Богородицы — протоиерей Максим Горожанкин.
Размышляя над этими словами Святого Евангелия, мы, православные христиане, понимаем, что сложно переоценить то значение, которое православная Церковь придает почитанию Пресвятой Богородицы.
Совершая богослужения и келейно, мы читаем и слушаем слова «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим». Без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем. Сколько слёз было пролито перед иконами Божьей Матери, сколько ответов было получено на горячие молитвы.
И предание Церковное сохранило такую историю. Когда блаженный Андрей, Христа ради юродивый, был восхищен в рай, то он увидел там святых апостолов, увидел святителей и спросил: а где же Божья Матерь? А ангелы Божии сказали ему: Её здесь нет, Она с вами на земле.
Будем же, братья и сестры, молиться Пресвятой Богородице и веровать твердо, что на все наши молитвы Она непременно ответит.
Все выпуски программы Актуальная тема