Все те, кто кричат, что нужно помогать не беженцам с Украины, а своим малоимущим согражданам, как правило, не помогают ни тем, ни другим. Любой дальний, попавший в беду, автоматически становится нашим ближним. По крайне мере, так учит Евангелие, и так поступали наши предки. Сегодня количество беженцев приближается уже к миллиону. Никакое государство и никакие службы не в состоянии в одиночку справиться с гуманитарной катастрофой такого масштаба. Поэтому столь важно участие всех: волонтеров, благотворителей, любых рук. Поэтому Церковь много и ежедневно, с самого начала конфликта, помогает этим несчастным.
В новостях по телевизору тема беженцев выглядит сурово и печально, но не особо отрывает обывателя от его завтрака, обеда или ужина. Смотреть на беду через экран мы уже привыкли. Да и вообще, на что мы только не привыкли смотреть через экран… А вот воочию всё иначе. Ни один телевизор не расскажет, что такое несколько тысяч вымотанных, испуганных и озлобленных людей в перенаселенном лагере. Ни один репортаж не передаст взгляд стариков, уткнувшихся в одну точку. На своем веку они, наверное, многое претерпели. Вот и сейчас, без слез, просто молчаливо сидят и куда-то смотрят потерянным взглядом. И надо вам сказать, что от этого молчания становится очень страшно. Никакой журналист не опишет эти постоянно заплаканные женские лица, эти бесконечные пеленки, пыльные тюки, скулящих по ночам домашних собак, вывезенных сердобольными хозяевами из-под бомбежки – словно память о мирной жизни. Да даже в веселом смехе детворы, которая бесхозно бегает по лагерю, есть что-то зловещее на фоне вот всего этого.
Основной поток беженцев приходится на Ростовскую область. И Донская митрополия сейчас полностью вовлечена в происходящее: социальные службы доставляют гуманитарную помощь, священники дежурят в лагерях, Глава митрополии объезжает пункты временного размещения. Кстати, об одной такой поездке и хотел поговорить.
Вот представьте себе картину – митрополит посещает беженцев. Я, если честно, ожидал увидеть привычную благочестивую картину: архипастырь встречается с обездоленными и несчастными – те, задают ему вопросы, преимущественно духовного содержания, или, по крайне мере, достойного масштаба, интересуются причинами войны, спрашивают о прогнозах на будущее... В общем, все должно было быть как по телевизору. Однако, реальность оказалась более непредсказуемой, чем наши представления о ней.
Дело в том, что беженцы – это не совсем обыкновенные люди. Точнее, это обыкновенные люди, но с такой же степенью готовности слушать «слова о Вечном», как пешеходы, спешащие куда-то по улице. Единственным и подлинным их интересом, зачастую, является желание выжить, прокормиться, одеться, обуться, одним словом - получше устроиться.
Я ни в коем случае их не осуждаю. Неизвестно, как каждый поступил бы, оказавшись в таком положении. Да и людей глубокой веры среди беженцев хватает. Но вот обычный формат общения с ними, привычный протокол - в таких ситуация, зачастую, не срабатывает. И как заметил митрополит — в таких ситуациях надо просто терпеливо выслушивать людей. Собственно говоря, этим и занимались почти в каждом из лагерей. И вот что мне подумалось. Когда читаешь Евангелие, можно заметить, что тот народ, который окружал Христа, не состоял из кандидатов богословия или философов, жаждущих истины, в нем не было озабоченного вечными вопросами большинства. Ну вспомните: Господь им про вечные блаженства — они ему про хлеб, Он им про любовь — они ему про рыбу, Он про закваску фарисейскую и саддукейскую — они про корзины с едой, Он им про Вечность — они про земные царства. И даже крестные страдания воспринимались ими как шоу: подожди, говорят, посмотрим, придет ли Илия. А вдруг придет. Интересно же…
Но это и есть тот самый народ, который пришел спасти Спаситель. Это и есть те люди, которых заповедовал Христос Своей Церкви. Это и есть наши ближние, наши братья и сёстры. И как тогда, при Христе, так и сейчас, Церковь должна нести свое слово, встречая на пути требования хлеба, рыбы, новых штанов и билетов до Владивостока. Требования, которые с пониманием и терпением мы должны выслушивать, и при этом не умолкать в своем свидетельстве о «Царстве не от мира сего». И в этом соль земли, где земное и небесное так тесно переплелись.
«Экономические образы в Священном Писании». Епископ Переславский и Угличский Феоктист
Гостем цикла «Вера и дело» был епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Разговор шел о том, как в Священном Писании присутствуют экономические идеи и метафоры, почему они появляются и как их правильно понимать.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и дело
Чтобы можно было взять. Алёна Боголюбова
В моём далёком «советском» детстве, в учебнике чтения был рассказ «Синие листья».
История про девочку, которая на уроке рисования раскрасила листья у деревьев синим карандашом.
Учитель спросил, почему она выбрала синий? Оказалось, что у девочки не было зелёного карандаша, а когда она попросила у подруги, то та поставила столько условий, что всякое желание брать у неё пропало.
Я помню финальную фразу этого рассказа, произнесённую учителем: «Надо так давать, чтобы можно было взять!».
Вспомнив это, я призадумалась — а мы, взрослые, усвоили тот урок? Вот я, считаю себя христианкой. Как я отношусь к тем, кто нуждается в моей помощи? А ещё важнее — как отношусь к тем, кому хочу помочь?
И, неожиданно для себя, поняла, что в ходе доброделания, у меня появляется какое-то внутренне чувство покровительства. Начинаешь смотреть на человека «с высока», как на подопечного.
Вот, попросила у меня подруга денег на покупку стиральной машины. Так я уже составила представление, какая именно машина ей нужна. И начинаю давать советы относительно выбора модели. Продавливаю свое мнение. А когда чувствую, что она не слушает, внутри даже оскорбляюсь.
Выходит, возвышаюсь над человеком, которому благодетельствую, как будто получаю над ним власть. А возвышаясь, соответственно, принижаю его. Я пытаюсь управлять ситуацией, ожидая, что меня будут слушать. А если точнее сказать, слушаться.
История со стиральной машиной — лишь единичный пример. Сколько бывает более значимых ситуаций, когда помогаешь человеку: устроиться на работу, найти врача или даже обрести свою половинку. И дальше уже стремишься направлять или управлять.
Видимо и по этой причине сам Господь заповедал нам не помнить о своих благодеяниях, говоря — «..Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая ....» Давать взаймы и не ждать возврата. Не ждать и бонусов. Чтобы мы не впадали в любоначалие, в иллюзию власти над другим. А если бы Господь напомнил нам о всех его благодеяниях в наш адрес?
И, если задуматься, сколько же мы должны нашим родителям, если вдруг посчитаться, кто в кого сколько вложил. Даже страшно становится от неподъемности такого «груза».
Все Господь предусмотрел. Обо всем нас предупредил. Важно делать добро ближнему, как Самому Христу. Одному из малых сил ради Христа, как Ему самому. И так отдавать, чтобы тот мог взять. Без всяких условий.
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение
Что для вас самооправдание? Алёна Боголюбова
Когда вы слышите выражение «грех самооправдания», каким смыслом его наполняете? Мне раньше казалось, что тут все просто. Съела скоромного в постный день и объяснила это тем, что была уставшей, что нужны силы, что ничего другого в холодильнике не нашлось — вот и оправдала себя.
Я старалась отслеживать эти, так скажем, «бытовые проявления самооправдания». И приходила с ними на исповедь. А недавно на работе произошла ситуация, в которой я, далеко не сразу, смогла разобраться и понять в чем же мой грех.
Коллеги в рабочей переписке указали мне на мои, по их мнению, недостатки в работе. Но я совершенно не считала это недостатками. Наоборот, бала уверена, что это проявление творчества, на которое способен человек, хорошо владеющий профессией. Просто коллеги не смогли это оценить по достоинству. Я была просто возмущена! И этим возмущением делилась со всеми знакомыми, кто оказывался в те дни рядом.
Я не один десяток лет в профессии! Просто мне достался коллектив слабо знающей свое дело. Им надо еще набраться опыта, чтобы вообще понять, как я выстраиваю свою работу — рассуждала я, будучи уверенной в своей правоте.
Только вот на душе было неспокойно, сердце билось как птица в клетке. Чувство тревоги, приближения серьезных проблем не давали покоя.
Помогла молитва: «Господи, наставь меня на путь истинный, не дай испортить ситуацию на работе моим гневом!»
Постепенно пожар от возмущения в моей душе стал утихать. Появилась возможность увидеть происходящее с другой стороны. И вот, что мне открылось! Я довольно резко доказывала коллегам свою правоту и совершенно упустила, что документы сдавала не в срок, тратя время на дополнительный креатив, чтобы блеснуть своими знаниями. В деловой переписке, зачастую, отвечала не по́лно и с раздражением. Аргументы оппонентов никак не воспринимала.
И всего этого я просто не замечала. Думала лишь о профессиональной самореализации. Для меня был важнее результат. И вот он, грех самооправдания, который тонкой, незримой ниточной вплелся в мою жизнь. Его так трудно было заметить, потому что мне более важным казалось совершенно другое. А самооправдание тем временем, как кривое зеркало, искажало мое восприятие происходящего и представление не только о людях, но и о самой себе. В итоге гордыня заполыхала пожаром, едва не лишив меня любимой работы.
И вот какой вывод я сделала: когда тебе кажется, что ты абсолютно прав, загляни внутрь себя, есть ли в душе мир? А если нет, то ищи промах в себе. Не совершил ли грех? Не преступил ли заповедь? Только с этой стороны можно распутать любую ситуацию.
Работа, профессионализм — это все про земную жизнь. А вот, казалось бы, «маленькие грешки», в которых мы себя оправдываем, двигаясь к земным целям, могут разрушить все и в этой жизни, и, что страшнее — в будущей.
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение