18 августа 1859 года француз Жан Блонден перешел по канату через Ниагарский водопад. При этом на своих плечах он держал второго акробата. Впоследствии Блонден не раз повторял этот трюк в различных вариациях: то с завязанными глазами, то в мешке, то толкая перед собой тачку, то на ходулях, а однажды он даже уселся на середине каната и приготовил себе омлет.
Есть такой знаменитый афоризм одного немецкого философа: человек - это канат над пропастью, натянутый между двух берегов. На одном - мы имеем дело с животным, на другом — нас ждет преображенный человек. Задача нравственной жизни - дойти вот с этого примитивного берега, где царствуют нехитрые животные инстинкты, до берега преображения — где человек и становится человеком.
Кстати, весьма распространено мнение, что человек становится человеком просто по факту своего рождения. Дескать, прямохождение, дар речи и паспортные данные делают нас людьми. А вот знаменитый философ Мераб Константинович Мамардошвили, напротив, считал, что быть человеком — это всегда усилие быть человеком. И без этого усилия — лететь нам с тонкого каната в глубокие воды Ниагары.
Вот мы все любим восхищаться западными странами, красотой их соборов, площадей, чистотой их улиц, законопослушностью граждан. А что нам мешает восхищаться всем тем же самым у себя? У нас что, нет культурного наследия, нет своих площадей или древних соборов? В России памятников старины, музеев, духоподъемных мест, красоты и благолепия хватило бы на десять Европ. Но что мы видим вокруг себя? Посмотрите, на что похожи наши улицы, парки, городские пляжи? Там мусора больше чем отдыхающих. А картина, когда из проезжающего автомобиля на дорогу вылетает мусор? А наши подъезды? А городской транспорт? А лица? Лица? … Вы вспомните, какими злыми глазами мы смотрим друг на друга? Да тут у любого возникнет сомнение: неужели вот это депрессивное, хмурое, везде мусорящее, уныло существо является человеком, венцом природы?...
Да, конечно является. Только, как говорил русский литературовед Константин Мочульский, порою кажется, что в таком человеке вместо души мешок с отрубями.
ХХ век доказал, и доказал, по-некрасовски, «с терпеньем и талантом», что человека делает человеком только духовный труд. Никакими революциями, социальными утопиями и экономическими реформами «собачье сердце» не станет сердцем человеческим. Эксперимент профессора Преображенского потерпел крах. А в его лице потерпел крах эксперимент всех русских интеллигентов, которые со времен Пестеля и Рылеева до Чернышевского и Горького пытались вывести новый тип человека, основанный на идеалах французской революции. Ничего не вышло, кроме страшного социального животного, с огромными духовными комплексами, злым лицом и жадными глазами. Об этом же и все персонажи Гоголя, с его богатыми эпитетами, описывающими животную сущность порока. Помните, ведь именно у Гоголя главный герой обладает либо рожей, либо, в преображенном состоянии, лицом и даже ликом. Противостояние между профессорами Преображенскими и подлинным Преображением – об этом вся русская литература. Все эти Штольцы, Левины, Базаровы, горьковский Лука – это все такие же Преображенские, которые ставят эксперимент над собственным народом…но так и не могут преобразить ни себя, ни народ.
А все дело, наверное, в том, что источник преображения находится на противоположном берегу, по ту сторону каната. В царстве человека – такой силы нет. И история доказывает это раз за разом. Но чтобы этот свет тебя коснулся, ты должен коснуться его. Чтобы его видеть и излучать – надо самому им стать. В этом суть христианского преображения: спаси себя – вокруг тебя спасутся тысячи; начни с себя – и дашь начало многим. И без этого движения по канату над пропастью, невозможно состояться ни приличному человеку, ни приличному искусству, ни народу, ни целой стране. И пусть сразу не будет получаться, как у присно поминаемого Жана Блондена: со связанными глазами, да еще на ходулях, да еще с кем-то на плечах… Но не начав этот путь, не признавшись себе, что просто человеком отсидеться в этом мире не получится, - потому что человеком еще надо состояться, - мы так и будет восхищаться чужими порядками и воротить нос от своих…
А чтобы подбодрить идущих по канату, я припомню слова, сказанные Исааком Сирином: «Бог начало нашего пути, цель нашего пути и Тот, Кто весь путь идет вместе с нами, поддерживая и наставляя».
16 июля. О вечной жизни

Во 2-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его».
О вечной жизни — епископ Черняховский и Славский Николай.
Как мы представляем себе рай? Это место, где находиться хорошо и приятно. Но дело в том, что «хорошо» для каждого из нас разное: кому-то нравится тепло, кому-то прохлада, кому-то нравится классическая музыка, кому-то тяжелый рок. И Бог, который благословил это разнообразие, дал человеку возможность и свободу выбирать то, что ему нравится, едва ли будет строить всех по одной линейке.
Бог — это высший разум, самый мощный интеллект во Вселенной. Бог — это совершенная любовь. И Бог всегда удивляет. Об этом писали святые отцы. Первое, что человек испытывает при познании Бога, — это удивление.
Так что же может уготовить Бог любящим Его? Ответ прост: Он может уготовить Себя. Потому что нет на Земле в материальном мире того, что можно сравнить с радостью общения с Богом, с радостью созерцания Бога.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 июля. О подвиге Мученика Иакинфа Римского

Сегодня 16 июля. День памяти Мученика Иакинфа Римского, пострадавшего за Христа в 108 году.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Святой Иакинф жил в Риме на рубеже I и II веков и служил при царском дворе. Христианство ещё было редким явлением, видимо, поэтому Иакинфу долгое время удавалось скрывать своё исповедание. Но однажды ему всё-таки надлежало принять участие в пиршестве при дворе. Это означало жертвоприношение. Святой отказался.
Расплата за тайное христианство была жестокой: Иакинф был казнён, а тело его было оставлено без погребения, но пребывало нетленным, хранимое ангелом, говорит Житие. После оно было перенесено в родной город Кесарию. Отсюда другое наименование святого — Иакинф Каппадокийский.
Пример святого мученика учит нас тому, что привычный ход вещей может внезапно прерваться, и нам придётся дать отчёт в нашем православном исповедании. Поэтому следует воспитывать в себе молитвенную готовность к этому.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 июля. О почитании святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси

Сегодня 16 июля. Церковь празднует Перенесение мощей святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси, жившего в 17 веке.
О его почитании — протоиерей Владимир Быстрый.
Его земная жизнь трагически прервалась в 1569 году по воле царя Иоанна Грозного, чьего гнева он не устрашился, обличая беззаконие.
Божьим промыслом в 1646 году Патриарх Иосиф повелел торжественно открыть мощи святителя Филиппа на Соловках. Они были переложены в новую раку и выставлены для поклонения в Преображенском соборе.
А в 1652 году наступил момент великого покаяния и торжества правды. Будущий патриарх Никон, тогда митрополит Новгородский, предложил перенести мощи святых мучеников и иерархов, включая Филиппа, в Москву.
И вот, по благословению патриарха, владыка Никон лично отправился за мощами святителя Филиппа в далёкие Соловки. Путь святыни в столицу стал триумфом истины над неправдой.
Царь Алексей Михайлович, праправнук Грозного, вложил в руку святителя покаянную грамоту, моля о прощении грехов своего предка, символически склоняя царскую власть пред властью небесной правды.
Москва с ликованием встретила своего невинно изгнанного пастыря. Десять дней его мощи пребывали в центре Успенского собора под непрерывный пасхальный звон колоколов, а затем обрели вечное упокоение у южной двери алтаря.
И память об этой встрече жива до ныне. На том самом месте, где москвичи впервые поклонились возвращённой святыне, был воздвигнут крест. Отсюда пошло название «Крестовская застава» — вечный памятник покаянию, торжеству святости и незыблемости духовного подвига святителя Филиппа.
Все выпуски программы Актуальная тема