
Апостол Иоанн Богослов
1 Ин., 74 зач., IV, 20 — V, 21.
Глава 4.
20 Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?
21 И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего.
Глава 5.
1 Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него.
2 Что мы любим детей Божиих, узнаём из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его.
3 Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его нетяжки.
4 Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша.
5 Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий?
6 Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию и Духом, не водою только, но водою и кровию, и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина.
7 Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино.
8 И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном.
9 Если мы принимаем свидетельство человеческое, свидетельство Божие — больше, ибо это есть свидетельство Божие, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем.
10 Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом; не верующий Богу представляет Его лживым, потому что не верует в свидетельство, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем.
11 Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его.
12 Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни.
13 Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную.
14 И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас.
15А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, знаем и то, что получаем просимое от Него.
16 Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился.
17 Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти.
18 Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему.
19 Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле.
20 Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная.
21 Дети! храните себя от идолов. Аминь.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В этом отрывке Первого соборного послания апостол Иоанн Богослов высказывает несколько очень любопытных и важных мыслей.
К таковым, без сомнения, можно отнести мысль о том, что верующие во Христа люди имеют внутри себя свидетельство истинности своей веры: «Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом; не верующий Богу представляет Его лживым, потому что не верует в свидетельство, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своём» (1 Ин. 5:10).
Действительно, верующий во Христа человек прекрасно осознаёт действия Бога в самом себе, но при этом рассказ о таких действиях будет принят как достоверный только другим верующим человеком, а те, кто веры не имеет, воспримут такой рассказ, как некий самообман или же просто, как совпадение. Апостол Иоанн неслучайно использует здесь слово «свидетельство», которое, с одной стороны, имеет отношение к чему-то внешнему по отношению к самому человеку, но при этом основано на предшествующем опыте. Внутреннее свидетельство, получаемое верующими от Бога, можно сравнить с глубоким пониманием физических процессов, которым обладают учёные: для того, кто не имеет достаточной глубины познания физики, эти процессы могут быть или незаметными, или же они будут восприниматься как нечто случайное и не имеющее в себе никакой закономерности. Для того, чтобы обрести способность видеть суть происходящего в физическом мире, необходимо долго учиться и обретать соответствующий опыт, до той поры, пока человек не получит необходимую научную базу, с ним нет никакого смысла обсуждать устройство видимого мира.
Так происходит и с верой во Христа, а потому любые наши слова могут быть подвергнуты критике со стороны тех, кто не имеет соответствующего опыта веры. Христовы апостолы прекрасно понимали эту закономерность, именно по этой причине их проповедь строилась не на словах, а на «явлении духа и силы», так, как об этом написал апостол Павел в Первом послании к Коринфянам: «И слово моё и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией» (1 Кор. 2:4–5). Любое слово может быть скомпрометировано, кроме того слова, которое подтверждено делами, в случае с верой во Христа дела представляют собой явление силы Божией в жизни человека. Поэтому, когда мы размышляем о проповеди среди своих близких, нам стоит задуматься именно о том, каким образом через нас действует Бог. Конечно же, здесь речь идёт не о каких-то чрезвычайных чудесах и знамениях, а о внутреннем изменении верующего во Христа человека, которое позволяет ему поступать не по привычным законам мира, а по законам Евангелия, то есть, в первую очередь, хранить себя от всякого сознательного греха. Именно об этом, размышляя о внутреннем свидетельстве от Бога, и написал апостол Иоанн Богослов: «Мы знаем, что всякий, рождённый от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему» (1 Ин. 5:18). Познание воли Божией и следование ей, проявляющееся в уклонении от греха, — вот то самое «явление силы и духа», которое даёт силу словам верующего во Христа человека и делает явным для всех его внутреннее свидетельство от Бога.
Великосельский Кремль (с. Великое, Ярославская область)

Есть под Ярославлем село Великое. Первые письменные упоминания о нём относятся к концу 14 столетия. На его древней земле русские воины бились с ордынцами и сходились в междоусобных схватках удельные князья. В 1612-м по пути на Москву в Великом останавливались войска Народного ополчения Минина и Пожарского. А в 1702-м здесь побывал Пётр Первый. На одном из великосельских домов сегодня можно даже увидеть табличку, которая сообщает, что именно здесь царь тогда заночевал. Позже Пётр пожаловал село Великое своему ближайшему соратнику, фельдмаршалу, князю Аниките Репнину. В 1709-м году по распоряжению нового владельца в селе был построен храм Рождества Пресвятой Богородицы — в память о разгроме шведов под Полтавой. Спустя тридцать лет потомки фельдмаршала возвели рядом с Богородице-Рождественским ещё один храм — Покровский. А между ними — высокую многоярусную Соборную колокольню. Уже в то время величественный храмовый ансамбль в центре села, на берегу пруда стали именовать Великосельским Кремлём. Именно так называют его и сегодня. Сохранившийся до наших дней Великосельский Кремль — одна из жемчужин Ярославщины.
Добраться до села Великое из Москвы несложно: на 253-м километре Ярославского шоссе сворачиваем направо по указателю «Гаврилов Ям». Ещё 11 километров, и мы на месте. Кремль виден сразу. Над приземистым одноэтажным зданием из красного кирпича — пять больших, цвета сочной летней зелени, чешуйчатых куполов. Чуть поодаль — изящная, лёгкая белокаменная Покровская церковь с голубой кровлей и такого же цвета главками. Объединяет два этих очень разных с точки зрения архитектуры храмов высокая арочная колокольня. Сохранились фрагменты ограды, которая когда-то опоясывала храмовый комплекс — ворота и три угловые башенки-часовни.
С начала 1930-х Великосельский Кремль стоял закрытым и заброшенным. Вернули его Русской Православной Церкви только в 2004 году. К счастью, ансамбль удивительно хорошо сохранился. На алтарных окнах Покровского храма можно увидеть цветные изразцы — бело-голубые плитки с миниатюрными изображениями церквей, фигурами людей и животных. Внутри Богородице-Рождественского храма сохранились фрагменты фресок — иллюстрации евангельских притч и Христовых чудес. А на западной стене изображён Страшный суд. В ходе реставрации, которая идёт полным ходом, старинные фрески будут восстановлены. Но чтобы полюбоваться величественным Великосельским Кремлём, не обязательно ждать окончания работ. Можно приехать в Великое прямо сейчас. Помолиться в храмах Кремля и прикоснуться к его истории.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Итак, она звалась Татьяна. Анна Леонтьева

Мы долго искали няню, когда детей стало трое. Надо было иногда оставаться с мужем вдвоем. Сходить в театр. Отъехать по работе в другой город. Хотелось православную, надежную нянечку. Никак не получалось, наверное мы были очень трепетными родителями, но и объективно сложно найти того, кому можно доверить самое дорогое. Когда Татьяна вошла в наш дом — все тревоги ушли сразу. Она была, как Татьяна в романе Евгений Онегин:
«Она была нетороплива, не холодна, не говорлива, без взора наглого для всех, без притязаний на успех, без этих маленьких ужимок, без подражательных затей... Всё тихо, просто было в ней...»
Не могла не привести эту любимую мною цитату из романа, где много частиц НЕ и БЕЗ. Так великий поэт, без описания внешности Татьяны, просто отсекая ЛИШНЕЕ, передает нам покой и целомудрие, которые исходят от этого женского образа!
Проще сказать: в нашей Татьяне мы услышали ту самую мирную, теплую душевную тишину, которая рождается только простой, детской даже верой и усердной молитвой. И как мы оказались правы! История жизни у Танечки была не то чтобы очень простая, были и ошибки, и неудачи, но оставалось вот это главное: мирное и молитвенное. Наверное поэтому к ней тянулись люди, пошатнувшиеся в вере. Пытающие обрести её заново.
Вот, например, какая история случилась с Татьяной и прихожанином её храма — назовем его Виктор. Начиная путь в Церкви, многие из нас по неопытности и горячности жаждали чудес, откровений и быстрых духовных даров. Виктор был в этом числе, и в какой-то момент начал разочаровываться и в православии, и в Церкви. Причём по своему темпераменту разочаровывался ярко и с напором. Подходит как-то в церковном дворе к нашей Татьяне и говорит: «Ну кто мне докажет, что Бог есть? Где Он, ваш Бог?» Разгорячился, раскричался, снял крестик и бросил его в сугроб. И ушел. Татьяна повздыхала, поискала крестик, но в сугробе было его не найти.
Прошло время, заканчивалось лето. Виктор пришел снова во дворик при церкви. Что-то мне подсказывает, что душа-христианка просилась обратно, не просто же так пришел! И снова встретил Татьяну. Была темная, предгрозовая погода, тяжелые тучи как будто душили день, небо казалось мрачным и беспросветным. «Ну что, где Бог-то?» — снова заспорил Виктор, — «Нашла где на Него посмотреть?»
И тут в небе образовалась маленькая дырочка, и в лучах пробившегося снопа света ликующе засверкали церковные купола. «Так вот же Он!» — радостно воскликнула Татьяна с такой убежденностью, что Виктор смущенно замолчал, тоже глядя наверх, на купола. В этот момент Татьяна опустила глаза и подняла с земли крестик, брошенный зимой в сугроб. Не замели, не затоптали крестик! Татьяна бережно протерла его рукавом, поцеловала — и надела Виктору на шею. «Твой!» — радостно сказала она... Виктор постоял и ушел, ошеломленный...
Что его так потрясло? Сияющие во мраке купола? Найденный крестик? Или сцена, как из художественного фильма? Он не сразу вернулся в Церковь. Но он вернулся. Я думаю, его привела в чувство вот эта теплая и простая внутренняя вера нашей Татьяны. Буквально детская вера.
Христос сказал: «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царства Небесного».
Благодарю Господа, посылающего в мою жизнь людей, которые так сильно и так просто держат плуг и даже не думают никуда оглядываться! Именно ради них нам, сложным и сомневающимся, открываются небеса.
Автор: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Частное мнение
21 октября. О важности единения народа, армии и Церкви

19 октября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в новоосвящённом храме Великомученика Георгия Победоносца в Ростове-на-Дону.
На проповеди после богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви говорил о важности единения народа, армии и Церкви.
Вот на этой земле особенно чувствуется мужество, сила духа и героизм нашего народа, наших воинов, ну и, конечно, то замечательное единение, в котором сегодня объединяются и народ, и церковь, и политическая власть, и воинство. Вот пока так — Россия непобедима.
Если мы хотим, чтобы никакой враг и супостат не победил нас, мы должны быть такими: соединяющими материальное и духовное, соединяющими патриотическую позицию с взаимодействием с Русской Православной Церковью, а Русская Церковь должна взаимодействовать со всеми благонамеренными политическими силами, но в первую очередь поддерживая власть, которая сегодня стоит действительно на стороне Родины, на защите подлинных интересов Отечества.
Особенно как-то хотелось сказать обо всём этом здесь, на этой героической земле, которая до сих пор в каком-то смысле является пограничной, где не случайно возникло и стало развиваться казачество как пограничные войска, мобильные войска, в первую очередь ограждавшие рубежи Отечества.
Вот дай Бог, чтобы и сегодня вооруженные силы наши, включая, конечно, и казачьи соединения, были способны и достойны встретить любого врага и супостата и оградить наше Отечество от нашествий на племенных, ну а также от междоусобной брани, которая является очень желанной целью для тех, кто бы хотел ослабить Россию, а потом её и лишить суверенитета.
Поэтому и роль вооружённых сил, так же как и значение Церкви, в сохранении внутреннего единства и защиты внешних рубежей нашего Отечества являются очень важными, существенными.
Я обращаюсь к духовенству, особенно к тем, кто служит в вооружённых силах, хотел бы об этом помнить и всегда сознавать свою особенную ответственность.
Все выпуски программы Актуальная тема