Если вам доведётся побывать в Венгрии, обязательно посетите городок Се́кешфехервар. В Средние века в этом городе короновались венгерские короли. А в 1777 году Се́кешфехервар стал резиденцией епископа, для которого на центральной площади возвели роскошный дворец. До сих пор в городе сохранилось множество древних архитектурных памятников. Но, пожалуй, не в меньшей степени современных туристов привлекает замок Бори – единственная из архитектурных достопримечательностей города, созданная в XX веке. Это прекрасное творение построено буквально в одиночку известным венгерским архитектором и скульптором прошлого века Йено Бори. Замок гармонично соединяет в себе черты разнообразных архитектурных стилей и подчинён выражению одной идеи – идеи любви. Поэтому его нередко ещё называют Замком вечной любви. Йено посвятил его своей жене Илоне.
Йено и Илона познакомились в Венгерской школе рисования. Юноша каждый день, спускаясь по лестнице, видел у входа удивительно красивую девушку, погружённую в собственные мысли и как будто не замечавшую ничего вокруг. Её таинственная улыбка так притягивала Йено, что однажды после учёбы он набрался смелости, подошёл к Илоне и пригласил на прогулку. Девушка не отказалась, и они, взявшись за руки, отправились в сады Будапешта.
Через несколько лет, закончив учёбу, Илона и Йено поженились. Йено к тому времени стал преуспевающим скульптором и накопил денег на небольшой домик в городе Се́кешфехервар. Он знал, что его жене нравятся зелёные сады, и поэтому семья поселилась возле виноградника. По утрам Илона выходила полюбоваться на прекрасный вид. Когда лучи солнца освещали её лицо, Йено казалось, что его жена – это сказочная королева, а трое детей, которые гуляли вместе с ней в винограднике, - это маленький принц и две принцессы. Но как может быть королевская семья без волшебного дворца? Тогда у Йено и зародилась идея построить замок, посвящённый жене и детям.
Стройка началась в 1923 году и растянулась почти на сорок лет – Бори преподавал в двух учебных заведениях и мог заниматься замком только в свободное время. Большую часть работ он делал сам, иногда ему помогали несколько разнорабочих из городка, а жена и одна из дочерей, унаследовавшая талант отца, наполняли картинами и скульптурами комнаты и залы.
Здание стало своеобразной историей семьи: Йено запечатлевал в статуях и фотографиях жену и детей, когда они были ещё молоды, а потом когда они становились всё старше и старше. Лица Илоны и Йено с возрастом менялись, но не менялась нежность в их взглядах, она только становилась всё более одухотворённой. Муж часто говорил Илоне: «Тебе позавидовали бы все красавицы мира, увековеченные гениальными художниками, – так я тебя люблю!», а жена мягко улыбалась ему в ответ той самой улыбкой, которая когда-то его покорила.
Строительство закончилось в 1959 году, как будто подводя черту жизненному пути Йено, и вскоре 80-летний скульптор умер. Его жена не осталась одна – трое её детей и двадцать внуков и правнуков по очереди жили с ней, оживляя огромный замок любовью к своим родителям.
Илона часто выходила на террасу и вспоминала супруга, мысленно перелистывая историю их семейной жизни. За долгие годы, прожитые вместе, романтическое чувство юных студентов переросло в сильную и глубокую любовь, над которой смерть оказалась не властна. И её муж Йено, когда строил свой замок, ясно осознавал это вечное, божественное измерение любви. Недаром над входом во внутренние покои он сделал такую надпись: «Любовь есть Бог. Бог есть Любовь».
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. О личности и служении Михаила Голенищева-Кутузова

Сегодня 16 сентября. В этот день в 1745 году родился русский полководец Михаил Голенищев-Кутузов.
О его личности и служении — протоиерей Игорь Филяновский.
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов происходил из старинного дворянского рода. Окончил артиллерийскую и инженерную дворянскую школу. Служил сначала в Польше, а затем в 1770 году был переведён в армию генерала Румянцева и принял участие в начавшейся войне с Турцией. Особенно отличился при штурме Измаила. С 1776 года служил под началом Суворова.
В начале Отечественной войны 1812 года был избран начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. С августа 1812 года — главнокомандующий русской армией, разгромившей Наполеона. За блестящую победу над врагом удостоен титула князя Смоленского и награждён высшим военным орденом Святого Георгия I степени.
В 1813 году Михаил Илларионович умер и был похоронен в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Александр I написал его вдове: «Не вы одна проливаете о нем слёзы. С вами плачу я и плачет вся Россия».
Уже в XX веке про Кутузова снимали фильмы, писали книги, его именем назвали орден, вручаемый выдающимся полководцам. По сей день он остаётся не только самым известным военачальником Отечественной войны XIX столетия, но и одним из самых знаменитых полководцев в истории России.
Все выпуски программы Актуальная тема