Пасха — главный православный праздник. Поэтому с этим торжеством связано множество церковных обычаев. Об одном из них я и хотел бы сегодня рассказать.
Как-то мне посчастливилось встречать Пасху на Афоне. Афон — это древнее монашеское государство, расположенное на севере Греции. Попасть туда могут только мужчины и то - только при наличии специальной афонской визы.
На Афоне существует двадцать крупных монастырей — в основном, греческих. Одним из самых известных является Ватопед. Туда по приезде на Афон я и отправился — мне очень хотелось посмотреть, как празднуют Пасху греческие монахи.
Пасхальному торжеству в календаре Православной Церкви предшествуют несколько особенных дней, посвященных последним дням земной жизни Иисуса Христа. Служба в эти дни наполнена грустными песнопениями. Однако в Великую Субботу, день накануне Пасхи, богослужение постепенно меняет свой характер, приобретая радостные черты. В этот день Церковь находится в ожидании Воскресения Христова. «Христос воскресе» ещё не поётся, но именно в Великую Субботу во время Литургии — главного православного богослужения — впервые звучат слова о том, что Спаситель победил смерть.
В определённый момент, перед чтением Священного Писания, хор начинает торжественно петь цитату из Псалтири - «воскресни, Боже, суди земли: яко ты наследиши во всех языцех» («Восстань, Боже, суди землю, потому что Тебе принадлежат все народы»). В этот момент священник меняет свое облачение, вместо тёмного, траурного, надевает белое — торжественное. Церковь показывает - наступает время радости, приближается Пасха.
В России эта часть службы по-особенному вдохновляет, а на Афоне я ей был просто поражён. Когда монашеский хор начал петь слова Псалтири «Воскресни, Боже...» в храме начался грохот. Дело в том, что в Греции, и Афон здесь не исключение, в храмах имеются стулья. Они ставятся прямо посреди храма, и люди могут в определенные моменты богослужения посидеть — немного отдохнуть. Это вполне обоснованно — на Афоне служба может идти по 7-8 часов.
Так вот. Когда зазвучало песнопение «Воскресни, Боже...», паломники взялись за стулья и начали их ножками стучать по каменному полу храма. Грохот был поразительный. Я сначала не понял, что происходит. А потом мне объяснили, что поднимать шум в этот момент богослужения — давняя греческая традиция. Стуча стульями, прихожане тем самым изображают грохот, который издавал камень, которым был закрыт проход в гробницу Христа и который ангел отодвинул после Воскресения Спасителя:
Поражённый шумом, я был ещё более удивлён дальнейшими событиями. Одетый в праздничное белое облачение, из алтаря вышел игумен — начальник монастыря. Рядом с ним шёл помощник, который держал в руках большую плетёную корзину, доверху наполненную лавровыми листьями. Игумен разбрасывал эти листья по всему храму. Это был настоящий дождь из лавров.
Здесь мне уже никакого объяснения не требовалось. Лавровые листья — древний символ победы. Древние греки награждали лавровым венком чемпиона Олимпийских игр. Греки-христиане эту традицию переосмыслили — лавровые листья стали символом Воскресения Христова, Его победы над смертью.
С вами был священник Антоний Борисов. Мы говорили с вами о греческой традиции празднования Великой субботы — дня, предшествующего Пасхе.
«Путь к вере». Анна Вейлерт

Гостьей программы стала Анна Вейлер — сценарист и режиссёр документальных проектов о монастырях и православной миссии.
Она рассказала, как пришла к вере: сначала — первый поход в храм с бабушкой, потом — понимание жизни Церкви через съёмки. Анна говорила, что раньше видела храм как музей, но через опыт работы поняла: это живое пространство, где можно соединиться с Богом.
В эфире прозвучали истории съёмок фильмов на Сахалине и в Африке — о православных миссионерах, монахинях и священниках. Анна подчёркивает, что не хочет просто показывать, а старается давать надежду: быть рядом с человеком, передавать радость.
Она говорит, что идеи приходят как дар. Важно не творить из обиды, а стремиться к добру. «Мы не творцы, а инструменты. Вопрос в том, в чьих ты руках», — говорит Анна. Она называет язык веры единым — именно он делает возможной работу с людьми, которые не говорят по-русски.
Этот выпуск — о пути к вере, о съёмках, которые становятся встречей, и о светлом, что может быть передано через простое участие.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья
«Лень — что это?» Иеромонах Генадий (Войтишко), Александр Молчанов, Наталья Сазонова
В этом выпуске программы «Клуб частных мнений» иеромонах Геннадий (Войтишко), учитель биологии Александр Молчанов и медсестра Наталья Сазонова размышляли о том, что такое лень, почему она так часто присутствует в жизни человека и насколько является грехом.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Что такое народная этимология

В детстве, живя летом в деревне я не раз слышала от пожилых людей слово «спинжак». Догадываетесь, о чём идёт речь? Спинжак — одежда, которую надевают НА СПИНУ — так считали деревенские старики. Здесь налицо не просто искажение существительного «пиджак», а проявление народной этимологии: в слове «спинжак» люди видели связь со спиной.
Этимология — раздел науки, изучающий происхождение слов. Однако и в данной области есть «белые пятна»: не всё пока учёные могут объяснить. Вот и в народной среде часто возникает непонимание, откуда взялось то или иное понятие. Поэтому люди по ассоциации придумывают свой вариант. В отличие от научных специалистов, они могут позволить себе творчески подойти к вопросу этимологии. Нередко встречается переделка заимствованного из другого языка слова на другое, похожее по звучанию.
Например, говорят «нервоз» вместо «невроз». Или вместо «поликлиника» употребляют «полуклиника» — дескать, это не полноценная клиника, а нечто облегчённое. За счёт такой переделки и замены происходит как бы вживление непонятного слова — как правило, иностранного — в родной язык. Стремясь найти объяснение незнакомому слову, народ придумывает своё.
Народная этимология стремится объяснить и географические названия или топонимы. Например, существует легенда о происхождении названия реки Ворскла, протекающей в Белгородской области. Однажды Пётр I, глядя в подзорную трубу, уронил в воду линзу. Стекло, или «скло» найти не смогли. С тех пор, по мнению жителей, река и стала называться Ворскла (то есть «вор стекла»). Подобная мифология — это стремление упростить понимание незнакомых слов.
Да, такая «наивная» этимология ненаучна. Однако желание объяснить незнакомые слова и ввести их в живое пространство речи — яркое проявление творчества народа. А если кто-то по-настоящему интересуется происхождением слов — тому всегда поможет этимологический словарь.
Все выпуски программы: Сила слова