Адрес храма Космы и Дамиана что в Старых Панех:
109012, Москва, Старопанский пер., дом 4, стр.2,
Храм расположен между Богоявленском переулком и Большим Черкасским переулком.
Схема проезда:
Контакты:
109012, Москва, Старопанский пер., дом 2-4,
+7 (495) 624–42–82,
e-mail: admin@kd.dscloud.mobi.
Адрес сайта: http://kd.dscloud.mobi/
«В настоящее время церковь представляет собой маловыразительный, несимметричный объём, расположенный в плотном окружении поздней многоэтажной застройки, выступающий на красную линию переулка северным фасадом».
Вот так вот скучно написано в одном из источников. Ну… может быть, с точки зрения градостроителей оно и так…
И все-таки я бы сказал по-другому.
Церковь Космы и Дамиана, что в Старых Панех – удивительное творение рук человеческих. Маленькая церквушка, зажатая меж двух больших домов, необыкновенно уютная, с красными кирпичными стенами и редчайшим двухшатровым завершением четверика, то есть основного объема здания четырехугольной формы.
Деревянный храм стоял на этом месте с 1468 года. То есть фактически - вдумайтесь! - более полутысячелетия назад. Правда, каменное здание несколько младше – его поставили здесь в 1564-м. И освятили в честь Космы и Дамиана, которые в русском народе известны как Кузьма и Демьян, покровители огня и кузнечного дела. Кстати, на заметку молодоженам - Кузьма с Демьяном помогали молодым выковывать семейные узы. Ну, и для порядку в хозяйстве они еще считались врачевателями и защищали домашнюю птицу.
Название «в Старых Панех» церковь получила по когда-то существовавшему здесь урочищу «Старые Паны», где располагался польский панский двор, торговое и дипломатическое представительство Польши. А поскольку рядом с церковью находилась еще и слобода патриарших певчих, то часто к названию церкви добавляли «в Певчей слободе» или в «Старой Певчей». По приделу же Успения Божией Матери ее еще называли Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Старой Певчей.
Поговаривают, кстати, что именно в этой церкви венчался Иоанн Грозный со своею шестою женой Василисой Мелентьевной.
Парадокс, но в 1926-27 годах храм реставрировали. Занимался этим архитектор Дмитрий Петрович Сухов, кстати, главный архитектор-реставратор памятников Московского Кремля.
Однако вскоре храм закрыли, а в 1930 году практически все плоды трудов Сухова уничтожили. Зачем, кому это понадобилось – непонятно… загадка…
Однако уже в наше время, после возвращения храма церкви, его вновь восстановили, следуя суховскому проекту.
Китай-город. Старопанский переулок, 4.
Церковь святых Космы и Дамиана.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.