Деян., 42 зач., XIX, 1-8.
Глава 19.
1 Во время пребывания Аполлоса в Коринфе Павел, пройдя верхние страны, прибыл в Ефес и, найдя там некоторых учеников,
2 сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый.
3 Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение.
4 Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса.
5 Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса,
6 и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать.
7 Всех их было человек около двенадцати.
8 Придя в синагогу, он небоязненно проповедовал три месяца, беседуя и удостоверяя о Царствии Божием.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В Древней Церкви всё было относительно просто: плоды дара Духа Святого были понятны и очевидны. Те, кто крестился христианским крещением, а затем получал дар Святого Духа через наложение рук апостолов, явным образом ощущали случившуюся в них перемену, в частности, с ними происходило нечто, подобное тому, о чём было сказано в нынешнем отрывке книги Деяний святых апостолов: эти люди начинали «говорить иными языками и пророчествовать». В наше время никто не накладывает рук на головы новокрещёным, но у нас существует таинство миропомазания, которое по своей сути является эквивалентом апостольского наложения рук, в таинстве миропомазания также подаются дары Святого Духа, но после этого люди, как правило, не могут сказать о себе самих, что они ощутили в себе какую-то значительную и очевидную перемену. Естественно, что такое положение дел не может не вызывать вопросы, самый главный из которых можно сформулировать так: «Имеют ли церковные таинства крещения и миропомазания ту же самую силу, которую они имели в первом веке христианства?» Также естественно и то, что Церковь ответит на этот вопрос утвердительно: «Да, сила таинств не изменилась». Изменилось нечто иное, а именно дары Святого Духа и наше к ним отношение.
Древней Церкви в силу её уникального положения требовались уникальные же дарования, такие, которые были бы очевидны абсолютно всем, в книге Деяний святых апостолов мы неоднократно встречаем упоминание дарований, без которых не было бы возможным активное распространение Евангелия: это не только способность понимать множество иностранных языков и дар пророчества, это, в первую очередь, способность исцелять больных, способность совершенно невероятная, к примеру, в 5-й главе книги Деяний есть рассказ о том, что целительным свойством обладала даже тень апостола Петра, и страдающие различными недугами люди пытались сделать так, чтобы попасть в область тени апостола. К числу необычайных дарований Древней Церкви можно отнести и невероятную силу проповеди апостолов, которая совершенно несопоставима с нашими слабыми и неубедительными словами. Было и много иного, такого, что не встречается уже в следующем поколении христиан. В столь сильных и явных проявлениях силы Духа Святого попросту отпала необходимость, во-первых, потому что христианство уже распространилось в достаточной степени, а во-вторых, по причине того, что человек имеет свойство привыкать абсолютно к чему угодно, так, в Первом послании апостола Павла к Коринфянам есть рассказ о людях, которые дары Духа Святого сделали предметом конкуренции между собой, а это, конечно же, абсолютно недопустимо с духовной точки зрения.
Сегодня подаваемые Духом Святым дары, как правило, имеют иные свойства и выражения, такие, которые не подразумевают какую-либо конкуренцию или же надменность со стороны тех, кто ими обладает. Самый главный из даров Духа Святого в современной Церкви — это дар любви, он проявляет себя в терпимости к другим и в желании оказывать окружающим посильную помощь. Но, как и вообще любое дарование, дар любви нуждается в постоянной поддержке и актуализации через соответствующие этому дару действия. Очень хочется надеяться, что мы — христиане — сможем сделать этот наш общий дар Духа Святого таким же очевидным для всех людей, какими были дары Духа Святого в Древней Церкви.
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.