
«Императрица Мария Фёдоровна». Элизабет Виже-Лебрен
Женщины царской семьи Романовых редко ограничивались одними только хозяйственными занятиями. Вдова Павла Первого – императрица Мария Фёдоровна активно занималась общественной работой и видела в ней исполнение своего гражданского долга.
Отличный организатор, она сумела создать самую крупную в империи сеть благотворительных организаций. Её назвали «Учреждения императрицы Марии». Ведомство оказывало бесплатную помощь детям, старикам, вдовам и инвалидам. Мария Фёдоровна сумела увлечь этим благим делом многих влиятельных людей. Сама она отдавала своей работе дни и ночи. «В отношении благотворительности императрицу можно было назвать ненасытною», - вспоминала одна из фрейлин. При дворе Марию Фёдоровну звали матерью всех несчастных и неимущих. Она умела утешить плачущих, помогала всем нуждающимся. Придворные сначала объясняли неутомимую деятельность императрицы её желанием славы, но вскоре поняли, что в благотворительности смысл жизни государыни. День, когда ей не удавалось сделать хотя бы одно доброе дело, Мария Фёдоровна считала прожитым зря.
Она взяла под своё крыло два института для благородных девиц. Потом стала опекать училище для сирот и родильный дом. Вскоре к ним прибавились больницы для бедных и приюты. Детям, оставшимся без родителей, Мария Фёдоровна уделяла особое внимание. Она сама была заботливой матерью и жалела сирот всем сердцем. А потому воспитательные дома для таких детей при императрице Марии стали благоустраиваться. Содержались они на личные средства государыни. Её чрезвычайно расстраивала переполненность учреждений для сирот. И Мария Фёдоровна придумала способ разгрузить их. Часть воспитанников она стала отдавать в деревни благонадёжным крестьянским семьям за хорошую плату. А узнав, что многих младенцев матери приносят в воспитательные дома, потому что не в силах их прокормить, императрица выделила для содержания таких детей по 120 рублей в год. И семьи могли не расставаться со своими малышами.
Государыня не ограничивалась одними идеями и указами. Она лично ездила инспектировать свои учебные заведения. Причем, появлялась, когда её никто не ждал. Обходила комнаты воспитанников, обедала с ними, присутствовала на уроках и экзаменах. Для детей эти приезды были настоящим праздником. А однажды императрица, можно сказать, спасла восьмилетнего ребёнка. Девочка-сирота опасно заболела. Врачи уже не брались её лечить. Государыня приехала и села у постели больной. Девочка, которая уже не могла говорить, услышав знакомый голос, открыла глаза. А Мария Фёдоровна, взглянув на неё, сказала: «Я убеждена, что этот ребенок выздоровеет, ещё так много жизни в его глазах». И действительно, девочка скоро поправилась.
Мария Фёдоровна постоянно увеличивала круг своих обязанностей. Она открыла одну из старейших и известных клиник Петербурга – Мариинскую больницу для бедных. Навещала пациентов, обеспечивала их деньгами. Помогала и вдовам, которым после смерти мужей было не на что жить. Для этих женщин Мария Фёдоровна строила так называемые Вдовьи дома. На пятьдесят процентов все эти заведения финансировала сама государыня. Остальные суммы поступали от частных лиц, которые вдохновившись кипучей энергией Марии Фёдоровны, жертвовали средства на дело помощи ближним.
К началу 19 века в благотворительных учреждениях императрицы училось 10 тысяч девушек, а в больницах бесплатно лечилось 20 тысяч человек. Больше сорока заведений входило в «Учреждения императрицы Марии». А государыня всё продолжала работать. Её современники говорили, что за свою жизнь Мария Фёдоровна сделала больше, чем все европейские монархи вместе взятые. Но скромная императрица не похвалялась своими делами. И о многом стало известно только после её ухода. В своём завещании Мария Фёдоровна благодарила всех, кто ей помогал и писала о своём жизненном кредо: «мы должны исполнять наши обязанности, соединяя все наши старания к сохранению детей, к возбуждению чувств материнских, к подаянию помощи и вдове, и сироте. Только тогда мы будем оказывать истинную любовь к ближнему».
25 декабря. О смирении

В 9-йглаве Евангелия от Марка есть слова Христа: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою».
О смирении — протоиерей Максим Горожанкин.
Смирение и чистота сердечная являются целью жизни православного христианина. Преподобный Серафим Саровский однажды и навсегда очень чётко и ёмко сказал: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Сам преподобный явил своей жизнью пример исполнения этих слов. И многие другие святые также поучают нас смирением своим.
Если мы откроем жития святых, если мы откроем Патерики и наставления святоотеческие, то увидим, какую великую пользу извлекали святые отцы, поучаясь в смирении. «Смиренному некуда падать», — можем прочесть мы в Отечнике, потому что он почитает себя ниже всех. И именно размышляя о себе в таком ключе, не превозносясь над другими, а смиряясь перед людьми и перед Богом, человек способен достичь святости. В чём да поможет нам всем Господь!
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О ветхозаветном законе и новой надежде
В 7-й главе Послания апостола к евреям есть слова: «Закон ничего не довёл до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу».
О ветхозаветном законе и новой надежде — священник Захарий Савельев.
Закон ничего не довёл до совершенства. Закон дан человеку в Ветхом Завете для того, чтобы человеку совсем не упасть в прегрешение, для того, чтобы человечеству не умереть в беззакониях. Закон строго загоняет человека в рамки для того, чтобы, когда греховный дурман рассеялся и явилась истина, человек узрел эту истину, покаялся в своих прегрешениях и воспринял её с добрым сердцем и чистыми намерениями.
Закон, наподобие родителя, насильно отвращает человека, как родитель отвращает ребенка от огня, чтобы он не опалил себя, развернув его в другую сторону. А будущая надежда, которой служит этот закон, воспринимается уже добровольно покаявшимся и очистившимся сердцем. И эта новая надежда и есть Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О подвиге святителя Досифея, митрополита Молдавского

Сегодня 26 декабря. День памяти святителя Досифея, митрополита Молдавского, жившего в семнадцатом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
В наши дни нам доступно православное образование и просвещение. Есть множество проектов: можно получить через интернет, через радио, через телевидение знания о богословии, изучить наследие святых отцов. А однако были времена, когда и люди вокруг были неграмотные. Так ещё если была богоборческая власть, так и возможности такой спокойно не было.
Когда мы смотрим на историю румынского народа, то мы видим, с одной стороны, это была автономия, которой не было у других православных народов — у сербов, у греков, у болгар — от османского владычества. Но, с другой стороны, больше дано — больше спросится. И то, что было автономное православное правление, накладывало на румынский народ большую ответственность перед Господом.
И эту ответственность на себя взял святитель Досифей, митрополит Молдавский. Конечно, его стали обвинять, что он на самом деле якобы шпион московского русского царства, и под конец жизни он вынужден был бежать на территорию Речи Посполитой, тоже в православные края. Умер во Львове, потому что уже не мог оставаться на своей родине ради просвещения, которому он трудился.
Но, как и в наши дни, порой обвиняют в православных странах людей в том, что они якобы связаны с Россией, что они действуют не в интересах своего народа, а в интересах какого-то русского правительства. Точно так же обвиняли и этого святителя, но спустя века его прославили в лике святых. Поэтому и сейчас человек, который служит единству православных народов, который служит церковному просвещению, может столкнуться с гонениями, но Господь обязательно всё расставит по своим местам.
Все выпуски программы Актуальная тема











