2 Тим., 298 зач., IV, 5-8.
Глава 4.
5 Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое.
6 Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало.
7 Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил;
8 а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Христианскую жизнь с её тяготами и сложностями апостол Павел в своих посланиях часто уподоблял войне, в которой христианин сражается с демоническими силами, и спортивному состязанию, в котором христианин выступает в роли участвующего в соревновании атлета.
Во Втором послании к Тимофею апостол Павел использует вторую из этих двух аналогий, и говорит о самом себе как о том, кто успешно движется к финишу. На это указывает используемая здесь терминология, которая, к сожалению, звучит невнятно в используемом нами русском переводе, а потому апостольская фраза «подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил» звучит не совсем понятно, в частности, не ясно, какое такое «течение» совершил апостол. Если же мы откроем более современные переводы, то всё станет на свои места, в одном из переводов это выражение звучит так: «Я хорошо провёл бой, я пробежал весь забег, я был верен правилам». Несмотря на неполное соответствие греческому оригиналу, этот перевод в полной мере воспроизводит его смысл: апостол Павел призывает смотреть на христианскую жизнь как на состязание со своими правилами и со своими испытаниями.
Вполне естественно, что в ходе любого спортивного соревнования, как и в рамках подготовки к нему, в какой-то момент может возникнуть желание всё бросить, забыть о своих амбициях и вернуться к нормальной человеческой жизни, но победить может лишь тот, кто сумеет преодолеть эти искушения. То же самое справедливо и в отношении христианской жизни: поначалу она кажется очень увлекательной, а всё то, что связано с Церковью, видится новоначальному христианину невероятно красивым, глубоким и мудрым. Кажется, что после вхождения в Церковь человека ждёт нечто совершенно необычайное и чрезвычайно духоподъёмное, но, как и в случае с занятиями спортом, через какое-то время наступает совсем иной этап: динамика исчезает, вместе с ней исчезает и интерес. Чуть позже может начаться и следующий этап, который проявляет себя через отвращение к тому, что раньше казалось невероятно прекрасным, а то, что виделось увлекательным, превращается в нудную «обязаловку» с налётом гнетущей скуки. Как и в спорте, далеко не все христиане способны преодолеть эти этапы, к сожалению, большинство из нас сходит с дистанции довольно быстро. Если в спорте такого человека сразу видно, то с христианством дело обстоит существенно иначе: можно формально оставаться христианином, более того, можно быть монахом или же священником, но жить при этом далёкими от христианства интересами и устремлениями. Впрочем, с точки зрения конечного результата, который апостол Павел выразил через выражение «венец правды», не имеет никакого значения сохранил ли христианин формально своё христианство или же он его вовсе отринул, значение имеет лишь то, что человек отказался от напряжённой борьбы. Цель апостола состояла в том, чтобы предостеречь Тимофея, а вместе с ним и всех христиан последующих поколений от искушения сдаться, ведь оно неизбежно придёт, и как всякое иное искушение, оно будет выглядеть вполне обоснованным и аргументированным. К примеру, христианин может увидеть, что внутренняя жизнь Церкви вовсе не такая, какой она должна быть в идеале, христианин может узнать, что церковные традиции зачастую имеют под собой весьма спорные основания, и что история Церкви — это не только история святых, но и история нравственных преступлений. Христианин может столкнуться со множеством, как кажется, неоспоримых свидетельств того, что евангельский путь ошибочен или даже ложен, но всё это — лишь искушения, которые возможно преодолеть молитвенной настойчивостью и исследованием примеров борьбы живших прежде нас святых.
Великое Славословие. Нина Юркова
Есть такая часть Всенощного бдения, которая называется Великое славословие. Начинается оно с того, что священник, стоя при открытых Царских Вратах, воздевает руки к небу, и очень торжественно, нараспев произносит: Слава Тебе, показавшему нам Свет! А хор откликается на это молитвой Ангелов, возвестивших пастухам рождение Богомладенца Христа.
Этот богослужебный момент с самого детства производит на меня впечатление. В моём воображении, при возгласе священника, сразу возникал целый ряд образов. Свет, по повелению Всемогущего Бога пронзающий темноту в первый день творения мира. Свет, который впервые видит ребёнок, появившийся из материнской утробы. И, наконец, свет в значении «мир». Помните, в сказке о Царе Салтане корабельщики говорят: «мы объехали весь свет...». Последний из образов казался мне, ребёнку, самым близким, поэтому возглас «Слава Тебе, показавшему нам Свет» я тогда истрактовала как благодарность молящихся Богу за то, что Он привёл их в этот мир, дал душе воплотится здесь, на земле.
И лишь позже, повзрослев, когда увидела богослужебный текст, в котором слово «Свет» написано с большой буквы, я поняла, что речь идет совсем о другом Свете — о Христе. Об истинном Свете, который просвещает всякого человека, приходящего в мир.
В моей голове всë встало на свои места. И тот детский восторг, возникающий в ответ на возглас, перерос в благодарное ликование об истинном Свете, который просвещает и освещает всякого человека, приходящего в мир.
Автор: Нина Юркова
Все выпуски программы Частное мнение
Вера Васильева и Владимир Ушаков
В 1953 году на «Мосфильме» снимали музыкальную комедию «Свадьба с приданым». Главную роль целеустремлённой и решительной колхозной бригадирши играла молодая, но уже известная актриса Московского академического Театра сатиры Вера Васильева. Её партнёром по фильму стал Максим Егоров. По сценарию его персонаж — бригадир соседнего колхоза — был женихом главной героини. Однако с Егоровым успели отснять всего пару сцен. Он заболел и отказался от участия в картине. Однажды утром Вера Васильева пришла на съёмочную площадку и узнала, что её новым «экранным женихом» будет актёр Владимир Ушаков. Вера уже встречалась с ним на одной сцене — год назад, в 1952-м, когда Ушаков был зачислен в труппу Театра сатиры. До этого несколько лет Владимир жил в Германии. В Потсдаме он служил в Драматическом театре группы советских войск. Однако театральная сцена — это одно, а кино — совсем другое. У Веры имелся успешный опыт киносъёмок. Для Ушакова же «Свадьба с приданым» стала первой серьёзной киноработой. Васильева беспокоилась — сработаются ли они? Однако её волнения оказались напрасны. Владимир сразу же вошёл в роль. Вера поражалась тому, насколько живо и искренне он играет. А Ушаков не просто играл. На съёмочной площадке Владимир выплёскивал собственные чувства. Ведь он всем сердцем полюбил Веру.
Васильева ничего тогда об этом не знала. Фильм «Свадьба с приданым» вышел на экраны и имел такой успех, что Театр сатиры включил постановку одноимённой пьесы, по который и был снят фильм, в свой репертуар. Едва ли не каждый день Вера и Владимир играли на сцене жениха и невесту. Тогда-то Ушаков понял, что больше не может таиться. Однажды после очередного спектакля он признался Вере в любви и предложил ей руку и сердце. Но... получил отказ. Васильевой казалось, что она испытывает к Володе лишь дружеские чувства. «Три года он ухаживал за мной, а я на его ухаживания не отвечала», — вспоминала Васильева. Но однажды вечером в квартире Веры раздался звонок. Девушка удивилась — она никого не ждала. Открыла дверь. На пороге стоял Ушаков. Он был до крайности взволнован: «Вера, я пришёл, чтобы спросить тебя в последний раз — ты выйдешь за меня? Если ответишь "нет", я отступлюсь и больше беспокоить тебя не стану». Вера долго смотрела на него, а потом вдруг обернулась и крикнула вглубь квартиры, где гремела на кухне посудой её мать: «Мама! Я выхожу замуж за Володю Ушакова!».
Свадьба была очень скромной. «Без приданого», — шутил Ушаков. Семейным гнездом стала его комната в театральном общежитии. Вера Кузьминична впоследствии признавалась, что совсем не была готова к роли хозяйки и даже яичницу на завтрак толком не могла пожарить. Но Владимира это, казалось, нисколько не смущало. Позже Самойлова говорила, что далеко не сразу поняла, сколько такта, терпения и любви проявлял к ней муж.
Он продолжал красиво ухаживать за любимой супругой. По вечерам мог вызвать такси прямо к порогу театра. Галантно открывал дверцу и заботливо усаживал жену, чтобы отвезти домой. Но Вере всё ещё казалось, что к мужу она не испытывает настоящих чувств. Всё изменилось, когда Владимир Петрович уехал в командировку. Без него всё вокруг вдруг померкло, показалось скучным, пустым, словно потеряло смысл. И тогда Вера поняла, что очень любит своего мужа. Всегда любила. Просто долгое время сама об этом не догадывалась.
Вера Васильева и Владимир Ушаков прожили в браке 56 лет. «У нас была настоящая крепкая любящая семья», — вспоминала Вера Кузьминична. Когда в 2011 году Владимир Петрович скоропостижно скончался от сердечного приступа, она продолжала жить так, словно он по-прежнему рядом. Каждый вечер вслух рассказывала мужу о том, как прошёл её день. «Наша с ним любовь на этом свете не закончилась», — говорила она.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
28 апреля. Об иконографии праздника Входа Господня в Иерусалим
Сегодня 28 апреля. Вход Господень в Иерусалим.
Об иконографии праздника, — протоиерей Владимир Быстрый.