Иак., 52 зач., II, 1-13.
Глава 2.
1 Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица.
2 Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде,
3 и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих,
4 то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями?
5 Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его?
6 А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды?
7 Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь?
8 Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, хорошо делаете.
9 Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками.
10 Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем.
11 Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона.
12 Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы.
13 Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Суть лицеприятия, порока, против которого выступает сегодня апостол Иаков, заключается в том, что мы по каким-то корыстным мотивам отдаём предпочтение одним лицам перед другими. При этом, как правило, возвышая одного, мы принижаем другого. Именно такую ситуацию рисует апостол Иаков в только что прозвучавшем отрывке. Это яркий пример того, как работает лицеприятие в социальном пространстве. Здесь зачастую речь идёт о предпочтении богатых, статусных, могущественных людей в ущерб бедным и беспомощным.
Не следует, однако, думать, что лицеприятие ограничивается лишь теми случаями, пример которых описан сегодня. Оно работает и в другую сторону. Бывает, что по тем или иным корыстным мотивам притесняют именно сильного в угоду слабому. Нечто подобное можно видеть в разного рода ток-шоу, когда ведущий, манипулируя общественным мнением, многократно преувеличивает вину власть имущего, стараясь выставить в выгодном свете простого работягу, окружить его особым ореолом. Богатый в этом случае оказывается виновным лишь потому, что он богатый. Таким образом, желая завоевать доверие простого народа, набрать, как сейчас говорится, электорат, стать популярным среди униженных и оскорблённых, спикер словно подыгрывает им, чтобы казаться своим за счёт тех, кто им ненавистен, и провести какие-то идеи в массы.
Всё это характерно не только для современного мира, но и для древнего. Неслучайно в Ветхом Завете в книге закона Моисеева была даже заповедь, в которой прямо говорится: «бедному не потворствуй в тяжбе его». То есть судей предупреждают, чтобы они судили нелицеприятно, не обращая внимания на то, кто перед ними, богач или бедняк. Каждый имеет право на справедливость. Когда речь идёт о правде Божией нет места предрассудкам и личным предпочтениям, тем более основанным на корысти. Как говорится в книге Притчей Соломона: «Богатый и бедный встречаются друг с другом, того и другого создал Господь».
Подобно этому лицеприятие не должно иметь место и в нашей личной жизни. А проваливаемся мы в него буквально каждый день. Встречая различных людей на своём пути, мы транслируем разное отношение к ним. Одним отдаём предпочтение, другими наоборот пренебрегаем. Перед одними заискиваем, других презираем. Одних возвышаем, других унижаем. И всё это не потому, что мы хорошо знаем человека лично и в курсе всего того, что ему довелось пережить на своём веку, но по причине собственных предрассудков и установок, которые не в последнюю очередь сформированы нашим же искажённым восприятием жизни через призму уязвлённого самолюбия и эгоцентризма. По сути, мы вешаем на человека ярлык и нарушаем заповедь Христа, который говорит прямо: «не судите, да не судимы будете». Это не означает, что мы должны бросаться в объятия каждому встречному. Осторожность и ощущение личных границ не помешают никогда. Это означает, что окончательный суд о человеке мы должны отдавать Богу, Который знает о человеке всё, даже то, чего может не знать о себе сам человек. Только Господь, как говорит Писание, есть судия, у Которого нет лицеприятия.
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.