О принце Петре Ольденбургском в 19 веке слагали легенды. Мало нашлось бы людей, которые за всю жизнь никому не причинили зла, а делали только добро. Пётр Георгиевич был именно таким. Жил для других и справедливо считался самым крупным благотворителем своего времени.
Пётру - представителю немецкого рода герцогов Ольденбургских и внуку императора Павла Первого - в юности прочили военную карьеру. Принц начал службу в Преображенском полку, но неожиданно для всех ушёл в отставку. Причиной ухода стал эмоциональный шок, который Пётр получил, увидев, как солдаты его полка прогоняют сквозь строй женщину, избивая её палками. Возмущённый Пётр заявил, что в цивилизованном обществе ничего подобного быть не может и написал прошение об отставке. С этого момента он стал заниматься исключительно благотворительной и воспитательной работой. За что получил прозвище – «просвещённый благотворитель».
Случай с несчастной наказанной так перевернул душу Петра, что он решил изменить жизнь женщин в России. Принц захотел уравнять их в правах с мужчинами. Он считал, что женщины должны учиться и получать высшее образование. Этот проект стал настоящей революцией. Пётр открыл первые женские гимназии. Организовал высшие женские педагогические курсы и медицинские училища. В стране не было должности министра женского образования, но в узких кругах принца называли именно так.
Образовательные учреждения вообще стали одной из главных забот Петра Георгиевича. Он взял под свою опеку сиротские дома и приюты. Их воспитанники получали не только образование, но и профессию. Принц был уверен, что детей нужно всесторонне готовить к жизни. Эта уверенность помогла потом тысячам сирот выбиться в люди. Кроме приютов принц открыл начальные школы и ремесленные училища.
Все учебные заведения Пётр Георгиевич содержал на свои деньги. Он никогда не брал взяток. И тратил своё миллионное состояние на простых, незащищённых людей. Именно дело защиты прав неимущих чрезвычайно волновало принца. И начинать нужно было с кадров – честных, справедливых юристов. Пётр Георгиевич продал свой дворец, чтобы на вырученные деньги основать училище правоведения - одно из самых престижных учебных заведений страны. Туда принимались только мальчики из родовитых семейств. Принц внушал им, что они должны быть верными, нелицемерными слугами Отечества и не должны ронять чести училища. «Помни о цели, для которой ты в нём воспитывался», - завещал Пётр Георгиевич. Про принца Ольденбургского говорили, что он прирождённый педагог, но он оказался ещё и гениальным администратором. Его стараниями об училище правоведения заботились члены царской семьи и лично императоры.
До Петра Георгиевича в России работало всего три детские больницы. При том, что заболеваемость среди детей была очень высокой. И однажды принц решил отметить свой очередной юбилей не пышным застольем, а строительством новой клиники для детей всех сословий, в особенности бедных. Три года возводилось здание с церковью и небольшой звонницей. Перед открытием клинику освятил митрополит ИсИдор. А возглавил её известный педиатр Карл РАухфус. В этой больнице впервые в России появились детское хирургическое отделение и изолированный корпус для инфекционных больных. Впервые врачи надели белые халаты. Молодым медикам оплачивались квартиры и питание. Была даже открыта школа нянь. А чтобы дети на время болезни не прерывали учения, к ним приглашали педагогов. Очень скоро клинику признали образцовым учреждением. На Всемирной выставке в Париже её наградили золотой медалью. Но лучшей наградой для Петра Ольденбургского стало то, что больнице дали его имя.
Знакомые Петра Георгиевича удивлялись, где он берёт время для того, чтобы опекать больше пятисот самых разных заведений. И ещё удивлялись, зачем ему – человеку царских кровей, всё это нужно. Ответ был очень простым. Принц считал своим долгом напоминать людям о сострадании к ближним, милосердии и благотворительности. Напоминать не словом, а делом.
Как не обижаться на духовника. Клим Палеха
Однажды мне позвонил духовник и попросил финансово помочь в восстановлении храма. У меня самого в тот момент с деньгами были трудности. Пришлось отказать. Батюшка не стал спрашивать о причинах моих проблем и повесил трубку. Признаюсь честно — это смутило.
Через несколько часов он перезвонил и извинился. Оказалось, что наш разговор прервался из-за срочного дела батюшки. Я же, за это время успел осудить своего духовника и заподозрить его в корысти. Особенно стыдно стало, когда, расспросив о моих проблемах, он сам предложил помочь.
— Батюшка, я о Вас плохо подумал — признался я ему. Как бы впредь избежать таких помыслов?
Он принял это доброжелательно и поделился своими истинными мотивами.
— Мне от тебя не только ведь деньги нужны были, а чтобы ты сделал то, что приблизит тебя к Богу, — сказал батюшка и добавил, — всегда надо помнить, что первостепенной задачей дьявола является разлучение священника с его духовным чадом.
Позже у Преподобного Феодора Эдесского я прочитал такие слова о духовнике:
«Не будь судьею дел отца твоего... Демоны начнут указывать тебе на недостатки его, чтоб оглушить уши твои для уроков его... или одними помыслами неверия расслабить тебя и разленить ко всякому виду добродетели».
После того, как батюшка попросил помочь храму и прервал разговор, я должен был задуматься, почему меня это смутило? Но вместо этого стал осуждать и подозревать. То есть, принял вредные помыслы, согласился с ними.
Правильный ход мыслей неизбежно привёл бы меня к осознанию собственных грехов. В данном случае — эгоизма и мнительности. Они могут испортить отношения со священником. Важно их вовремя заметить и пресечь.
С того момента, слова или действия духовника, которые меня смущают, я воспринимаю, как повод посмотреть в себя, найти свою болезнь.
Но, если и это не помогает, прямо обсуждаю это с духовником. Так и говорю: «Батюшка, меня смутило то-то и то-то...», — и мы разбираемся вместе.
Главное помнить, что Господь посылает испытания не для того, чтобы выбить нас из колеи, а чтобы избавить от страстей. Наша задача — увидеть их и сделать правильные выводы.
Автор: Клим Палеха
Все выпуски программы Частное мнение
7 ноября. О творчестве и мировоззрении Арсения Введенского
Сегодня 7 ноября. В этот день в 1844 году родился русский литературный критик, историк литературы Арсений Введенский.
О его творчестве и мировоззрении — протоиерей Артемий Владимиров.
Сын диакона, окончивший семинарию, он сначала пробовал свои силы в качестве домашнего учителя. Не забудем, что домашнее образование в дворянских гнёздах было весьма и весьма плодотворным и давало отличные результаты, поскольку общение от уст к устам, от сердца к сердцу учителя и ученика ознаменовывалось глубоким постижением предмета.
Сам Арсений Введенский мало-помалу восходил к глубокому профессионализму как рецензент, литературный критик. В кругу его деятельности оказывались такие имена, как Ломоносов, Достоевский, Гаршин, многие другие писатели, что позволило Арсению Введенскому стать одним из наиболее заметных рецензентов, под редакцией которого печатались самые знаменитые прозаические произведения XIX столетия.
Ценно то, что Арсений Введенский соглашался с Пушкиным: искусство должно быть величаво. Он был далёк от мысли назвать произведением искусства такое сочинение, которое распространяло бы запах растления, разврата, что, к сожалению, имело место в начале XX столетия после снятия всех и всяческих цензурных запретов.
Поэтому нам нужны такие литературные критики и рецензенты, как Арсений Введенский, люди не только прекрасного литературного вкуса, но и нравственного чувства, лучшим критерием которого является христианское мировоззрение и мироощущение.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 ноября. О собирании духовных плодов со Христом

В 11-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Кто не собирает со Мною, тот расточает».
О собирании духовных плодов со Христом — игумен Назарий (Рыпин).
Человек не может совершать добрые дела сам по себе. Если они не посвящены Богу и не исполняются ради заповеди Божественной, а ради того, чтобы уподобиться Христу, то, по сути, человек причиняет себе вред, потому что он делает это из тщеславия, из какого-то самодовольства, самолюбования, быть может.
И в конечном счёте, если это не посвящено вечности, то человек лишает себя этой вечности, не уподобляясь Христу.
Потому что смысл нашего обожения, цель нашей христианской жизни — стать похожими на Христа, обрести те свойства, хотя бы в малой степени, которые имеет Христос: любовь, милосердие, кротость, долготерпение, смирение глубочайшее.
То, в чём мы должны стать похожими на Христа, то, что иными словами называется богоподобие.
Все выпуски программы Актуальная тема







