Еф., 220 зач. (от полу́), II, 11-13.
Глава 2.
11 Итак помните, что вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными так называемые обрезанные плотским обрезанием, совершаемым руками,
12 что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире.
13 А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении апостол Павел напоминает Ефесянам о той перемене, которая произошла в их жизни с тех пор, как они приняли христианство. В этом смысле сегодняшний текст не миссионерский, но пастырский, так как он обращён не к тем, кто только интересуется верой, но к тем, кто уже обратился.
Но разве не странно, что апостол напоминает ученикам об их жизни в язычестве? По ощущениям память — это способность человека, которая может быть благословением и проклятием. Мы можем вспоминать встречи с близкими и любимыми людьми, минуты развлечения или отдыха и всего того, что связано с хорошими и радостными впечатлениями, с ощущением полноты жизни. Но в то же время, мы не застрахованы от воспоминаний, которые связаны с конфликтами, с нами собственными грехами, с моментами, в которые нам просто хотелось, что называется, провалиться сквозь землю, чтобы обезопасить себя самих или обезопасить других от себя, когда мы осознали, что делаем. Первые воспоминания мы воспринимаем — как положительные, вторые — как отрицательные и негативные. Но так ли всё просто на самом деле? Не являются ли негативные воспоминания важной часть нашего опыта, который позволяет нам жить дальше, не повторяя ошибок. Если бы в детстве я всякий раз забывал, что горячее обжигает, а острое режет, скорее всего я не дожил бы до настоящего времени. Но память об отрицательном опыте оказывается чрезвычайно важна для того, чтобы мы смогли жить дальше. Иногда мы бываем благодарны своей забывчивости, потому что она позволяет нам не нести с собой тот груз наших собственных или чужих поступков, который на нас давит. Но нередко воспоминания помогают нам понять, что происходит в нашей жизни, в чём причина тех или иных проблем и что делать, чтобы их больше не было.
Апостол призывает учеников вспомнить, что некогда они были язычниками и не знали Христа, они пребывали вне завета с Богом и не имели надежды, были безбожниками в мире. И если, не зная Ветхого Завета, они могли не переживать, о том, что не общаются с Мессией, то отсутствие надежды и безбожие было тем, что действительно их беспокоило. Дело в том, что несмотря на внешнюю весёлость, внутренне мировоззрение язычников того времени было очень пессимистичным, ведь само по себе язычество не могло предложить человеку никакого смысла жизни. Да, собственно говоря, язычество, рассказывающее о разных богах, к тому времени было скорее ритуальной практикой, не отвечающей духовным запросам ищущего человека. Потому-то люди и обращались к христианству, что оно спасало их от пропасти бессмыслицы, на краю которой он оказывался.
Конечно, как и все люди, собеседники апостола могли вспоминать разные ситуации из своего прошлого. Но специфика наших воспоминаний такова, что мы, хотя и не свободны от всплывающих в нашей памяти образов, всё же можем выбирать те из них, на которых хотели бы сделать акцент. Обращаясь к Ефесянам, апостол Павел не призывает их задерживаться на воспоминаниях о языческом прошлом, но тут же просит их вспоминать о Христе, в общение с Которым они вошли и благодаря Которому стали ближе к обетованиям Божиим.
Задумываясь о значении апостольских слов, мы должны обратиться к нашему собственному опыту. Что мы вспоминаем о жизни вне Церкви? Радует ли нас выбранный путь? Наверное, будет правильным сказать, что у каждого из нас свой опыт: у кого-то радостный, у кого-то трагичный. В то же время у всех нас есть одинаковая возможность выбирать из воспоминаний то, что представляется нам самым важным, и по совету апостола, нам стоит сделать акцент на воспоминании нашей встречи со Христом.
Послание к Римлянам святого апостола Павла
Рим., 91 зач., VI, 3-11.
Комментирует священник Антоний Борисов.
«Что умерло, умереть не может», — гласит девиз пиратов-героев романа Джорджа Мартина «Игра престолов». Интересно, что при определённом толковании приведённый девиз полностью соответствует христианскому вероучению. Не верите? Давайте проверим, обратившись к шестой главе послания апостола Павла к римлянам. Отрывок из данной главы читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 6.
3 Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?
4 Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.
5 Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения,
6 зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху;
7 ибо умерший освободился от греха.
8 Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним,
9 зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти.
10 Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога.
11 Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.
Прозвучавшие строки апостол Павел первоначально адресовал христианской общине Рима. Эта поместная церковь появилась без прямого апостольского участия, зародившись как бы «снизу» — благодаря деятельности принявших Христа представителей местной иудейской диаспоры. Затем к евреям-христианам стали присоединяться представители иных народностей. Так в Риме сложилась самобытная община, то жившая мирно, то испытывавшая гонения со стороны язычников.
Укрепляя и утешая римских христиан, апостол Павел напоминает им, в чём состоит суть таинства крещения. Во время крещения мы внутренне умираем для грехов мира. Вместе с пороками мы хороним прежнюю жизнь с её ошибками и промахами. Получается, что в крещении мы уже умерли и таинственно воскресли со Христом. Эти изменения, конечно, имеют преимущественно внутренний, незаметный физическому взору, характер. Однако дар вечной жизни, основанный на смерти и воскресении Спасителя, в нас есть. Он, как некий зачаток, ждёт своего времени, чтобы раскрыться и проявить себя полностью. Дадим ли мы этому семени благодати прорасти, зависит он нас.
Апостол Павел напоминает римским христианам, что смерти бояться не стоит, так как они уже умерли и воскресли в крещении. А то, что умерло, снова умереть не может. Кончина же тела предполагает лишь переход в иное состояние. Для искреннего христианина — в место или состояние, тут сложно подобрать определение, где нет уже боли и страданий. Это место-состояние зовётся раем, он является нашей духовной родиной. Той целью, ради которой мы были однажды приведены в этот мир.
Прозвучавший отрывок из послания к Римлянам не случайно читается именно сегодня — накануне наступления праздника Пасхи. В древности в этот день совершалось крещение оглашённых — людей, которые в течение года или даже большего срока готовились к принятию таинства. Крещение не совершалось, как это принято сейчас, в каком-то тесном кругу родственников и друзей. Оглашённых крестили в присутствии всей общины и вместе с крестящимися христиане повторяли крещальные обеты. То есть обещания — отвергнуть зло и быть верными Христу, умереть для тьмы и ожить для света благодати Божией.
Да. В наши дни подобной традиции не существует. Но через чтение из послания к Римлянам Церковь напоминает нам, что во Христе состоялось наше освобождение от последствий первородного греха, которые выражают себя не только в смертности, но и в трагичной искажённости окружающего нас мира, где царствуют жестокость и самолюбие. Спаситель, воскреснув, уже находится в Царстве славы Отца Небесного. Мы, не познавшие опыта смерти и, соответственно, воскресения, пока ещё находимся под тяжестью несовершенства этого мира. Но слова Писания дают нам светлую надежду на то, что вслед за уже увиденной реальностью Голгофской жертвы Христа для нас в полной мере откроется и реальность всеобщего Воскресения из мёртвых, где нашей вере, нашей надежде, нашей любви будет дан принципиально иной опыт жизни без смерти.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Принять участие в пасхальной акции и получить в подарок красивую открытку
Московская Марфо-Мариинская обитель милосердия запускает ежегодную пасхальную акцию «Красное яичко». Это продолжение исторической традиции помощи нуждающимся людям. Когда-то Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, основательница Марфо-Мариинской обители, в преддверии Пасхи объявляла сбор для бедных детей, а во время Первой Мировой войны и для раненых воинов. По всей Москве проходили Пасхальные базары, на которых можно было сделать пожертвование и получить небольшой подарок — красное яичко.
Сегодня обитель милосердия продолжает помогать нуждающимся — это малоимущие семьи, люди с инвалидностью и пожилые. Среди них — одинокий пенсионер Степан Григорьевич. Ещё пару лет назад он работал, имел стабильный доход, который позволял ему снимать жилье и даже делать небольшие накопления. Но после двух инсультов мужчина потерял возможность трудиться. Степан Григорьевич плохо разговаривает, ему тяжело ходить. Пенсии мужчине едва хватает на жизнь. В Марфо-Мариинской обители он получает продуктовые наборы, что хоть немного облегчает его финансовое положение.
Каждый месяц за помощью сюда обращаются более 1000 человек. Чтобы поддержать подопечных сотрудники обители милосердия, по примеру княгини Елизаветы Фёдоровны, организуют пасхальную акцию. Стать её участником просто — достаточно перейти на сайт акции «Красное яичко»: easter-obitelmiloserdiya.ru и сделать любой благотворительный взнос. Каждый участник получит в подарок электронную красивую пасхальную открытку, которую можно охранить себе, а затем разослать родным и друзьям. Таким образом у вас будет возможность стать участником большого доброго дела и поздравить близких с Пасхой!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Окончание Страстной седмицы и встреча Пасхи». Прот. Игорь Фомин, свящ. Александр Волков
У нас в студии были настоятель храма Александра Невского при МГИМО протоиерей Игорь Фомин и настоятель храма Сергия Радонежского в Солнцево священник Александр Волков.
Разговор шел о значении последних дней Страстной Седмицы, о Воскресении Христовом и о праздничных традициях пасхальных дней, а также о ежегодном московском фестивале «Пасхальный дар».