
Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Евр., 308 зач., III, 5-11, 17-19.
Глава 3.
5 И Моисей верен во всем доме Его, как служитель, для засвидетельствования того, что надлежало возвестить;
6 а Христос — как Сын в доме Его; дом же Его — мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца.
7 Почему, как говорит Дух Святый, ныне, когда услышите глас Его,
8 не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне,
9 где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дела Мои сорок лет.
10 Посему Я вознегодовал на оный род и сказал: непрестанно заблуждаются сердцем, не познали они путей Моих;
11 посему Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой.
17 На кого же негодовал Он сорок лет? Не на согрешивших ли, которых кости пали в пустыне?
18 Против кого же клялся, что не войдут в покой Его, как не против непокорных?
19 Итак видим, что они не могли войти за неверие.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Важнейшая мысль послания апостола Павла к Евреям заключается в том, что Иисус есть истинный Мессия или по-гречески Христос, который пришёл для нашего спасения. Апостол сравнивает раскрытие Божьего замысла о мире со строительством дома, или, как принято говорить, с домостроительством Божиим. Бог любит мир, замысел Господа очень возвышенный и величественный, и это предполагает Его постоянную заботу о мире. Люди, для которых создан мир, довольно часто идут в противоположную от Бога сторону — тому подтверждение: грехопадение Адама и Евы, жизнь человечества перед всемирным потопом, история гибели городов Содома и Гоморры, нежелание евреев уходить из Египта, несмотря на призыв пророка Моисея, и многое другое. Но как сохранить верность замыслу Божьему, если нельзя навязывать его насильно? Бог сделал это следующим образом: Он открывал его отдельным людям, для того чтобы они могли принять его точку зрения и уже затем словом или делом сообщить о нём другим. При этом они воспринимались как Божии слуги, друзья или соработники в деле исполнения Его замысла. Так, Авраам называется в Писании другом Божиим. При этом он просто живёт так, как говорит Ему Бог, оказываясь примером для ближних. Моисей же, не только сам откликнулся на Божий призыв, но и стал пророком Божиим, возвещал людям Его волю. Сегодняшнее чтение начинается с его упоминания именно потому, что он первым не просто сделал Божий замысел нормой своей жизни, но и призвал к этому других. Апостол говорит, что он был верным служителем и свидетельствовал о том, что должно было быть передано от Бога остальным людям. Апостол совершенно не случайно упоминает Моисея как слугу Божьего. Конечно, первым, кто исторически сотворён для этой роли, — был Адам. Ему и его жене Еве мир был дан во владение для того, чтобы они возделывали и хранили его. Но в первую очередь они должны были возделывать и хранить себя. Ведь не они были созданы для мира, а мир был создан для них. Неслучайно апостол, говоря о строительстве Божьего дома говорит совершенно потрясающую вещь: он называет домом Божьим людей. И вот Адам отказался от этого пути, Ной и Авраам согласились на него, но это был их личный выбор, их подвиг в мире, полном зла и неправды. Моисей же пришёл к людям и призвал их стать народом Божиим, тем живым домом, в котором Бог сможет жить. Жить в сердцах людей, объединённых верой в Него и любовью к Нему. Именно поэтому апостол пишет о Христе, что Он как Сын в Доме Божьем, как Тот, Кто явил нам Отца. В Его лице Бог пришёл в Свой дом, чтобы жить среди людей.
Но кто эти люди? Апостол Павел пишет: что это мы. Все мы, кто согласился участвовать в Божием строительстве. Впрочем, важно не только согласие. Он указывает на два условия: важно сохранить дерзновение и надежду. И это очень необычно. Мы привыкли к другим призывам: покаяние, смирение, исправление жизни. Апостол, как мы знаем, пишет и об этом, в других отрывках. Но в чём же ценность смелости, соединённой с надеждой? Очень просто. Речь ведь идёт о том, чтобы быть живым домом Божиим, быть одним телом со Христом... И здесь без дерзновения и надежды не обойтись никак.
«Начало христианской Церкви». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о том, как в книге Деяний апостолов описано зарождение и становление христианской Церкви.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных книге Деяний апостольских, первые главы которой читаются в храмах на Светлой седмице.
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена началу проповеди Апостолов.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Музыка и вера». Анна Сизова

У нас в гостях была певица Анна Сизова. Мы говорили с нашей гостьей о вере, музыке и о том, как они объединяются в её жизни и творчестве.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Подворье "Благодать"». Иеромонах Мелитон (Присада)
Гостем программы «Делатели» был руководитель подворья «Благодать» при храме прп. Сергия Радонежского в Ивановской области иеромонах Мелитон (Присада). Наш гость рассказал о своем удивительном пути к вере, об опыте общения со старцами — протоиереем Николаем Гурьяновым и архимандритом Кириллом (Павловым), о том, как стал монахом и одновременно «многодетным отцом», а также о том, как в его жизни появилось непростое и важное для него служение — опека над детьми-сиротами с ограниченными возможностями здоровья.
Ведущий программы: пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский
Все выпуски программы Делатели