Еф., 218 зач., I, 16-23.
Глава 1.
16 непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих,
17 чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его,
18 и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых,
19 и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его,
20 которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах,
21 превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем,
22 и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви,
23 которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Вполне естественно, что мы все, живя в материальном мире с его тяготами, заботами и скорбями, с его принципами и его устремлениями, являемся частью этого мира, он нас пленяет против нашей воли, и мы вынуждены жить по его законам. В этом мире сама идея всеобщего воскресения звучит крайне несовременно, а для многих и просто смешно. Материальный мир не подразумевает и веры во Христа, такая вера удел меньшинства, и христиане не могут не подпадать под давление окружающей среды, зачастую мы мимикрируем под неё, и тем самым, конечно же, изменяем себе. Так было всегда, и нельзя сказать, что в этом смысле мы живём в какое-то особое и уникальное время, всегда была пропасть между учением Христа и тем, что окружает человека, а потому всегда христиане со временем теряли свой первоначальный пыл и учились в себе самих совмещать требования окружавшего их мира и евангельские призывы Христа, естественно, что такое совмещение имело акцент не на Евангелии, а на наличествующей физической реальности.
Апостол Павел не считал такое положение дел нормальным, он прекрасно выразил своё отношение к попыткам совместить жизнь по законам человеческого сообщества с Евангелием, об этом Павел написал во Втором послании к Коринфянам: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?» (2 Кор. 6:14).
Вместе с этим, апостолу было совершенно очевидно, что никакой человек своими силами не способен оставаться на высоте христианского призвания, всем нам нужна помощь свыше. Но как обрести такую помощь? Очевидно, что ответ на этот вопрос не может быть односложным, равно как не может он быть единственным, ответы могут быть самыми разными, и каждый из них будет довольно пространным. Тем не менее, апостол Павел предлагает в Послании к Ефесянам один из возможных вариантов ответа, он пишет о своих молитвах за христиан Эфеса, в которых он просит Бога, чтобы «Отец славы» дал эфесским христианам «Духа премудрости и откровения к познанию Его», и просветил очи их сердец, дабы они «познали, в чём состоит надежда призвания Его».
Из этой апостольской молитвы мы можем сделать вывод о том, что именно позволяет нам оставаться на высоте христианского призвания и не изменять ему под давлением окружающего мира: это живительное воздействие Духа премудрости и откровения, то есть Духа Святого, Который приводит человека к познанию Бога-Отца через познание Господа Иисуса Христа.
А ещё из слов апостола Павла мы можем сделать вывод, что такая молитва и о себе самих, и о дорогих нам людях, и о всём мире должна быть регулярной и неотступной в молитвенной практике любого христианина, и если она будет, то от любви Божией нас, по Его неизреченной милости, нас не смогут отлучить ни скорбь, ни теснота, ни гонение, ни голод, ни нагота, ни опасность, ни меч (ср. Рим. 8:35), ни слава земной жизни, ни её радости, ни её всеобъемлющее неотступное давление.
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.