
Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Еф., 233 зач., VI, 10-17.
Глава 6.
10 Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его.
11 Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских,
12 потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных.
13 Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять.
14 Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности,
15 и обув ноги в готовность благовествовать мир;
16 а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого;
17 и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Конечно, все мы хотим мирной и спокойной жизни. Того же самого хотели и адресаты апостола Павла, у них тоже не было никакого бойцовского энтузиазма. Но апостол пишет, что жизнь христианина по своей сути похожа на жизнь военного: нам постоянно необходимо сражаться, но сражаться не с какими-то видимыми и осязаемыми врагами, а «против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6:12). Никаких иных врагов у христиан, по мысли апостола Павла, нет и быть не может, апостол мыслил таким образом не потому, что у него лично не было врагов среди людей, они были, и об этом довольно много сказано в его апостольских посланиях, слова Павла продиктованы тем, что люди зачастую становятся лишь инструментом в руках иных, значительно более могущественных, более коварных и более опасных сил, бороться с людьми, ненавидеть их и считать их источником всех своих бед апостолу казалось крайне неразумным, Павел умел видеть суть происходящих процессов, таковому видению он учил и своих духовных чад.
Здесь же апостол написал о том, какие инструменты необходимы христианам в нашей борьбе против извечного врага Бога и человечества. Первое место в павловом списке оружия отведено праведности, которая является необходимым условием постижения Христовой истины, это понятно и вполне предсказуемо, о том, что праведность, как уклонение от всякого зла, есть основа преуспеяния, было написано задолго до апостола Павла, вся библейская литература премудрости проникнута этой мыслью, достаточно вспомнить одно из многочисленных высказываний царя Соломона, которое содержит в себе книга Притчей: «Мерзость пред Господом развратный, а с праведными у Него общение» (Притч. 3:32).
Далее в своём перечне необходимого христианам оружия духовной борьбы апостол упоминает «готовность благовествовать мир». Здесь речь идёт о том, что христианин должен быть всегда готов к евангельской проповеди, конечно, не только словами, но и, в первую очередь, делами. Такая готовность — не только плод веры, она подразумевает и прекрасное знакомство с предметом проповеди, то есть с Христовым Евангелием и учением Церкви.
Особый акцент сделан апостолом Павлом на «щите веры». Действительно, без веры даже сама духовная брань делается невозможной, если нет веры, то человек попросту не в состоянии будет понять суть той борьбы, к который призывает своих читателей апостол. Неслучайно Павел пишет здесь не просто о вере как таковой, а соединяет её со словом «щит». Действительно, вера — это щит, который спасает от направленных на человека стрел, вера даёт возможность не вдаваться в исследование долетающих до нас стрел врага, скажем, раздражения, зависти или злобы, а отражать их при их к нам приближении, веруя в Евангелие, мы становимся способны распознавать стрелы нашего противника так, как опытный воин умеет делать вывод о местоположении врага и об используемом им оружии, а также знает, каким образом можно защитить себя.
Заканчивает же апостол свой перечень духовного оружия упоминанием слова Божия. В русском синодальном переводе «слово» написано с большой буквы, и есть опасность неправильного отнесения этого термина ко Второй Ипостаси Святой Троицы, то есть к Господу Иисусу Христу, тогда как у апостола Павла речь идёт о слове Божием в прямом смысле — о библейских и новозаветных изречениях. Слово Божие несёт силу в самом себе, оно облагораживает ум, очищает сознание, помогает видеть вещи такими, какие они есть, без вооружения словом Божиим достичь победа над извечным врагом рода человеческого ни у кого не получится.
4 ноября. О творчестве Николая Дубова

Сегодня 4 ноября. В этот день в 1910 году родился писатель Николай Дубов.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Писатель, о котором мы сегодня с вами говорим, хотя и был человеком своего времени и советской закалки, однако, родившись ещё за семь лет до революции, был человеком русской культуры. И более всего для него значили в творчестве понятия чести и долга, добро как естественная стихия русского сердца.
Его произведения, в своё время печатавшиеся тысячными тиражами, утверждали идеалы веры в любовь, учили делать правильный выбор, то есть содействовали нравственному воспитанию соотечественников.
Сегодня, может быть, эти известные некогда произведения «На краю земли», «Огни на реке» покажутся современникам наивными, однако факт остаётся фактом — важен результат. Важно, чтобы творчество писателя действительно отзывалось в душе добром, как говорил Александр Сергеевич Пушкин: «Лирою своею, он считал необходимым пробуждать чувства добрые».
И поэтому мы с благодарностью воспоминаем писателей советской эпохи, особенно раба Божьего Николая, человека, крещённого ещё в дореволюционную пору и отошедшего в вечность с сознанием выполненного долга.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 ноября. О духовном смысле праздника Дня народного единства

Сегодня 4 ноября. День народного единства.
О духовном смысле праздника — протоиерей Андрей Ефанов.
Не может государство быть сильным, если нет единства в народе, нет солидарности среди народов, составляющих федерацию, отсутствует единение, полнота нации. К чему приводит разрозненность народов, мы неоднократно видели на исторических примерах нашей Родины.
И сегодняшний день как память преодоления Смутного времени учит нас тому, что в единстве своём мы непобедимы. Однако только то единство можно назвать непобедимым, когда оно основано на глубокой вере народов в Бога, в исполнении Его заповедей.
В таком случае исполняется Божий замысел о нас, и Его покровительство укрепляет нацию в едином созидательном стремлении, которое направлено не только на укрепление государственности, но и на исполнение Божьего завета как на частном уровне, так и на государственном.
С праздником Казанской иконы Пресвятой Богородицы и Днём народного единства!
Все выпуски программы Актуальная тема
4 ноября. О всенародном почитании Казанской иконы Божьей Матери
                                    
Сегодня 4 ноября. Празднование Казанской иконе Божьей Матери.
О всенародном почитании этой иконы — священник Родион Петриков.
Что значит почитать икону? Можно отметить три грани почитания Казанской иконы.
Во-первых, это благодарность за историю. В 1612 году эта икона вдохновила ополченцев Минина и Пожарского. И не меч победил смуту, а единство народа перед её ликом. Как писал Патриарх Гермоген, Матерь Божия взяла русский народ под свой омофор.
Во-вторых, это доверие в испытаниях. В блокадном Ленинграде икону носили по улицам, и люди, терявшие силы, находили надежду. В их сердцах рождалось терпение сквозь отчаяние. И, как показала история, это терпение не было посрамлено.
Семейные заветы. Многие передают Казанскую икону Божией Матери из поколения в поколение. Это напоминание, что Матерь Божия будет всегда с нами. И в радости, и в горечи.
Седьмой Вселенский Собор учит: честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу. Вот в чём смысл иконопочитания. Икона — это живая связь со святыней, со святым и Пресвятой Богородицей, изображённой на иконе. Это окно в небо, а не амулет.
Пусть Божия Матерь научит нас вручать нашу великую страну Россию, наши семьи и души Её заступничеству. Радуйся, Заступница усердная рода христианского!
Все выпуски программы Актуальная тема



 



