
«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 213 зач., V, 22 — VI, 2.
Глава 5.
22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.
24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
Глава 6.
1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Сегодняшние слова апостола так и хочется написать крупными буквами повсюду: и дома, и на работе, и в храме. Ведь эти слова — о самом главном — о том, как нам проверять самих себя, в том ли мы духе ходим — или же водимы греховным плотским мудрованием и вообще чужды Христу?
Самый главный критерий, вокруг которого только и вращается мысль апостола — это тот самый «другой», который становится основным мерилом реального внутреннего состояния человека. И здесь диапазон — просто огромен.
«Ад — это другие» — произносит в заключение герой пьесы Сартра «За закрытыми дверями». В течении разговора персонажи понимают, что они уже умерли и находятся в аду. И всё, что им осталось — это общение друг с другом. Но с каждой минутой становится всё напряжённее и напряжённее. Пьеса заканчивается хлёсткой репликой, своего рода диагнозом внутреннего состояния: «Ад — это другие». Для Сартра наличие рядом другого — это жизнь под чужим надзором, «опредмечивание» личности как объекта для изучения и наблюдения — то есть исключение свободы.
Но для апостола Павла — впрочем, как и вообще всей христианской традиции — другой — это не «холодный микроскоп» для принудительного наблюдения — а «ближний», то есть тот, кто находится рядом — и поэтому от него — тепло! Взгляд Сартра — это взгляд озлобленного человека, застрявшего в самом себе, носителе «нелюбви» — холодной, оценивающей, презирающей. Взгляд апостола — это взгляд любящего — пусть и всё еще несовершенного в своей любви — но учащегося различать сущностное от наносного, подлинное — от кажущегося. Апостол ясно осознаёт: если для Бога «лишних людей» не существует, если Он посылает дождь и на злых, и на добрых без всякого различения, то не может быть никакого оправдания человеку в его нелюбви.
Но любовь, к которой зовёт всех апостол, — это очень далеко отстоящая от «чувственных ахов и охов», от сердечных переживаний и ревнивых подозрений. Христианская любовь — не «собственническая», а «отдающая», жертвенная — не ищущая «своего», но только пользы и блага «другого». Это взваливание на себя ноши другого — со всеми его особенностями, пороками, «невыносимостями» для нас — и есть заповеданное Христом крестоношение. Куда легче регулярно причинять самому себе ту или иную боль — и воображать, что тем самым «соучаствуешь в страданиях за Христа» — чем потерпеть откровенную глупость твоего соседа по работе. Или не сорваться в ярость при очередном проступке ребёнка.
Одним словом, дело спасения можно представить в виде непрекращающегося... танго — где во взаимодействии с Его Величеством Другим только и можно развить навыки деликатного взаимодействия друг с другом — и вот тогда Другой прекращает быть адом, и становится источником полноты жизни и счастья!
3 июля. О кротости и смирении Христа

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Я кроток и смирен сердцем».
О кротости и смирении Христа — священник Захарий Савельев.
Смирение Христа заключается в том, что Он, будучи Богом, будучи Творцом, воплотился и стал человеком. В этом Его кротость и смирение заключаются как Бога— Бог, Который снизошел до человеческого естества.
Но, кроме того, кротость и смирение Спасителя ещёи проистекает из Его земной жизни как человека, потому что Он не гнушался хромых, слепых. Спаситель принимал всех людей и не оставлял без Своего внимания не только людей обычной наружности, но в том числе и болящих.
Но, кроме того, и смирение Спасителя заключается в том, что на Тайной Вечере, будучи Учителем и Наставником, а также Богом и Спасителем целого мира, Он умыл ноги Своим ученикам. Это действительно великая кротость и великое смирение и большой пример для подражания всем нам.
И по сей день при совершении Таинства Евхаристии эта кротость и смирение каждому из нас напоминается через чтение Священного Писания на литургии и, в общем-то, образом богослужения. Само совершение литургии нам это паки и паки напоминает. Вообще, то, что мы совершаем Божественную литургию, что мы кусаем зубами Того, на Кого ангелы боятся смотреть, как говорил об этом святитель Иоанн Златоуст.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 июля. О превозношении

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя».
О превозношении — священник Родион Петриков.
О, как легко забыть эту простую истину, особенно когда речь идёт о вере, традициях, нашей национальной или даже церковной принадлежности!Человек может гордиться тем, что он — часть правильного народа, истинной конфессии и духовной элиты.
Вот именно такому человеку апостол напоминает:«Корень не ты, не мы, а Бог». Представьте себе ветвь, которая начнёт хвалиться: «Я самая зелёная, я самая плодовитая». Но что будет, если её отсечь от дерева? Что останется? Да, только сухая палка.
Так и мы, наша вера, традиции — всё это имеет смысл, только пока мы живём живой жизнью со Христом Спасителем. Гордость в вере — это особый соблазн. Кажется, что ты ближе к Богу, выше, интересней, правильней, праведней, но корень не в этом. Корень — Христос Иисус.
И если мы забываем об этом, наша вера может превратиться в фарисейство. Так что сегодня хороший день, чтобы спросить себя: «А не превозношусь ли я, не думаю ли я, что моя праведность — моя заслуга?»
Ведь, честно сказать, если и есть в нас что-то доброе, то это потому, что нас питает Божья Христова благодать.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 июля. О самоотверженном труде Маргариты Рудомино

Сегодня 3 июля. В этот день в 1900 году родилась библиограф и библиотекарь Маргарита Рудомино.
О её самоотверженном труде — протоиерей Артемий Владимиров.
Это корифей библиотечного дела Советской России.Родилась Маргарита Ивановна задолго до революции и вошла во вторую треть XX столетия превосходным знатоком иностранных языков (преимущественно французского, английского), библиотекарем высочайшей квалификации, что позволило ей добиться строительства особого здания, которое нынче называется Библиотекой иностранной литературы.
Маргарита Ивановна — человек слова и дела. Совершенно самоотверженно трудилась она из года в год, и мы ей обязаны: новым методам библиотечного дела, связям библиотек между собой, также контактам с иностранными библиотеками.
Между прочим, Маргарита Ивановна — основоположник особого метода изучения иностранных языков. Курсы, ею основанные, сейчас называются Лингвистическим университетом или Институтом иностранных языков Мориса Тореза на Остоженке.
Так что сотни и тысячи студентов, сами того не зная, выходят специалистами, художественными, синхронными переводчиками благодаря гению Маргариты Ивановны.
Все выпуски программы Актуальная тема