1 Тим., 285 зач., IV, 4-8, 16.
Глава 4.
4 Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением,
5 потому что освящается словом Божиим и молитвою.
6 Внушая сие братиям, будешь добрый служитель Иисуса Христа, питаемый словами веры и добрым учением, которому ты последовал.
7 Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии,
8 ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей.
16 Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Генерал Гривус — один из самых зловещих персонажей Звёздных войн. Данный персонаж задумывался создателем киноэпопеи Джорджем Лукасом с целью показать зрителям злодея, предвещавшего появление ещё более тёмного героя — Дарта Вейдера: тяжёлое дыхание, тело робота и ненависть ко всему доброму стали, в этом смысле, знаковыми чертами. А ещё именно из уст Гривуса мы слышим характерную для негативных персонажей Звёздных войн фразу — «Джедайская погань».
Надо сказать, что в данном случае мы имеем дело с крайне удачной подборкой терминологии. Ведь понятие «погань» является самым что ни на есть религиозным и обозначает нечто отвратительное, то, что не имеет права на существование с точки зрения чьей-то веры. В случае с Гривусом — тёмной и бесчеловечной.
Интересно, что «погань» (или иначе — «скверна») при различном толковании до сих пор занимает важное место в мировоззрении некоторых религий. Мир для представителей данных вероучительных направлений делится на две половины — святую и скверную. В случае с христианством ситуация обстоит совершенно иначе. Так, в прозвучавшем отрывке из первого послания к Тимофею мы слышим такие слова апостола Павла: «всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою». Святой подчёркивает, что всё, созданное Господом, освящено Им и не может быть плохим.
Но в то же время нельзя отрицать, как много несправедливости и зла совершается вокруг нас в мире, как много по-настоящему отвратительных вещей мы можем наблюдать. Неужели апостол призывает нас именовать зло добром? Конечно — нет! Безусловно, в мире присутствует тьма. Но она Богом не создавалась. И к этой тьме не имеют отношения какие-то виды животных и птиц, признаваемые в других религиях нечистыми. Не считают христиане проявлением погани, например, нижнюю часть человеческого тела. Ведь именно такими сотворил нас Бог.
Господь призывает нас к мудрости. Мы не делим мир на белое и чёрное. Мир сотворён Богом и является добрым по природе своей. Но мир был поручен свободе человека — свободе, которая оказалась использована во вред. Так и появилось зло, существующее не само по себе, а исключительно в формате искажения добра. Тьма есть паразит, высасывающий свет из творения Божия.
Вот почему апостол Павел призывает Тимофея бороться с пороками в Церкви не столько при помощи административных мер, адресованных иным людям, а с помощью веры, доброй совести и евангельского учения, направленных на внутреннее преображение самого Тимофея. Только тот, кто победил грех в своей жизни, способен по-настоящему изменить мир к лучшему, дать людям почувствовать, что и они способны преодолеть пороки и страсти.
Упомянутые выше генерал Гривус и Дарт Вейдер когда-то были добрыми существами, но вступили на путь зла, когда допустили возможность установления жёсткой диктатуры, принуждающей граждан следовать чьей-то железной воле, заставляющей соблюдать навязанный извне порядок. Подобная логика для апостола Павла немыслима. Церковь для него не система или корпорация. Это живой богочеловеческий организм, частью которого можно быть, во-первых, только свободно, а, во-вторых, только благодаря любви Христовой. А она адресована и хорошим, и плохим. И старательным, и не радеющим. Во всяком случае — до времени. И уж точно — в глазах Божиих никто из нас (как бы ни глубоко было наше падение) не является поганью, но для каждого из нас открыт путь в Царство Божие — наш небесный дом.
Тридцать сребреников Иуды
Земля Израиля таит в себе множество загадок. На протяжении веков здесь происходили события, описанные в Библии, и сама почва стала хранителем материальных свидетельств Священной истории. Впервые к этим тайнам люди прикоснулись во второй половине девятнадцатого столетия – именно тогда археологи потревожили недра Святой земли. Французский ученый Луис де Сольси, англичане Флиндерс Петри и американец Уильям Олбрайт были пионерами раскопок, которые положили начало особой науке – библейской археологии. Нескольких передач не хватит, чтобы просто перечислить открытия совершенные в этой области знаний.
Непременным трофеем всех археологических исследований оставались монеты – неизменное свидетельство любой эпохи. Древних денег в рамках библейской археологии было обнаружено невероятное количество! И хотя большая их часть не представляла собой особой научной ценности, однако, они стали особым маркером времени. Именно монеты часто давали ученым возможность уточнить датировку эксклюзивных артефактов, обнаруженных в том же культурном слое земли. Роль древних денег оказалась настолько значимой, что в созданном в 1948 году Управлении древностей Израиля был учрежден особый департамент нумизматики.
Особую роль древние монеты сыграли, как иллюстрация некоторых станиц Евангелия. Так, благодаря археологам-нумизматам стало известно, как выглядели те тридцать сребреников, которые Иуда получил от иудейских первосвященников за предательство Христа. О том, что поведали ученым древние монеты, рассказал начальник департамента нумизматики Израильского управления древностей, доктор исторических наук Дональд Ариэль.
Комментарий эксперта:
Во времена Иисуса Христа в Израиле использовалось сразу несколько видов валюты. В основном в обращении были греческие и римские деньги: динарии, драхмы, статиры и многие другие. Так какие же именно серебряные монеты вошли в историю человечества, как символ предательства? Евангельский текст не дает однозначного ответа на этот вопрос. Однако, в книге иудейского историка первого века Иосифа Флавия сказано, что каждый иудей был обязан платить так называемый храмовый налог. И вносить этот налог было настоятельно рекомендовано в шекелях, отчеканенных в финикийском городе Тир. Тирских шекелей сохранилось до наших дней немало. Они наличествуют как в запасниках Израильского управления древностей, так и в частных коллекциях. На лицевой стороне этих монет изображен финикийский языческий идол Мелькарт, на реверсе отчеканен орел и круговая надпись на греческом языке «Тир священный и неприкосновенный».
Тирские шекели благодаря своему особому статусу в храме неофициально считались в Израиле национальной валютой. Для того, чтобы иудеям было удобно платить храмовые подати, во дворе Иерусалимского храма стояли столы меновщиков, которые предлагали обменять любые имеющиеся у человека в наличии деньги на шекели, отпечатанные в Тире. Именно такие столы и опрокинул Христос, выгоняя из Божьего дома торговцев и менял – этот эпизод описывают все четыре евангелиста.
Но почему служителями Иерусалимского храма отдали предпочтение именно тирским шекелям – этим странным монетам с изображением языческого божка? Доктор Дональд Ариэль дает очень простое объяснение этому факту.
Комментарий эксперта:
Тирские шекели считались самой надежной валютой в Римской империи. Это было связано с тем, что из всех серебряных монет они имели наибольший вес – 14 граммов, в отличие, например, от римских динариев, которые весили всего три с половиной грамма. К тому же в тирских шекелях было самое высокое содержание драгоценного металла –94 процента. Надо полагать, именно эти достоинства монет заставили иудеев примириться даже с изображением на них языческих идолов.
Иуда не выдержал груза свой вины – предав Иисуса Христа за тридцать сребреников, он пошел и удавился. Полученные монеты он вернул первосвященникам, но те не приняли деньги в храмовую казну – слишком уж неоднозначной была сделка, в которой они были задействованы. Барыш Иуды пустили на покупку участка для погребения странников, и эта территория в Иерусалиме и сейчас носит название Акелдама, что означает «земля крови».
А сребреники – то есть, как выяснили ученые, тирские шекели, самые востребованные из всех разновидностей денег во времена Второго Иерусалимского храма, навсегда вошли в историю человечества, как символ цены предательства.
1 мая. О приготовлении Христа к погребению
В 26-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа о женщине, возлившей на Него миро: «Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память её и о том, что она сделала».
О приготовлении Христа к погребению, — протоиерей Михаил Самохин.
1 мая. О возмущении души Христа
В 12-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел».
О возмущении души Христа, — протоиерей Георгий Завершинский.