1 Тим., 283 зач., III, 1-13.
Глава 3.
1 Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает.
2 Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен,
3 не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив,
4 хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью;
5 ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?
6 Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом.
7 Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую.
8 Диаконы также должны быть честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы,
9 хранящие таинство веры в чистой совести.
10 И таких надобно прежде испытывать, потом, если беспорочны, допускать до служения.
11 Равно и жены их должны быть честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем.
12 Диакон должен быть муж одной жены, хорошо управляющий детьми и домом своим.
13 Ибо хорошо служившие приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Днём рождения Христианской Церкви является праздник Пятидесятницы, когда на апостолов, учеников Иисуса Христа, в виде огненных языков пламени сошла благодать Святого Духа. Начиная с этого момента Церковь начала жить и развиваться. Древняя Церковь по своему устройству довольно сильно отличалась от современной. В ней имелись виды или чины служения, которые затем перестали существовать. К исчезнувшим видам служения относится, например, апостольство.
Апостолы были избраны лично Христом, и никто иной уже не мог апостолов назначить. Соответственно, к концу первого — началу второго веков апостольство как чин исчезло вместе с его носителями. Утратили свою актуальность и такие служения, как пророки (особые проповедники и прорицатели) и экзорцисты (гонители злых духов). Другие же чины служения, возникшие в ранние века христианства, в Церкви остались и существуют сегодня. Например, диаконы.
Диаконство как вид служения был установлен самими апостолами. Диаконы стали помощниками учеников Христа в хозяйственном устроении церковных общин. Впоследствии эта обязанность с диаконов была фактически снята, и они теперь исполняют функцию помощников епископа или священника в совершении богослужения. Ещё одним чином, появившимся благодаря апостолам, стало священство или пресвитерство. Пресвитеры были поставлены руководителями основанных апостолами общин. В их обязанность входило совершение богослужений, проповедь Евангелия и пастырская забота о членах общины.
Древняя Церковь не знала различий между епископом и пресвитером. Во всяком случае — такой вывод мы можем сделать из сегодняшнего чтения. Апостол Павел, направляя обширное послание своему ученику Тимофею, ставшему епископом в Эфесе, упоминает только два чина церковного служения. Это епископ и диакон. О пресвитере (священнике) Павел умалчивает. В чём же состоит причина? Действительно — первоначально епископское и священническое служение в христианстве были плотно переплетены, фактически представляя собой единую форму. Но довольно скоро в разделении возникла необходимость.
О ней, в частности, говорит блаженный Иероним Стридонский. В его толковании на книгу Деяний святых апостолов мы находим следующие мысли. Епископское служение, как отличное от священнического, понадобилось тогда, когда число христиан умножилось, а в одном и том же городе появлялось сразу несколько приходских общин. Каждая из них возглавлялась пресвитером-священником. Чтобы не было среди них споров и ссор, и было введено отдельное епископское служение. Епископу же Церковь поручила рукополагать (то есть поставлять) новых священников и диаконов.
Произошедшее изменение не изменило, впрочем, тех строгих требований в отношении клириков, о которых (требованиях) мы слышали в прозвучавшем чтении. Вне зависимости от степени посвящения (особенностей сана) служитель Церкви должен быть искренне верующим, честным, совестливым, нежадным, милосердным человеком. Но есть у каждого типа служения и свои особенности. Так, диакон, с библейской точки зрения, призван всё же не просто украшать своим голосом богослужение, но быть ответственным за хозяйственные нужды прихода. И, может быть, стоит вернуть диаконам их изначальные обязанности?
Особенность служения пресвитера-священника — не только совершение богослужений, таинств и треб, но ещё и проповедь, научение прихожан вере и благочестию. И, наконец, епископ. Он, с одной стороны, заботится о поддержании порядка и благочестия на вверенной ему Церковью территории (епархии). Но он также представляет позицию Церкви и даже защищает её перед лицом внешних сил. В том числе и в диалоге с государством.
Но опять же — вне зависимости от особенностей служения каждого из церковных чинов — подход к моральной жизни клирика у апостола Павла очень строгий. Ведь нельзя кого-то учить Евангелию и служить Церкви, ведя при этом безнравственный образ жизни. Правоверие должно непременно подкрепляться праводеланием, то есть жизнью по вере!
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (26.11.2024)
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 318 зач., VII, 26 - VIII, 2
Комментирует священник Антоний Борисов.
Иерусалим — город проповеди, смерти и воскресения Христа — по-прежнему имеет для православных христиан особенное значение. Не только в связи с упомянутыми событиями из жизни и служения Спасителя, но и потому что именно в Иерусалиме через сошествие Святого Духа на апостолов была основана наша Церковь. Первоначальным членам Иерусалимской церкви апостол Павел направил однажды послание, вошедшее в состав Библии под названием «Послание к Евреям». Отрывок из 7-й и 8-й глав этого послания читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 7.
26 Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес,
27 Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого.
28 Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, на веки совершенного.
Глава 8.
1 Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах
2 и есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек.
Распространившись по всему миру, православные христиане по-прежнему сохраняют духовную связь с Палестиной, где вот уже более двух тысяч лет существует поместная Иерусалимская Церковь. Первым её епископом, то есть главой и духовным наставником был святой Иаков, сводный брат Христа, сын Иосифа Обручника от первого брака. Иаков первоначально не верил в Иисуса как в Мессию, но, как свидетельствует Предание, в корне изменил своё мнение, увидев воскресшего Брата. Иакова ещё при жизни прозвали Праведником — даже непримиримые враги христианства не могли отрицать его благочестия и личной святости. Это, однако, не помешало им жестоко убить святого Иакова. Ветхозаветные законники возвели его на крышу храма Соломона и сбросили оттуда вниз на землю. Покалеченного Иакова гонители добивали камнями.
Убийство иерусалимского праведника произошло в начале 60-х годов первого века. В это же время в Риме иной святой — апостол Павел был оправдан имперским судом и отпущен на свободу. Узнав о безвременной кончине святого Иакова, Павел поспешил направить христианам Палестины послание, в котором призывал их не падать духом, набраться храбрости и быть верными Христу. Как уже отмечалось выше, указанный текст вошёл в состав новозаветной части Библии под названием «Послание к Евреям».
В этом послании апостол Павел рассуждает о том, кому принадлежит право быть главой Церкви. И делает однозначный вывод, что данное право есть только у Христа, Который является основателем церковного сообщества. Крестная жертва Спасителя есть, по мысли Павла, фундамент существования Церкви.
При этом Христос управляет Церковью через конкретных людей — епископов. Епископ — высшая степень церковного служения. Первые епископы были поставлены в первом веке святыми апостолами. Современные епископы Православной Церкви так же, как и епископы древности, являются наследниками учеников Христа. Человек, поставленный в степень епископа, призван всю свою жизнь посвятить служению Богу и людям. Епископ, достойно несущий своё служение, приближается ко Христу как абсолютному эталону — «Первосвященнику святому и непорочному». Примером такого достойного служения был святой Иаков Праведный. Таковым был и святитель Иоанн Златоуст, память которого Православная Церковь совершает сегодня, 26 ноября по новому стилю.
Иоанн Златоуст, живший на рубеже четвертого и пятого веков, вошёл в историю как великий аскет. Будучи Патриархом столичного града, Константинополя, он жил самой простой жизнью, являлся большим постником и молитвенником. Подобно Иакову Праведному, Златоуст стал жертвой человеческой злобы и завершил свою земную жизнь в изгнании в 407 году. Но промысел Божий расставил всё на свои места — Иоанн Златоуст теперь один из самых почитаемых православных святых, а его гонители посрамлены на века. Что служит для каждого христианина укреплением веры в Божественную справедливость.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем Вячеславу из Омска пройти реабилитацию
Вячеславу из Омска 19 лет. В раннем детстве мальчик перенёс тяжёлое заболевание, которое повлекло за собой осложнения. Поэтому сегодня Слава не может нормально двигаться и ходит только с опорой, но всеми силами с поддержкой мамы старается это исправить. Молодой человек выполняет дома необходимые физические упражнения и по возможности ездит на занятия со специалистами.
Он стремится жить активно, как и многие его сверстники. Слава учится в университете на филолога. С удовольствием читает, пишет эссе и критические статьи на разные произведения. В будущем хочет стать литературным критиком и даже потихоньку ищет подработку в этой области.
Пока Слава не может обходиться без посторонней помощи. Но у него появился шанс стать более самостоятельным. Недавно молодому человеку провели операцию на ногах. И теперь он может научиться ходить уверенно, без поддержки. Однако для этого важно пройти профессиональную реабилитацию. Семье из Омска необходима помощь в её оплате. Папа Славы умер и маме приходится справляться со всеми заботам одной.
Если вы хотите поддержать Вячеслава на его пути к самой важной победе, переходите на сайт фонда «Мои друзья», в раздел «Нужна помощь» и сделайте любой благотворительный взнос.
Также вы можете отправить СМС на номер 7715 со словом «Друзья» и любой суммой, например, «Друзья 100».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов